Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Святитель Феофан, Затворник Вышенский



(Георгий Васильевич Говоров; 1815 – 1894)

Святитель Феофан был епископом Тамбовским, потом Владимирским. С 1866 года находился на покое в Успенской Вышенской пустыни. Там, затворившись в отдельном флигеле, он предавался молитвенным и духовно-литературным трудам. Подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на самый широкий круг своих современников, от простых мирян до архиереев, он оставил множество писем и книг о духовной жизни и созерцательной молитве.

И «Изъяснении трудных мест» святи гель писал о богохульстве: «Почему хула на Духа Святаго не простится, а на Сына Божия простится?  

Ответ. Хулить Бога, яко Бога, невозможно. Бывает сие только по затмению мысли о Боге, яко о Боге. Уничижение Бога Сына нашего ради спасения может мешать узреванию в Нем Бога и похулить Его не яко Бога, а как всякого человека. Дух же Божий, когда являл Себя, проявлял осязательно Божескими делами, и не видеть в Нем Бога нельзя. Почему кто хулит Его, хулит как Бога и за то не имеет извинения. — Слова сии (см.: Мф 12, 31-32. - Сост.) сказал Господь по исцелении глухонемого, в чем явен перст Божий. И сказавшие: о веельзевуле изгоняет... хулили неизвинительно»40. «Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению (Мк. 3, 29). Долго ли попасть в этот страшный грех? Очень не долго; ибо вот какие этого рода грехи: «многое и безмерное упование на Благодать Божию; отчаяние или ненадеяяние на Божие благоутробие; противоречие явной и утвержденной истине и отвержение православной христианской веры. Иные к сему присоединяют зависть к духовным дарам, которые получает от Бога ближний; упорство в грехе и состарение в злобе; нерадение о покаянии до отшествия от жизни сей» (Правосл. испов., ч. lll, вопр. 38). Вот сколько путей! Зайди в который-нибудь из них, уж трудно будет воротиться, так и понесет тебя к пропасти поглощающей. Противление истине начинается малыми сомнениями, возбужденными словом или писанием злым. Оставь их без внимания и врачевания, — и они заведут к неверию и упорству в нем. До отчаяния тоже доходят незаметно: покаюсь, говорят, и грешат. Так несколько раз; потом, видя, что покаяние не приходит, говорят в себе: так тому и быть, не совладаешь с собою, и предаются греху в полную власть. Собирается бездна грехов; а при этом допускается и бездна противлений явным влечениям Божией благодати. Когда в этом виде придёт человек к мысли исправиться, множество грехов подавляют его, а противление благодати отнимает смелость приступить к Господу, и решает: вящшая вина моя, еже оставитися мни. Вот и отчаяние! Берегись начатков неверия и грехолюбия, и не попадёшь в эту бездну»41.

40. Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. – Введенская Оптина Пустынь, 1998. С. 440.

41. Феофан (Затворник), еп. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. Репринт (изд. не указано): М.: Изд-во Сретенского монастыря. С 214 – 215.

Итак, святитель Феофан особо подчёркивает, что с грехом неверия надо начинать бороться в самом его начале, когда ещё только появляются первые сомнения в вере Бога и истинах православной веры, иначе этот грех обязательно приведёт к богохульству.

Грех хулы на Духа Святаго – это, по мнению святителя, грех противления явным влечениям Божией благодати, которая всех людей ведёт ко спасению; а единственным средством врачевания этого греха является покаяние с надеждой на милость Божию.

Преосвященный Сильвестр

(Стефан Васильевич Малеванский; 1828 – 1908)

Епископ Коневский, профессор и ректор Киевской духовной академии, владыка Сильвестр был автором многочисленных богословских трудов.

В последнем, пятом томе своего широко известного труда «опыт православного догматического богословия», в разделе, озаглавленном «О Таинстве покаяния», содержится интересующее нас толкование: «Наконец, Иисусом Христом указаны и те границы, которым должно определять прощение грехов. Требуя от каждого во имя Отца, прощающего прегрешения людям (см.: Мф. 6, 15), прощения прегрешений раскаявшемуся брату не только до семи, но до семижды семидесяти раз (см.: Мф. 18, 22; Лк. 17, 4), Он этим самым дал основание для надежды на такое же прощение Богом соделанных людьми многих прегрешений, только бы они в них искренно каялись. Но, по Его же учению, тогда как всяк грех и хула отпустится человеком: а яже ни Духа хула не отпустится человеком и тогда как даже иже аще речет слово на Сына Челочеческаго, отпустится ему: а иже речет на Духи Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий (Мф 12, 31-32), не отпустится, как должно думать на основании контекста речи, потому что хула против Духа Святаго, подобная той, какую высказывали фарисеи, приписывая изгнание Христом бесов не силе Духа Святаго, а действию веельзевула, есть по своему существу не что иное, как самое злонамеренное и упорное противление очевидной истине Божией, исключающее собою всякую возможность раскаяния. Потому-то и апостол Иоанн находил нужным от грехов несмертных отличать грехи смертные, о которых излишне и молиться (см.: 1 Ин. 5, 16), разумея, конечно, под последними такого рода грехи, которые поражают душу человека смертоносною и неисцельною болезнию, исключающею собою возможность всякого раскаяния.

После сего само собою понятно, что апостолы, получив от Господа власть разрешать и связывать или прощать и удерживать грехи, при пользовании сею власти, имели руководиться не чем иным, как вышеуказанным различением свойств и важности грехов, а также степенью раскаяния виновных в них, и соответственно с сим одним прощать грехи, а другим удерживать, и удерживать притом одним навсегда, если, по употреблении всех пастырских увещаний, не остается никакой надежды на их вразумление и раскаяние (см.: Мф 18, 15-17), а другим только на некоторое время, если таковая в отношении и ним еще не потеряна.

Так и на самом деле поступили апостолы, чему видим пример между прочим на апостолах Петре и Павле. Апостол Петр за I к-извинительную ложь и обман по отношению к Духу Святому безусловно осудил Ананию (см.: Деян 5, 3-5), Симону же волхву, хотя и его за святокупство тоже весьма строго осудил, лишив навсегда участия в жребии священства, но нашел возможным предложить путь покаяния и молитвы, который мог привести к прощению его греха (см.: Деян 8, 21-22). А апостол Павел коринфского кровосмесника подверг только временному наказанию (епитимии — см.: 2 Кор 2, 6), отлучив его от общества верующих, и предав сатане на погубление плоти, целью спасении его духа (см.: 1 Кор 5, 2-5); почему когда обнаружились в согрешившем желательные плоды сего наказания, глубокая печаль о грехах своих и раскаяние, он простил его от лица Христова и просил коринфян принять его в любовь свою (см.: 2 Кор 2, 7-10)»42.

42. Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия (с изложением догматов); В 5 т. Изд. 2-е. – Т. 5. Киев, университет св. Владимира, 1897. Т. 5. С. 4 – 5.

Приведенное толкование еще раз показывает нам, что грехом хулы на Духа Святаго является грех злонамеренного и упорного противления очевидной истине Божией. Преосвященный Сильвестр так же убеждает нас, что евангельское учение Христа о грехе хулы на Духа и есть тот инструмент, при помощи которого можно вслед за святым апостолом Иоанном различать и отделять грехи несмертные от грехов смертных, за которые излишне нам и молиться, так как они исключают возможность раскаяния.

Харисим Михайлович Орда


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь