Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Александр Павлович Лопухин (1852 – 1904)



Известный богослов, автор многочисленных научных трудов и переводов западноевропейских писателей, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, главный редактор периодических церковных изданий «Христианское чтение» и «Церковный вестник», Александр Павлович Лопухин был также инициатором, первым составителем и редактором двенадцатитомной Толковой Библии52.

52. Лопухин А. П. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т. — СПб., 1904—1913 (Бесплатное приложение к журналу «Странник»).

В этом замечательном труде содержатся самые подробные толкования речи (Спасителя о грехе богохульства. В нашей работе мы приводим только два из них.

Первое касается стиха: Посему говорю вам: всякий грех и хула простится человекам, а хула па Духа не простится человекам (Мф 12, 31): Последнего слова " человекам" нет в лучших кодексах; в некоторых же прибавлено вместо " человекам" — " им". Уже в древности полагали, что смысл выражения таков: " если прочие дела и поступки милостиво... прощаются, то милосердия не бывает, когда Бог отрицается во Христе" (Иларий). Златоуст считал этот стих очень не-ясным, но если, говорил он, вникнем в него, то легко его поймем: " Что значат эти слова? То, что грех против Духа Святаго преимущественно непростителен. Почему же?

Потому, что Христа не знали, кто Он был, а о Духе получили уже достаточное познание... Итак, Я вам отпускаю то, чем вы Меня злословили прежде креста, даже и то, что вы хотите распять Меня на кресте, но самое неверие ваше не будет поставлено вам в вину... Но что вы говорили о Духе, то не будет прощено вам... Почему? Потому, что Дух Святый вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину".

Дух Святый есть Бог и Бог есть Дух. Слушавшие речь Христа фарисеи едва ли представляли Духа Святаго, как третье Лицо Святой Троицы, и для них выражение " Дух Святый" было равнозначно слову " Бог", или по крайней мере " Дух Божий". Таким образом, выражение " хула на Духа Святаго" было для слуха фарисеев равнозначительно словам: " хула против Бога". Если так, то становится понятным, почему всякий другой грех и хула простятся человекам, а хула против Духа Святаго не простится. Потому, что последнее есть выступление против Самого Бога и вместе с тем приближение человеческого духа... к злому духу, вина которого, по понятиям тогдашних иудеев, и по нашим, никогда не будет прощена. Это, так сказать, принципиальная хула, самое величайшее злословие, свойственное только отверженным духам злобы, которые никогда не приглашались к покаянию и никогда не могут раскаяться. В этой величайшей хуле отрицается Сам Бог, как Существо Всеблагое, Всеправедное, Всемогущее, со всеми Его свойствами... вся религия, вся нравственность. Здесь предполагается самое глубокое падение человека, из которого не может его вывести самая благодать Божия, потому что она в таком хулении и отрицается. Человеческий дух, произносящий такую хулу, становится на одну степень с нечистым духом. Ваш отец - диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин 8, 44). Вы говорите ложь, как и он, потому что он - лжец и отец лжи. Сближение фарисеев с нечистыми духами злобы, по-видимому, и дает повод Спасителю говорить не о Боге, а о Духе Святом»53.

53. Лопухин А. П. Толковая Библия, или Комментарий на «се книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т. - СПб., 1904-1913. Т. 8.-СПб., 1911. С. 236-238.

Второе толкование, относящееся к Евангелию от Луки, — небольшое, но очень интересное. Такого определения греха как хулы мы не встречали у других экзегетов. Комментарий касается стиха: И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить (Лк 12, 10-12). «По евангелисту Луке, хулителями Духа Святаго должны быть признаны начальства и власти, которые не будут признавать учеников Христовых посланниками Божиими, говорящими под действием Святаго Духа (см.: Мф 10, 17-20)... Это замечательное событие отмечает один святой Лука»54.

54. Лопухин А. П. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т. - СПб., 1904-1913. Т. 8. - СПб., 1912. С. 203, прим.

Итак, автор комментариев Толковой Библии ко греху хулы на Духа Святаго относит отрицание Бога как Существа Всеблагого, Всеправедного, Всемогущего, со всеми Его свойствами, отрицание всей истинной религии, нравственности и самой спасающей благодати Божией, которая единственная выводит человека из бездны падения, погибели и вечной смерти.

Принципиальной хулой на Духа Божия является сознательное сближение с духами нечистыми и падшими, духами злобы, служение им. Хулителями Святаго Духа могли быть названы власти, которые не пожелали признать ближайших учеников Христовых — святых апостолов — посланниками Божиими, говорившими под действием Святаго Духа.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь