Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Впоследствии - епископ Ириней (1837-1904)



Магистр богословия, преподаватель Киевской духовной семинарии, X. М. Орда в 1877 году был рукоположен в сан священника, позднее принял монашество с именем Ириней, с 1888 года - епископ Уманский, викарий Киевской епархии, с 1900-го – епископ Орловский и Белевский. Духовный писатель, автор множества научных работ. Организовал в Киевской духовной академии отдел иностранной библиотеки, редактировал журналы «Воскресное чтение» и «Руководство для сельских пастырей».

Журнал «Воскресное чтение» издавался Киевской духовной академией и семинарией с 1837 по 1911 год. В № 46 журнала за 1876 год была помещена большая редакционная статья под названием «Грех против Духа Святаго». Большинство статей этого номера подписаны инициалами Х.О. Автор же интересующей нас работы вообще не указан, но можно с уверенностью предположить, что им также был X. М. Ор да, который редактировал «Воскресное чтение» в 1872 – 1877 годах.

Дав добротный традиционный экзегетический разбор, полностью основанным на свято-отеческих трудах, автор статьи писал: «Грех против Духа Святого, о котором говорится в нашем тексте, совершается не только по отношению к Лицу Святого Духа, но и по отношению к служению и деятельности Его, так что этот грех состоит не только в том, что когда кто-либо дерзким образом словами порицает Святого Духа, но он совершается и тогда, когда упорно Ему противодействуют. Ибо человек в этом противодействии может зайти так далеко, что отвергает от себя Святого Духа, посмеивается над всеми Его внушениями и с ожесточением закрывает свое сердце, чтобы не слышать Его голоса, подобно тем иудеям, к которым говорил первомученик Стефан: Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы (Деян 7, 51). Святой Дух оставляет наконец таких упорных людей и удаляется от них, и так как Он вследствие этого не возбуждает в них ни покаяния, ни веры, они никогда не могут найти прощения.

Правда, нужно заметить, что Господь Иисус говорит здесь о речах против Святого Духа и о хуле против Него, следовательно о грехах слова и языка; но эти речи или хула, проистекая из сердца, открываются в жизни и делах человека, и, следовательно, потому заключают в себе злые мысли и стремления.

Таким образом, грех против Святого Духа чрезвычайно тяжел, так как он всегда совершается вопреки ясному сознанию и по диавольской злобе. Он есть грех против собственно существа Божия, потому что Бог есть Дух. Поелику же, далее, Существо Божественное составляет любовь, то грех против Святого Духа потому такой страшный грех, что им уничижается и хулится любовь и благость Божия. Кто таким образом, несмотря на все предостережения и действия Святого Духа, вопреки ясному сознанию, возмущается против света и познания истины, тот совершает духовное самоубийство. Грех этот потому крайне тяжел и не находит себе прощения, что он представляется совершенным ожесточением и нераскаянностью, высшею степенью злобы и вражды против Бога...

Господь Иисус Христос говорит: не от пустится ему, согрешившему против Духа Свя-того, ни в сей век, ни в будущий, потому что этот грех, как мы уже показали, чрезвычайно страшен, так как оным всецело отвергается Сам Святой Дух и вместе с тем благодатные Его действия и возможность прощения, и потому что так Бог определил и нашел это справедливым. Некоторые утверждают, что выражение ни в сей век, ни в будущий относится к тогдашнему иудейству и начинавшемуся христианству; но слова Господа, очевидно, означают нынешнее состояние жизни и вечность. Это подтверждают и слова в Евангелии от Марка, где сказано: но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению (Мк 3, 29). Из этих же слов Господа: ни в сей век, ни в будущий - естественно вытекает заключение, что некоторые грехи, не прощенные в сем веке, могут быть прощены в будущем веке.

Это прощение может быть исходатайственно молитвами Святой Церкви, которая и молится за скончавшихся в вере, но не успевших принести покаяние и получить прощение за свои вольные и невольные прегрешения»43.

43. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. В 2 т. / Сост. М. Барсов. – М.: Лепта, 2002. Т. 1. С. 840 - 841.

Итак, по мнению автора, грехом хулы и являются не только богохульные слова, по и сами злые мысли и устремления, не только дерзкое порицание Духа Божия, но и само упорное противодействие Его благодатным внушениям на доброе. Грехом ч паяется закрытие от Бога своих ушей и сердец, как когда-то закрыли и ожесточили свои сердца против голоса Святаго Духа израильтяне в пустыне. Поэтому-то они и не пошли в покой Божий — Землю Обетованную (см.: Евр 3, 7-11). Богохульник, который попреки ясному сознанию возмущается против Света и Истины, совершает духовное самоубийство, хуля саму любовь и благость Бога.

Богослов специально подчеркивает, что если некоторые грехи и могут быть прощены христианину после смерти, то грех хулы на Духа Святаго, если человек не раскаялся в нем еще при земной жизни, не прощается, даже и по молитвам Церкви.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь