Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Блаженный Феофилакт Болгарский



(…около 1107)

Архиепископ Охридский, блаженный Феоилакт не относится к числу святых, память которых празднуется общецерковно, но с древних времен пользовался славой отца и учителя Церкви.

Болгарский архиепископ из греков, Феофилакт начинал свое служение диаконом славного храма Византийской империи – Софии Константинопольской. Основной его обязанностью там было объяснять Священное Писание и писать поучительные слова от имени Вселенского Патриарха. Он оставил нам многочисленные богословские творения, большая часть которых толкования Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Толковое Евангелие Блаженного Феофилакта – «Благовестник» – уже почти тысячу лет имеет самую широкую известность и авторитет во всём православном мире. В своей работе над «Благовестником» он опирался на труды святых отцов, прежде всего Иоанна Златоустого.

Давая толкования евангельским текстам, блаженный Феофилакт, конечно же, уделял внимание и фрагментам, связанным с учением о хуле на Духа Святаго. Ниже мы приводим его рассуждения.

К Евангелию от Матфея:

«Всякий другой грех имеет хотя малое извинение, например блуд, воровство, ибо мы ссылаемся обыкновенно на человеческую немощь и потому заслуживаем некоторое извинение. Но когда кто видит совершаемые Духом Святым чудеса и приписывает их демонам, тут-то какое может ли иметь прощение? Очевидно, он знает, что они происходят от Святаго Духа, но злонамеренно хулит их — как же он может быть прощён? Таким образом, когда иудеи видели, что Господь ел и пил, что Он общался с мытарями и блудницами и всё прочее, свойственное Ему как Сыну Человеческому, и потом порицали Его как ядцу винопийцу, то в этом они достойны извинения и в сем не потребуется от них покаяния, поелику они соблазнились, как им казалось, не без причины. Но когда видели, что Он творит и чудеса, и, однако, клеветали и хулили Святого Духа, называя это бесовским делом, как им извинится этот грех, если не покаются? Итак, знай, что кто хулит Сына Человеческого, видя Его живущим по-человечески, и называя Его другом блудников, чревоугодником и винопийцею за то, что Христос так поступал, то такой человек, если не покается, не даст в том ответа, он получит прощение, потому что под покровом плоти не предполагал в Нем Бога. Но кто хулит Святого Духа, то есть духовные дела, Христовы, и называет их бесовскими тот, если не покается, не будет прощен поелику не имел никакой благовидной причины к хуле, как, например, тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей. Это не отпустится ему ни здесь, ни там — но он будет наказан и здесь и там.

Многие наказываются здесь только, а там нет, как бедный Лазарь; другие и здесь, и там, как содомляне и хулящие Святого Духа; иные же ни здесь, ни там, как пример, апостолы, Предтеча и другие»23.

23. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея // Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник: В 3 кн. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000, Кн. 1. С. 116 – 117.

К Евангелию от Марка:

«То, что Господь говорит здесь, означает следующее: что люди, согрешающие во всем прочем, еще могут извиняться чем-нибудь и получить прощении по Божию снисхождению к слабости человеческой. Например, кои называли Господа ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, те получат прощение в этом. Но когда видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святого, то есть чудотворения, происходящие от Святого Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотию Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены как люди соблазнившиеся, а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными? »24

24. Там же. С. 276 – 277.

К Евангелию от Луки:

«И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет. Это значит, кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого Сына Человеческого, ядущего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не ни и достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорил хулу на него, а посему грех не вменяется ему. Ибо, естественно, он мог подумай что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Посему того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком.

А кто скажет хулу на Святаго Духа, тот не простится. Слова эти имеют такое значение, что кто, видя Божественные знамения и великие и необычайные дела, не верует и поносит, действия Святого Духа приписывая веельзевулу, тот, изрыгая хулу на Святого Духа и говоря, что знамения сии совершаются духом лукавым, a не Божиим, если не раскается, не будет извинён и прощён. Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а посему он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех»25.

25. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея // Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник: В 3 кн. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000, Кн. 1. С. 192 – 193.

Блаженный Феофилакт Болгарский обращает главное внимание на то, что грех богохульства наказывается как в этой жизни, так и в будущей, и без покаяния нигода не будет прощён.

Поводя итоги рассмотрения основных толкований святых отцов и учителей Церкви евангельского учения о хуле на Духа Святаго, можно сказать, что к этому смертному греху, подлежащему вечному осуждению и наказанию, они отнесли:

- грехм безбожия и неверия,

- грех отвержения очевидной истины,

- грех разделения Пресвятой Троицы через отделение Святаго Духа от сущности Христовой и объявление Его тварью, а не Богом,

- грех приписывания каких-либо дарований христианина, полученных за ревностную богоугодную жизнь от Духа Святаго, действию сил бесовских,

- грех объявления воздействий Божественного Духа на подвижника26, который смог достичь чистой созерцательной молитвы, прелестью бесовской или peзультатом опьянения,

- грех приписывания диаволу видимых всем дел и чудес Духа Божия.

26. Речь идёт несомненно о подвижниках благочестия, известных Церкви, а не о всех вообще лицах, именуемых таковыми.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не oтречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние.

Покаяние, по учению Православной Церкви, — «одно из семи христианских Таинств, установленное Иисусом Христом. Христианин, искренно и сердечно paскаиваясь в грехах своих и намереваясь исправить свою жизнь, с верою во Христа и с надеждою на Его милости, излагает устно свои грехи перед священником, который также устно разрешает ему его грехи. При видимом изъявлении прощения священником, кающийся невидимо разрешается самим Христом и снова становится освященным, как после крещения. Сначала покаяние состояло только во внешних очистительных жертвах, позже пророки стали требовать при покаянии и внутренней перемены, в виде решения жить лучше; в Евангелии покаяние понимается уже как возрождение, полное изменение существа. В апостольские времена было два вида покаяния: 1) тайное перед священником, и 2) открытое, публичное, перед всем церковным обществом.27

27. Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. Т. 2. – СПб.: Изд-во П. П. Сойкина. С. 1825 – 1826.

О том что ждет нераскаявшегося, писал Нил Синайский (...около 450г.): «Горе хульнику: у него связан язык, и он не в состоянии сколько-нибудь оправдаться перед Судией»28, а преподобный Ефрем Сирин (306 – 373) утверждал: «1|ни богохульника на этой земле не отпускает Господь, ни Крещение Его, ни даже милосердие Божие, которое укрывает злое добрыми делами»29.

28. Настольная книга священнослужителя. Т. 7. С. 658.

29. Там же. С. 658.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь