Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Преподобный Иосиф Волоцкий



(Иван Санин; 1439-1515)

Святой преподобный Иосиф в возрасте двадцати лет постригся в монахи, а в 1479 году основал новый монастырь возле города Волоколамска, где и был поставлен настоятелем. Сам игумен был во всем примером для братии. Пища в монастыре была самая простая, все носили «худые» одежды и обувь из лыка, то есть лапти. В кельях своих братия ничего не имели кроме икон и книг божественных. Монастырь оказывал самую широкую помощь. Так, в голодные годы Иосиф с братией кормил больше семисот человек, не считая детей.

Игумен Волоцкий был сподвижником святителя Геннадия, архиепископа Новгородского, в его борьбе против ереси.жидовствующих». В ходе полемики с этими ере-тиками преподобным и был написан блестящий обличительный трактат «Просветитель». В сущности это было первое русское богословие. В «Просветителе» и было дано, уже на богословском ровне, развернутое толкование хулы на Духа Святаго: «Они (жидовствующие ереики. - Сост.) назвали ложным Божественное предвечное Рождество Христа от Отца и издевались над Его вочеловечением ради нашего спасения, говоря, будто у Бога Отца Вседержителя нет ни Сына, ни Святого Духа, Единосущных и Сопрестольных Ему, будто бы нет Святой Троицы. А когда в книгах говорится, что у Бога Отца Вседержителя есть Слово и Дух, то это означает произносимое слово и дыхание, которое растворяется в воздухе.

Да устыдятся... утверждающие, будто Божество единолично и односоставно и будто Бог Отец Вседержитель не имеет Сына, Единосущного и Сопрестольного Себе...

Скажем далее с помощью пророчеств Священного Писания и о Святом и Живо-творящем Духе, Который Единосущен Сопрестолен Отцу и Советник Ему. Как Сын — Советник Отца, так же и Дух Святой является Советником Отца, Богом и Владыкой, Создателем и Творцом всего видимого и невидимого вместе с Отцом и Сыном. Так учат отцы, патриархи и святые пророки. Еретичествующие же слуги великого князя мудрствуют противно этому, говоря, что Бог Отец Вседержитель имеет дыхание, исходящее от Него, которое растворяется в воздухе. Но смотрите, безумные и нечестивые! Что безумнее этих слов? Что больше этой хулы? Вы не уподобили Святой Дух ни Ангелу, ни душе. Ангел, будучи бесплотным, не растворяется в воздухе, но вечно живет, также и душа. Чему же вы уподобили Святой Дух? Ветру? Дыму? Они растворяются в воздухе и уходят в небытие.

Если Святой Божий Дух растворяется в воздухе, то почему, говоря о Нем, пророк Исайя называет Его Духом Божиим, Духом премудрости, Духом разума, Духом совета, Духом крепости, Духом ведения, Духом благочестия, Духом страха Божия?

Ведь дыхание, растворяющееся в воздухе, не подает ни мудрости, ни разума, ни совета, ни крепости, ни ведения, ни благочестия, ни страха Божия, но вскоре после появления уходит в небытие»32.

32. Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель. – М.: Спасо-Преображенский монастырь, 1993. С 24, 48, 55.

Из богословского трактата Иосифа Волоцкого хорошо видно, что ересь жидовствующих в сущности имела лишь отдалённое отношение к подлинной ветхозаветной иудейской религии, в которой существовало ясное понятие о Духе как силе Божией: Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2); Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их (Пс 36, 6). В ветхозаветном Израиле богохульник должен был быть казнен — побит камнями (см.: Лев 24, 15-16; Чис 15, 30-36). А определение Духа Божия просто дыханием Бога, растворяющимся в воздухе, в те времена однозначно было бы воспринято как Богохульство и соответственно наказано.

В новозаветной же Церкви это лжеучение должно быть предано анафеме. Основанием для этого является послание святителя Афанасия Великого и отцом Александрийского Поместного Собора (362 года) к антиохийцам. В нем разделение Пресвятой Троицы и определение третьей Ипостаси Бога тварью названо хулой на Святаго Духа, а дыхание, растворяющееся в воздухе, по сути своей, должно быть тварью. Также отцы Александрийского Собора указали нам, что подобные еретики могут быть приняты в церковное общение лишь после того, как предадут анафеме свое лжеучение.

Преподобный Иосиф Волоцкий, верный сын Православной Церкви, сделал все, чтобы исполнить постановления святых отцов и учителей Церкви.

Святитель Петр Могила

(Петр Симеонович; 1597-1646)

Митрополит Киевский и Галицкий, известный иерарх XVII века, много потрудившийся на ниве церковного просвещения, святитель Петр Могила прославлен Украинской Православной Церковью как местночтимый святой.

Перный полный катехизис Русской Церкви — «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной» создан, как известно, коллективом авторов. Существует, однако, устойчивая церковная традиция, приписывающая этот труд, первую очередь, руководителю коллектива — святителю Петру Могиле.

В III части, озаглавленной «О любви» («О любви к Богу и ближнему», как уточняется в предисловии), даны толкования и хулы на Духа Святаго:

Вопр. 38: Какие грехи против Духа Святаго?

Отв.: Чрезмерное и безрассудное упование не на благодать Божию; отчаяние, когда то есть кто-нибудь не имеет надежды на милосердие Божие; также противоречие ясной и доказанной истине, и отвержение православной веры христианской.

Вопр. 39: Что значит чрезмерное упование на благодать Божию?

Отв.: Чрезмерное упование есть излишняя надеянность на милосердие Божие, когда кто-нибудь, продолжая сам грешить, надеется, что Бог не заключит от него благодати Своей, и не накажет его, а таким образом почитает за ничто Божественное правосудие. Те, которые впали в такое заблуждение, пусть слушают апостола, который научает их и говорит: Или о богатстве благости его Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собиравши себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим 2, 4-5). Таковы суть те, которые осмеливаются дерзновенно говорить: " Если угодно Богу, спасусь; если не угодно, погибну": а по сему самому вовсе не пекутся об исправлении себя и, как маловажное, презирают спасение души своей. Священное Писание, увещавая таковых, говорит: несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет j един от малых сих (Мф 18, 14). И устами пророка говорит Господь: живу Аз, глаголет Адонаи Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему (Иез 33, 11). И в другом месте говорит апостол: сие бо добро и приятно пред Спавителем нашим Богом, еже всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити (I Тим 2, 3-4). Равным образом обманываются и те, которые с одною верою, без добрых дел, надеются наследовать жизнь вечную.

Вопр. 40: Что есть отчаяние в Божием милосердии?

Отв.: Отчаяние есть ненадеянность грешник на Божие милосердие, когда он должно думает, что ни за грехи, им соделанные, Бог не простит его, ни за добрые дела им учиненные, не приимет его в благодать Свою, будучи занят тою мыслию, что и человеческое нечестие превышает милосердие Божие, как говорит Каин: вящшая шиш, моя, еже оставитися ми (Быт 4, 13). Столь великая хула весьма оскорбительна для милосердия и благости Божией. Посему, хотя бы кто обременен был тягчайшими грехами, никогда не должен отчаиваться в неограниченном человеколюбии Божием, приводя себе на мысль блудного сына, которого, после его раскаяния, принял отец с радостнейшим лицом и сердцем; каковым примером научил Он нас не только до семи раз прощать брагу своему, когда он согрешит против нас и придет в раскаяние, но семижды-семидесяти раз на день. И чрез пророка говорит: обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, в посте и в плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу ва-шему, яко милостив и щедр есть, долготерпелив и многомилостив и раскаяваяйся о злобах (Иоил 2, 12-13).

Вопр. 41: Что есть противоречие или упорство, с каковыми кто-нибудь восстает против ясной истины?

Отв.: Упорство или противоречие дознанной и утвержденной истине есть грех, состоящий в том, когда кто-нибудь основательно уразумел, что есть добро, но для того только, чтобы с большею смелостью грешить, и упорно восстает против оного и словом и делом, вопреки внушениям совести. О тех, которые подвержены сему греху, Писание говорит: Открывается бо гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде (Рим 1, 18). Подобным образом грешат и те, которые злословят добрые дела ближнего, говоря, что они не от Бога происходят. Так фарисеи и иудеи поступали со Христом, когда Он изгонял словом нечистых духов и творил чудеса. Таковому греху причастен и тот, кто в ближнем своём завидует Божией благодати и кто по злонамеренности не учит непросвещенных людей членам веры. Христе Царюс, искорени зло сие из сердец всех кафолических и православных христиан! То же должно думать и о тех, которые благочестие и другие добродетели, происходящие от Духа Святаго, приписывают лицемерию. Еще подлежат сему греху те, которые отвергают веру Христову, как сказано: Всяк убо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небнсех. А иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Мф 10, 32-33)»33.

33. Православное исповедывание Кафолической и Апостольской Церкви / Пер. с греч. – М.: Синодальная типография, 1990. С. 122 – 124.

Подытожим, какие же грехи святитель Петр отнес к греху хулы на Духа Святаго:

• грех чрезмерного и безрассудного упования на благодать Божию — когда человек, продолжая сознательно грешить, надеется при этом, что Божественное правосудие есть ничто и что Бог по милости Своей все равно не отнимет от него благодати и не накажет его. При этом «сознательно грешащий» может нагло говорить: «Если угодно Богу, все равно спасусь, а если не угодно, все равно погибну», — и совсем не старается исправить свое поведение, презирая при этом само спасение души своей,

• грех отчаяния в милосердии Божием — когда грешник, совершив многие грехи, теряет всякую надежду на милость Бога, ложно думая, что своими грехами он победил милосердие Самого Бога и Тот не сможет уже простить его ни за покаяние, ни за добрые дела. В результате грешник кидается в еще большие и страшные грехи, нанося оскорбление самому милосердию и благости Божией и возводя на Бога великую хулу,

• грех противоречия или упорства истине — когда грешник, узнав, что есть добро, восстает против него и словом и делает вопреки голосу своей совести, и все лишь для того, чтобы иметь возможность побольше грешить,

• грех злословия благочестия и добры дел других людей, объявления их происходящими не от Бога, а от диавола или от лицемерия,

• грех зависти к дарам Духа Святаго у ближнего,

• грех злонамеренного сокрытия перед другими людьми основ православной веры,

• грех сознательного отвержения веры Христовой.

Преподобный Паисий

(Петр Иванович Величковский; 1722-1794)

Будущий подвижник, преподобный Паисий, архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии, родился в Полтаве в священнической семье и в возрасте семнадцати лет начал свой монашеский путь в Любечском монастыре. Большую часть жизни преподобный провёл вне России, на Афоне и в Молдавии, где и скончался, будучи настоятелем самого большого в то время монастыря Вое точной Православной Церкви (число его иноков, более чем десяти национальностей, доходило до тысячи человек).

Значение жизни и деяний старца Паисия, как учителя умной Иисусовой молитвы, для возрождения духовной жизни русского народа в XIX веке трудно переоценить. Почти все преподобные старцы основных центров этого духовного возрождения - Софрониевской, Глинской и Оптиной пустынь - были учениками старца Паисия. Преподобный оставил нам и многочисленные духовно-литературные труды, включая переводы с греческого творений святых отцов Церкви. Он же перевел на славянский язык и знаменитый свод «Добротолюбия». В 1992 году по решению ЮНЕСКО всеми странами отмечался 200-летний юбилей великого старца.

В трудах преподобного Паисия есть два толкования грехов как хулы на Духа Святаго. Первое дано в письме к старцу Феодосию (Маслову), архимандриту Софрониевой Рождественской пустыни: Аз егда еще во святой горе Афонстей... пребывал, ведая известно от учения и заповедей богоносных отец наших яко имущему под своим окормлением братию не подобает по своему разуму и рассуждению наставляти и учити их, но по истинному и правому разуму Божественного Писания, якоже... отцы учителие Вселенстии, такожде учителие и наставницы монашеского жития, просветившиеся от благодати Пресвятаго Духа, учат... начах прилежно Божию помощию, книги отеческие, о послушании и трезвении, внимании же и молитве учащия, с немалым трудом и пждевением стяжавати... Егда же неколико лет чтый тия с прилежанием, на зело премножайших местех обретах в них неисповедимую неясность, на премногих же местах не обретах отнюдь ниже самого грамматического разума, аще и многократно чтый и с неизреченным трудом и испытанием, но ни тако обретах предреченного разума... и начах прилежно испытовати, откуда таковая есть в книгах неясность и оскудение грамматического разума, и... обретох, яко две вины суть сея вещи: первая, неискусство древних с эллиногреческого на словенский язык преводителей; вторая, неискусство и нерадение неискусных преписателей... Вселимшимся же нам во святей обители Драгомирнстей начах... помышляти и пещися, каковым бы образом возмогл аз исправление книг отеческих словенских? или и вновь превод с эллиногреческих, начати производити, и обретох великое и неизреченное к сему делу неудобство, некоторых ради благословенных вин. Первая, яко преводителю книг должно есть быти совершенну учену, и не точию во всем грамматическом учении и правописании и всесовершенном ведении свойств обоих языков быти совершенну, но еще и самых высоких учений, пиитики, глаголю, и риторики, и философии, еще же и самые богословии не перстом коснувшуся... Вторая... неискусен же кто сый в правописании, и дерзаяй писати святые книги, той, по моему мнению, сердцем убо верует в правду, усты же исповедует во спасение, рукою же неискусства ради своего хулит, в вечное себе осуждение, аще произношением устным хулы своея и не познавает»34.

34. Житие и писание молдавского старца Паисия Величковского. Изд. 2-е исп. Козельская Введенская Оптина Пустынь, 1847. Репринт: Свято-Введнская Оптина Пустынь, 2001. С. 211 – 216.

По нашему мнению, преподобный говорит именно о хуле на Духа Святаго, ибо, согласно евангельскому учению, только эта хула попадает под вечное осуждение им (Мк 3, 28-29; см. выше с. 10). А значит, можно утверждать, что к грехам хулы на Духа Святаго старец Паисий отнес попытки переводить, исправлять, издавать и переиздавать в искаженном виде Священное Писание и труды святых отцов, не имея на то соответствующего благословения и образования, как языкового, так и богословского.

Вспомним, что полное духовное обжалование в XVIII столетии было распределено на восемь лет и состояло из получения: 1) грамматики или языков, при упражнениях в которых рекомендовалось при помощи переводов изучать историю с географией, 2) арифметики и геометрии, 3) логики с диалектикой, 4) пиитики с риторикой, 5) физики с краткой метафи-зикой, 6) философии с политикой, 7) богословия, на которое отводилось два последних года.

Для издательской и переводческой деятельности в области богословия требовалось и требуется максимальное систематическое образование. Поэтому преподобный Паисий и предостерегал тех, кто «сердцем убо верует в правду, усты же исповедует во спасение», чтобы они при переводе и издании святых книг «рукою же неискусства ради своего» не совершили тяжкого греха хулы на Духа Святаго, «глаголющего» нам через Священное Писание и святоотеческие труды.

Другое толкование греха хулы на Духа Святаго мы встречаем у старца Паисия в его апологетическом сочинении «Об умной молитве. Возражение против хулителей ея»: «Дошел слух до меня, что некоторые из монашеского звания дерзают хулить Божественную, приснопамятную и Боготворную Иисусову, умом в сердце священнодействуемую молитву...

Пусть будет известно, что это Божественное делание священной молитвы было непрестанным делом древних богоносных отцов наших... Этим умным вниманием священной молитвы, многие... разжегшись серафимским пламенем любви к Богу и по Боге к ближнему, соделались строжайшими хранителями заповедей Божиих и, очистив свои души и сердца от всех пороков ветхого человека, удостоились быть избранными сосудами Святого Духа.

Исполнившись Его различных Божественных даров, они явились по своей жизни светилами и, огненными столпами для вселенной, и, соделав бесчисленные чудеса, делом и словом привели неисчетное множество человеческих душ ко спасению. Из них-то многие, подвигшись тайным божественным вдохновением, написали книги своих учений об этой Божественной умной молитве, по силе Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета, исполненные премудрости Святого Духа. И это было по особенному Промыслу Божию, чтобы как-нибудь в последния последние времена это Божественное не пришло в забве-ние... Но начальник злобы и супостат всякого благого дела — диавол, видя, что наиболее через это делание умной молитвы монашеский чин, избирая благую часть, сидит неот-торжною любовью у ног Иисусовых, преуспевая в совершенстве Его Божественных заповедей, и через то делается светом и просвещением миру, — начал таять завистью и употреблять все свои козни, чтобы опорочить и похулить это душеспасительное дело...

Глядите здесь, други, дерзающие хулить умную молитву, и рассмотрите, кто был первый ее хулитель: не еретик ли Варлаам, трижды Церковию преданный анафеме и имеющий проклинаться во веки? Не приобрящете ли и вы вашим злохулением этому еретику и его единомысленникам?... Призвание ли имени Иисусова, думается вам, неполезно? Но и о ином ком нет возможности, токмо о имени Господа нашего Иисуса Христа. Ум ли человеческий, которым действуется молитва, порочен? Но это невозможно. Ведь Бог создал человека по образу Своему и по подобию: образ же Божий и подобие это — душа человека, которая, по созданию Божию, чиста и непорочна: значит и ум, будучи начальнейшим душевным чувством, как и в теле зрение, также непорочен. Но не сердце ли, на котором, как на жертвеннике, ум священнодействует Богу тайную жертву молитвы, заслуживает хулы? Никак. Будучи создание Божие, как и все человеческое тело, оно — прекрасно. Если же призывание Иисусово — спасительно, а ум и сердце человека суть дело рук Божиих, то какой порок человеку — воссылать из глубины сердца умом молитву к Сладчайшему Иисусу и просить от Него милости? Или не потому ли вы хулите и отвергаете умную, что вам думается, будто Бог не слышит тайной, в сердце совершаемой молитвы, но слышит только ту, которая произносится устами? Но это хула на Бога: ведь Бог Серцеведец, и в точности знает нее самые тончайшие сердечные мысли, и даже будущие, и знает все как Бог и Всеведец. Да и Сам Он требует, как чистой и непорочной жертвы, именно такой тайной молитвы, воссылаемой из глубины сердца, заповедав: Ты иже, егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помоли ся Отцу твоему, Иже в тайне, и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве (Мф 6, 6); что Христовы уста, всемирное светило, вселенский учитель Иоанн Златоуст, в беседе девятнадцатой на Евангелие от Матфея, богоданного Святаго Духа премудростию относит не к той молитве, которая произносится одними только устами и языком, но к самой тайной, безгласной, из глубины сердца посылаемой молитве, которую он учит совершать не действиями тела, и не криком голоса, но усерднейшим произволением, со всякой тихостию, с сокрушением мыслей и внутренними слезами, с душевною болезнью и затворением мысленных дверей»35.

35. Паисий Величкоский, прп; Игнатий Брянчанинов, свт. Об молитве Иисусовой. – М.: Лествица, 2005. С. 7 – 20.

Как известно, свою апологию умной молитвы преподобный Паисий направлял против некоего монаха-«философа» (возможно, это был не доучившийся до богословских классов семинарист), который жил в Мошенских горах Молдавии и учил, по Иисусовой молитвой надо заниматься только гласно, так как Бог не слышит молитвы, совершаемой в сердце. Его лжеучение и определил преподобный Паисий как богохульство.

Опираясь на Священное Писание, мы приходим к выводу, что в данном случае речь шла, в первую очередь, о хуле на Духа Святаго. Об этом свидетельствует Книга Иова (цит. по церковно-славянскому переводу, так как здесь он точнее передает смысл оригинала): кто сей скрываяй от Мене совет, содержай же глаголы в сердцы, Мене же ли мнится утаити? (Иов 38, 2), и Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла: А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Гак и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор 2, 10-11).

Вывод подтверждается и призывом самого старца не следовать «хулам же усумневание о учении богоносных отец наших, иже о молитве сей сами благодатию Пресвятаго Духа самим делом и искусом научившеся»36.

36. Житие и писание молдавского старца Паисия Величковского. Изд. 2-е исп. Козельская Введенская Оптина Пустынь, 1847. С. 232.

Святитель Игнатий

(Димитрий Александрович Брянчанинов; 1807 – 1867)

Святой Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский, - потомок древнего дворянского рода (его прямой предок - Бренко, оруженосец святого великого князя Димитрия Донского, пал смертью храбрых в битве на Куликовом поле). Выпускник военного училища, он был близок к семье императора Николая I, а его ранние литературные работы хвалил сам Пушкин. Однако в двадцатилетнем возрасте, несмотря на сопротивление родных, будущий святитель уходит из мира, чтобы пройти ко спасению монашеским путем. Строгий аскет и выдающийся церковный администратор, духовный писатель и богослов, он оставил восемь томов богословских и аскетических сочинений, которые и сейчас, в XXI веке, имеют самое широкое распространение в монашеской и мирской среде.

В двух работах святителя Игнатия (Брянчанинова) находим толкования греха любой ереси в христианстве как греха хулы на Духа Святаго. Первое дано в «Слове в Неделю Православия»: «...что есть Православие? Православие есть истинное богопознание и богопочитание; Православие есть поклонение Богу духом и истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин 7, 39). Где нет Духа, там нет Православия.

Нет Православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум — плод падения. Православие — учение Святаго Духа, данное Богом человекам во спасение...

Драгоценное сокровище — учение Святаго Духа! Оно преподано в Священном Писании и в Священном Предании Православной Церкви... В нем — залог нашего спасения...

Чтоб сохранить для нас этот залог, Святая Церковь исчисляет сегодня во всеуслышание те учения, которые порождены и изданы сатаною, которые — выражение вражды к Богу... Церковь обличает эти учения... она предает анафеме эти учения и тех, которые упорно держатся их.

Словом анафема означается отлучение, отвержение. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение — это значит, что учение содержит в себе хулу на Святаго Духа... Когда предается анафеме человек — это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей. Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение, содержимое Православной Церковью, то он обязан... предать анафеме лжеучение... которое его губило, отчуждая от Бога, содержа во вражде к Богу, в хуле на Святаго Духа, в общении с сатаною.

Значение анафемы есть значение духовного церковного врачевства против недуга в духе человеческом, причиняющего вечную смерть. Причиняют вечную смерть все учения человеческие, вводящие свое умствование, почерпаемое из лжеименного разума, из плотского мудрования, этого общего достояния падших духов и человеков, в Богом открытое учение о Боге. Человеческое умствование, введенное в учение веры христианской, называют ересью... (Лествица, Слово 1).

Апостол к числу дел плотских причисляет и ереси (см.: Гал 5, 20). Они принадлежат к делам плотским по источнику своему, плотскому мудрованию... которое — вражда на Бога (Рим 8, 6-7). Они принадлежат к делам плотским по последствиям своим. Отчуждив дух человеческий от Бога, соединив его с духом сатаны по главному греху его — богохульству... Омрачися неразумное их сердце, — говорит апостол о мудрецах, уклонившихся от истинного богопознания, — глаголющеся быти мудри, объюродеша (Рим 1, 21-22)»37.

37. Парамчук П. Анафема. История и 20 век. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1998. – С. 4 – 6.

Ту же мысль мы находим в одном частном письме святителя Игнатия, в котором он рассуждает о возможности спасения еретиков: «Вы говорите: " Еретики те же христиане". Откуда вы это взяли?... Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святого: она или хулит догмат Святого Духа, или действие Святого Духа. Сущность всей ереси — богохульство... Замечательно: все древние ереси, под различными изменяющимися личинами стремились к одной цели: они отвергали Божество Слова и искажали догмат воплощения. Новейшие наиболее стремятся отвергнуть действие Святого Духа: с ужасными хулами они отвергли Божественную литургию, все Таинства, все — все, где Вселенская Церковь всегда признавала действие Святого Духа. Они называли это установлениями человеческими — дерзче: суеверием, заблуждением! Конечно, в ереси вы не видите ни разбоя, ни воровства! Может быть, единственно потому не считаете ее грехом? Тут отвергнут Сын Божий, тут отвергнут и похулен Дух Святой — только! Принявший и содержащий учение богохульное, произносящий богохульство не разбойничает, не крадет, даже делает добрые дела естества падшего — он прекрасный человек! Как может Бог отказать ему в спасении!.. Вся причина последнего Вашего недоумения, так как и всех прочих, — глубокое незнание христианства! Не думайте, что такое незнание — маловажный недостаток! Нет! Его последствия могут быть гибельны, особливо ныне, когда ходят в обществе бесчисленные книжонки с христианским заглавием, с учением сатанинским. При незнании истинного христианского учения как раз можете принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с нею усвоить и вечную погибель. Богохульник не спасается! »38

38. Игнатий Брянчанинов, свт. Письма о подвижнической жизни (555 писем). – Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. С. 196 – 198.

Из приведенных толкований ясно, M I < 1 ересь и хула на Духа Святаго неразрывно связаны между собой. Сущность любой ереси — богохульство. Особо святитель Игнатий отмечал ереси последних веко и, которые отвергают все Таинства Православия, включая Божественную литургию. Церковь всегда признавала действия Святаго Духа в Таинствах, которые еретики называют установлениями человечески ми, суевериями и заблуждениями. Это отвержение Таинств Православной Церкви, злоречие их святитель определял хулой на Духа Святаго, которая исключает саму возможность спасения и ведет к вечной смерти.

Единственным лекарством против этого смертельного заболевания святитель Игнатий считал анафему, то есть отвержение ереси, и призывал всех людей: «Не играйте вашим спасением, не играйте! иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и отцов Православной Церкви... изучите в святых отцах... как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и христианство... стяжите оправдание, подаемое Богом туне (то есть даром. — Сост.) вссм человекам — при посредстве христианства»39.

39. Игнатий Брянчанинов, свт. Письма о подвижнической жизни (555 писем). – Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. С. 198.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь