Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Т А И Н С Т В О Е Л Е О С В Я Щ Е Н И Я
« Уврачуй, молимся Тебе, Искупителю наш, благодатию Духа святого немощи недужного… Призри на раба Твоего…, егоже Немощь клонит к исходу, и оскудение Сил влечет к западу, да цельба благодати Твоея возвратит его к здравию». (Св.Григорий Великий, 4 кн. О Таинствах)
«Кто может вникать в погрешности неумышленные? Очисти меня от неведомых ошибок». (Псалом 18, 13. Дословный перевод с еврейского Мандельштами).
Сущность и значение таинства. Елеосвящение имеет несколько наименований. Так Патриарх Константинопольский Иеремия в послании к витенбергским богословам назвал это Таинство елеем, в Евхологие Гоара оно названо святым елеем и молитвенным елеем (молитвомаслие). В современном православном богословии сохраняются названия елеосвещения и елеопомазания, а среди верующего народа чаще всего таинство называют соборованием и маслоосвящением. Веществом для совершения таинства является елей, т.е. чистое растительное оливковое масло и такое же чистое виноградное вино. Интересно проследить значение масличного дерева и изготавливаемого из него елея в истории. Первая книга Библии повествует, что видимым знаком окончания потопа было возвращение в ковчег голубя со свежим масличным листом в клюве. (Быт. 8,11). Св. Иоанн Златоуст в толковании на книгу Бытия пояснял, что вернувшаяся в ковчег голубица с масличным листом принесла праведному Ною «великое утешение» и «приятную надежду» на прекращение потопа и восстановление Завета с Богом (Св. Иоанн Златоуст. Творения, т.Х1; Беседа на книгу Бытия ХХУ1 1, 4). С тез пор до наших дней голубь с масленичной веткой является эмблемой мира – этого «великого утешения» народов планеты и «приятной надеждой» на благополучие всех людей. Еще в ветхозаветные времена человек научился культивировать масличные деревья и добывать из их плодов чистое оливковое масло. Это масло шло в пищу, служило человеку для возжигания светильников (Числ. 8, 1-4, Исх. 27,20), входило в число медикаментов (Это видно из притчи о милосердном самарянине. Лк. 10,34; Лев. 14,15-18),и употреблялись при некоторых церковно-гражданских обрядах (помазание елеем скинии со всеми ее принадлежностями, священников, пророков и царей ( Исх. 30,23-29, священников – Исх. 30-32; Лев. 8,12; пророков – 3 Цар. 16-19; Давида-1,13,16, Соломона – 3, Царю-1,39). В Палестине масличные деревья произрастали в большом количестве и иногда отдельные участки земли получали названия, связанные с разведением маслин. Например, предместья, окружавшие Иерусалим и связанные с жизнью Спасителя, назывались Гефсимания ( Мф. 26,36; Мк. 14,32). – что значит пресс или точило для добывания оливкового масла; гора Елеонская (Лк. 21,22,37,39) – иначе гора маслин или Масличная ( 4 Цап. 13,23) – сохранила до наших дней около десятка больших и очень древних масличных деревьев, произраставших еще во времена Иисуса Христа. Елей, употребляемый при совершении Таинства елеопомазания есть образ милости Божией к страждущему человеку. Вино, добавляемое к елею при этом Таинстве, напоминает Кровь Христову, пролитую на Кресте. В притче о милосердном самарянине иудейский священник прошел мимо израненного человека, а иноплеменник сжалился над ним и, возлив масло и вино, перевязал его раны. Святая Церковь останавливает всех новозаветных священников над страждущим человеком и заповедует им с молитвой помазать «раны» души и тела исцеляющим освященным елеем с вином. Елей и вино – милосердие и жизнь. Освящается и благословляется милосердие, а жизнь от милосердия свята.
Установление таинства. Установление Таинства св.елеопомазания восходит ко времени земной жизни Иисуса Христа. Спаситель, проповедуя свое учение, исцелял «всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 4,23). Посылая учеников на проповедь, Христос «дал им власть врачевать всякую болезнь и всякую немочь» (Мф.10). По заповеди своего Учителя апостолы проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мф.6,12-13). Вот начало и первообразный чин церковного благодатного елеопомазания. Апостол Иаков излагает более подробно содержание и значение елеопомазания: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолится над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5,14-15). Екзегес вышеприведенных текстов позволяет утверждать, что елеопомазание апостольского века содержит все те основные элементы, которые составляют чин, изложенный в современном Требнике: 1) Наличие болящего члена Церкви («болен ли кто из вас» - Иак. 5,14») кающегося в своих грехах («признавайтесь друг пред другом в поступках» - Иак. 5,16) сознательно изъявляющего свое желание («пусть призовет» - Иак. 5,14) 2) Участие пресвитеров Церкви. (Слова «пресвитеров Церкви» буквально означают «старейшины Церкви» (не старцы по возрасту, а старейшины по иерархическому положению, под которыми подразумевались не одни священники, но и в обширном смысле и епископы и их приемники (Сравн.1 Петра 5, 1. Деян. 20, 17,28; Тит. 1,6). Из церковной практики известно, что елеопомазание совершают не только пресвитеры, но и епископы. См. прот. М.Архангельский. О тайне св.Елея. стр.48-51). 3) Совершение молитвы. («пусть помолятся над ним» -Иак.5,14 «много может усиленная молитва праведного» - Иак. 5,16), 4) Помазание священным елеем во имя господне – Иак. 5,15 5) Исцеление болящего и прощение ему соделанных грехов – Иак. 5,14-16.
Кого можно соборовать? За последние годы в некоторых приходах Русской Православной Церкви сильно возросло количество приступающих к Таинству елеопомазания. Просят собороваться не только «лежачие больные», но в посты (особенно Великим постом) по несколько раз собираются для елеопомазания группы по 100-150 человек. Некоторые священники такие массовые соборования поощряют, а другие, наоборот, приходящим категорически отказывают. Последние обычно ссылаются на апостолов Марка и Иакова, писавших о помазовании маслом больных и на «Ставленую грамоту», запрещающую «над здравыми… творити елепомазание». Экзегез греческого текста более подробно открывает, что надо понимать под словом больной человек. У Евангелист Марка (6,13) больные по-гречески обозначены словом, имеющим в основе……., что в переводе означает – бессилие, немощь, болезнь, нерасположение, неохота к чему-либо. У апостола Иакова (5,14) греческое слово «больной» взято от ……… = сила, крепость, могущество +…….. - отрицание), что в переводе дает бессильный, слабый, немощный, больной, бедный ( в греческом языке без обозначения болезни, недуга употребляется слово….., а страдать, хворать, быть больным и умирать произносят как …. (более тяжелая форма болезни). Как видно: «больной» в греческом языке – понятие более широкое, чем в русском; оно включает не только недуги физические, но и духовные. Это вполне соответствует и Евангельскому определению болезни как следствие греха. Христос, прежде исцеления, часто спрашивал о наличии веры у больного, предварительно прощал грехи и к немощному возвращалось здоровье. (Ин.5,14; Мк 5,34; Лк.5,18-25). Принимая во внимание, что абсолютно здоровые люди встречаются очень редко и почти каждый в той или иной мере может быть отнесен к группе «больных», то церковное священноначалие разрешало в известные сроки и в определенных местах совершать соборование большого числа людей одновременно. У греков издревле существует обычай совершать в Великий четверг елеопомазание над «всей Церковью», т.е. над всеми находящимися в храме, болящими и физически и духовно. Во всех монастырях Иерусалима общее елеопомазание совершают епископы. В Константинопольском патриархате причастники перед литургией принимают св. помазание. В халкинской богословской академии воспитанников помазывают всякий раз перед Причащением (Прот.М.Архангельский «О тайне св. Елея. Стр.91-92). По словам св. Дмитрия Ростовского, общее соборование совершалось на Руси «по обычаю, затвержденному церковному, а не по писанному преданию» в храмах: Новгородском Софийском, Московском Успенском соборах, в Троице-Сергиевой Лавре. В монастырях: Кирилло-Белозерском, Волоколамском и Соловецком (ХУ11в.), в Одесском (с 1854г) и Симферопольском (с 1904г) соборах. (П.Н.Нечаев. Практическое руководство для священнослужителей. Изд.12-ое. Петроград 1915г. стр.345.). Временем совершения елепомазания был четверг на страстной неделе или навечерие Великой Субботы. Многие из наших прихожан стремятся к достижению идеала христианства – святости жизни на земле. Немало из посещающих храм задают вместе с темничным стражем, описанным евангелистом Лукой, вопрос: «что мне делать, чтобы спастись?» Душа человеческая ищет очищения от греха – зачинателя на этом пути и многое делает для своего освобождения, но сил то своих еще мало. Опытный духовный отец, любящий свое страждущее чадо, сможет такой ищущей и стремящейся душе открыть еще один источник Благодати, врачующей немощное, оскудевающее восполняющий, данный Богом на спасение человека в Таинстве святого елеопомазания. Неправильно благодать елеопомазания предоставлять только для лежачего на смертном одре. Это католическая Церковь отнесла елеопомазание к Таинству отходящих из мира сего и назвала его последним помазанием (extrema unction). С Запада это неправильное воззрение перешло в Россию и особенно распространилось через Требник митрополита Петра Могилы. В современном «Последовании св. Елея» нет ни одного указания, даже намека, чтобы объектом елеопомазания был безнадежно или опасно больной. В чине многократно слышится обращение к Богу «всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего» и прошение Церкви: «исцели раба Твоего…от телесные и душевные немощи и ожитвори (т.е. сотвори здоровым, живым) его благодатию Христа Твоего» (Молитва помазания). Здравие телесное и «недугов всех …избавление» (Канон У1, 3), «веселия радость» (Канон У11, 2), «душевные скверны» очищение, «скорби потребление» (Стихиры хвалитные, 3-я), избавление «всякия страсти, скверны плоти и духа, и всякого зла» (Молитва елеа над кадилом») – вот основные темы молитв елеопомазания. Церковная история свидетельствует, что прежде к Таинству елеопомазания прибегали чаще и избегать этого Таинства и оставлять его под конец жизни стали только под влиянием католической Церкви ( Прот. К.Никольский. «Пособие к изучению Устава…» стр.740). Так, в У111 в. на Востоке существовал по местам обычай, по которому, чтобы прежде больного пресвитеры помазали самих себя елеем. В 1Х в. помазание св. елеем всех присутствующих при совершении Таинства над болящим, было явлением довольно обычным, помазывали тем же освященным елеем даже стены дома, в котором производилось елеосвящение. На Руси в ХУ11 в. освященным маслом помазывали не только людей во время елеосвящения, но монашествующие мазали стены своих келий, тот же елей употребляли при крещении. (Прот. М.Архангельский. «О тайне св. Елея» стр.81-82).
Сопоставление Таинства покаяния и елеосвящения. Сопоставляя Таинства покаяния и елеосвящения можно усмотреть общность цели обоих Таинств – разрешение грехов. Логически возникает вопрос: не являются ли указанные Таинства тождественными друг другу и повторяющими действие Божественной Благодати? Новозаветные источники открывали всю полноту и самостоятельность каждого из Таинств. Покаяние дает разрешение в исповеданных грехах, оно по чину православной церкви предшествует совершению елеопомазания и Причащения. Но ведь грехи могли остаться неисповеданными (тайные и невысказанные, не осознанные, забытые, невольные) и, значит, остались неразрешенными. Эти грехи тяготеют над человеком и часто являются причиной его заболевания. Таинство елеопомазания не тождественно с покаянием, не повторяет его, не заменяет, не отменяет, а подает оставление грехов, находящимся в немощах и болезнях, возникшими как результат греха. Другими словами исцеляется не только болезнь, но и корень ее – греховное состояние Болезнь плоти так может повлиять на духовную жизнь человека, что у него атрофируется чуткость ко греху, притупиться память, сознание и способность к полному покаянию, склеротические явления пеленой закрывают «грехи юности и неведения» (Пс. 23,7). В такое тяжелое для человека время Господь и подает ему особое Таинство к уврачеванию немощей душевных, за изнемогающего больного предстательствует Церковь, и «молитва веры» немощному дарует «совершенное избавление грехов… и наследие Царства Небесного» («Последование св.Елея», 2-ая молитва освящения»).
Примечания к Таинству елеосвящения. 1. По установленному обычаю елеопомазание можно только принадлежащих к Православной Церкви (нельзя соборовать иноверцев находящихся в бессознательном состоянии, бесноватых, отлученных, неверующих). 2. В течение жизни допускается приступать к елеопамазанию неколько раз (но в одной и той же болезни, продолжающейся непрерывно, повторять соборование не положено). 3. Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, Таинство елеопомазания не совершается. 4. При одновременном совершении елеопамазания и Причащения, сперва совершается исповедь, затем «Последование св.Елея» и заканчивается Причащением больного. 5. При совершении Таинства одним только священником необходимо в последней т.н. «разрешительной» молитве сделать изменения, а именно: выпустить слова «еже сослужители мои держат на главе раба твоего… и молюся с ними». Неудобопонятные слова и выражения можно заменить: во 2-ой молитве освящения елея: «враски» - «порока»; в молитве 5-м помазанием: «руб поверженный» - «пень ветхий». Кроме того, священнику самому следует понимать смысл произносимых слов Таинства: - канон 1,3 – «печатию», т.е. помазанием; - ирмос У1-ой песни канона: «от бесовския крове» (в старых изданиях Требника «от бесования крове») т.е. от идольских кровавых жертв; - ирмос У111-ой песни канона – « в рове зачте», т.е. запер в рве; - 3-я стихира после ексапостилария: «священников…осязанием» - есть указания на то, что в древности священники совершали помазание больного прямо пальцами своей правой руки, без стручцов. -2-ая молитва освящения елея: «кровью очиститися», т.е. кровью приносимых в жертву животных в Ветхом Завете. 6. Во дни светлой седмицы начало елеосвящения следует изменить по образцу: «како поется молебен на св. Пасху» т.е. после возгласа священника поется «Христос Воскресе» со стихами, на каноне ирмоса пасхальное «Предварившия утро», «Аще и во гроб» и др. Чтение Апостола, Евангелия остается без изменения. 7. Нередко перед священником стоит вопрос о необходимости несколько сократить последование елеосвещения. Это бывает в случае тяжелого состояния больного (может умереть до окончания совершения полного чина) или, если священнику одному (как теперь часто бывает) предстоит совершить несколько соборований, часто в разных концах города. Согласно указанию Требника митрополита Петра Могилы, сокращать можно только за счет начала (т.е. молебного пения) елеосвящения, а молитвы освящения, количество чтений Апостола и Евангелия и помазаний остаются без сокращения. Таинство считается совершенным, если священник, по освящении елея, успеет хотя однажды прочесть над больным совершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. 8. Священникам в проповедях следует объяснять прихожанам значение и сущность Таинства елеопомазания. Не надо смотреть на соборование как на Таинство для умирающего, его благодатная сила необходима всем страждущим, понимаемым в самом широком значении этого слова. 9. Таинство елеопомазания не влечет за собой особых обязанностей и не налагает специальной ответственности. Мнения, что соборовавшийся должен жить в безбрачии, не естьмяса, налагать на себя особые посты, не ходить босыми ногами, какой-то срок не мыть тело – все это является предрассудками, противоречащими учению Православной Церкви. 10.Встречаются люди больные, очень верующие в благодатную силу Таинства св. елея, они желают (каждый пост) собороваться: их следует останавливать и нее разрешать собороваться раньше, как через год. С Х Е М А |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы