Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Впоследствии - епископ Виссарион



(Василий Сергеевич Нечаев (1822 – 1905))

С 1889года епископ Дмитровский, потом Костромской и Галичский, отец Василий был доктором богословия и автором множества научных работ.

Принадлежащее отцу Василию толкование евангельского учения о хуле на Духа Святаго является одним из самых полных и обстоятельных. Оно было сделано в виде специальной работы для ежемесячного издания «Душеполезное чтение», редактором которого отец Василий был с 1866 года статья так и называлась: «Хула на Святаго Духа». В ней автор, в частности писал: Страшно нравственное состояние хулителей Святаго Духа, восстающих против яснейших откровений Его силы; к сожалению, оно не такое явление, которое свойственно было исключительно временам Христовым. Оно было всегда и повторяется до сих пор в разных видах, больше или меньше сродных с хулою на Святаго Духа со-временных Христу иудеев, — повторяется в среде врагов христианской веры и Православной Церкви.

Так, сему греху доселе повинны неверующие иудеи. Они и всегда, по слову обличителя их, первомученика и архидиакона Стефана, противились Святому Духу (см.: Деян 8, 21), отступая от веры в истинного Бога и восставая против ревнителей ее, хотя вся история их есть история чудесных проявлений всемогущества, благости и правосудия единого истинного Бога, избравшего этот народ из среды всех народов на служение Себе. Во время земной жизни Иисуса Христа это противление Святому Духу дошло до высочайшей степени и, разрешившись богоубийством, продолжается до наших дней. Ни рассеяние по всей вселенной, которым они наказаны за отвержение Христа, ни явное исполнение пророчеств, относящихся ко Христу и Его Царству, ни развалины Иерусалимского храма, которые они тщетно, при содействии императора Юлиана богоотступника, пытались восстановить вопреки предсказанию Христову о конечном запустении их храма, ни другие многочисленные знамения явного промышления Божия о ненавидимой ими христианской вере, — ни что не ослабляет их вражды к ней. Они видя не видят сих знамений, слыша не слышат о свидетельствах божественности ее, и употребляют все меры к тому, чтобы воспрепятствовать ее распространению между своими единоплеменниками.

Сему греху повинны те из христиан, которые почитают для себя унизительным мерить в чудеса, какие до сих пор совершаются в Православной Церкви для поддержания веры в слабых, для возбуждения ее в неверующих. Они не хотят признать в них ничего сверхъестественного. Они, пожалуй, соглашаются, что чудеса необъяснимы из законов природы, но необъяснимы только потому, что законы природы нам не все известны; они не верят самым свидетельствам о чудесах, утверждая, что свидетели или введены в обман по невежеству и легковерию, или злонамеренно выдают за чудо собственный вымысел. Напрасно вы стали бы предлагать таким неверам, чтоб они поверили свидетельство о чуде личным дознанием, личным наблюдением; напрасно вы стали бы от них требовать этого во имя истины, взывать к их беспристрастию: они только на словах любят истину, а к чудесам относятся с одним предубеждением. А такое отношение к чудесам не есть ли хула на Святаго Духа, силою Которого они совершаются?

Сему греху причастны раскольники, озлобленные против Святой Церкви и по злобе к ней отвергающие присутствие в ней благодати Божией, не признающие, вопреки обетованию Христову, вечности священства в основанной Христом Церкви, изрыгающие хулу на Таинства, совершаемые в ней, дерзающие утверждать, будто православные под именем Иисуса веруют в антихриста, глумящиеся над святынею мощей, затыкающие уши от свидетельств о чудесах, совершаемых в одной Православной Церкви, и не внимающие никаким доказательствам чистоты содержимого ею учения.

В сем грехе виновны люди, на самих себе испытавшие действие благодати Святаго Духа, вкусившие дара небесного в общении Таинств, в чтении слова Божия, и потом не-смотря на все сие сделавшиеся равнодушными и даже враждебными ко всему священному и церковному.

Поразительный пример такой измены истине представляет нам один из главных проповедников тлетворного учения... нигилизма, наш соотечественник (Герцен), умерший два года тому назад во Франции. Он в своих воспоминаниях о былом признавался, что в молодости ни одна книга не доставляла ему такого высокого удовольствия, как Евангелие, что чтение Евангелия всегда проливало в его душу неизъяснимую отраду и мир. Ясно, что он вкусил сладость общения со Святым Духом, действовавшим на него чрез Святое Евангелие...

Наконец, вина в хуле на Святаго Духа падает на людей, которые пристрастием к земному убили в себе приемлемость к дарам благодати Святаго Духа и с каким-то озлоблением относятся к напоминаниям о спасении их души. Равнодушие к делу спасения своей души и к голосу благодати, зовущей их ко спасению разнообразными путями, в них доходит до того, что даже в предсмертной болезни с трудом можно уговорить их к освящению себя благодатию Таинств, и они соглашаются наконец на сие с крайним недовольством и лишь для того, чтобы успокоить людей, принимающих в них участие...

Вот до чего, христианин, может довести человека пристрастие к земным благам, кружение в вихре житейской суеты: до хулы на Святаго Духа, ибо как иначе назвать непростительное упорство, с каким человек отказывается от приятия благодати Его? »50

50. Нечаев Василий, свщ. Хула на Духа Святаго // Душеполезное чтение; Ежемесячное издание общепонятных сочинений духовного содержания. – 1872 (М.: Катков и Ко). Ч. 1. С. 80 – 83.

Как мы видим, священник Василий отнес ко греху хулы попытки препятствовать распространению веры христианкой между евреями, которые исповедуют иудаизм; лживые утверждения отделившихся раскольников о том, что в Поместной Русской Православной Церкви Московского Патриархата нет благодати Божией; грех неверия в чудеса, совершаемые Духом Святым, и определение веры в такие чудеса унизительной; грех отступления от православной веры и хулы на нее тех христиан, которые уже имели опыт общения с Духом Святым в Таинствах и через чтение Священного Писания; грех убийства в себе, через особое пристрастие к земным делам и удовольствиям, самой возможности принимать дары Святаго Духа.

Особо важен для нас призыв богослова и подвижника благочестия о хранении себя от греха богохульства: «Не говорите, что такое явление чрезвычайное и с вами случиться не может. Нет, все может случиться, и предохранить себя от тяжкого греха хулы на Святаго Духа мы можем не самонадеянностью, а неусыпною бдительностью к нашей душе, смиренным сознанием немощи в борьбе с искушениями к этому греху и усердною молитвою к Господу, да не отнимет от нас Духа Святаго. Ибо благодать Святаго Духа, небрегомая нами, может наконец совсем покинуть нас, а без нее что ожидает нас, как не вечная смерть, от которой да спасет всех нас Дух Животворящий»51.

51. Нечаев Василий, свщ. Хула на Духа Святаго // Душеполезное чтение; Ежемесячное издание общепонятных сочинений духовного содержания. – 1872 (М.: Катков и Ко). Ч. 1. С. 83.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь