Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Положение гештальт-терапии в ряду других психотерапевтических подходовСтр 1 из 73Следующая ⇒
На сегодняшний день так и не сформулировано общепризнан- ное четкое определение психотералии, способное охватить все ее виды и формы. Сторонники медицинской модели рассматривают ее как 4лечение болезней или 4комплексное лечебное воздей- ствие... на психику больного, а через нее на весь его организм с це- лью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде. Однако Всемир- ная организация здравоохранения прямо в преамбуле к своей дек- ларации указывает: 4Здоровье Это не отсутствие болезни или физического недостатка, а состояние хорошего общего физическо- го, умственного и социального самочувствия* В Этом контексте можно говорить о том, что психотерапкя направлена на поддержа- ние *общей гармонии самочувствия в широком смысле слова, а не 4излечение, ?исправление*’ или 4коррекцию*’ каких-либо рас- стройств. Так или иначе, границы психотерапии не провести линейкой или циркулем, ее пространство, меняя свои очертания, неуклонно рас- ширяется. К психотерапевтам во всем мире обращаются как люди, страдающие невротическими, психосоматическими или психотичес- кими нарушениями, так и те, у кого разладились отношения в семье кои на работе; те, кто столкнулся с кажущимися неразрешимыми зкзистенциальными проблемами, или стремящиеся к психическо 20 Приглашение к Гештальгу
му равновесию и личностному росту чтобы сделать свою жизнь бо- лее счастливой и многогранной. *Территория* психотераггии весьма многообразна. Простое пе- речисление существующих школ и направлений, вероятно, утомило (усыпило) бы Читателя. ПоЭтому напомним только, что психотера- пия уходит корнями в седую древность. Ее научная зра началась во второй половине ХIХ века и известна как сЗолотой век гипноза. В истории психотерапии имели место три *революции*. Первая из них связана с рождением психоавализа, вторая с бихевиоризмом. *Тре- тьей революцией в психотераттии уже традиционно называют ста- новление ее гуманистической ветви, к которой прежде всего отно- сятся клиент-центрированная терапия К. Рщжжерса, Экзистевцваль- ная терапия “ж. Бюдженталя и гештальт-терапия, ведущая начало от работ Ф. Перлза. Существующие психотерапевтяческие направления подчас кон- курируют между собой, пытаясь узурпировать всю полноту власти и доказать, что то млн иное из них обладает максимальной Эффек- тивностью. Тем не менее прослеживается и противоположная тен- денция на сотрудничество, разделение полномочий, поиск обще- го базиса й взаимопонимания. Вспомним в Этой связи хасидскую притчу, которую когда-то привел Мартин Бубер. Однажды несколько учеников умершего цаддика пришли к свое- му новому учителю и выразили удивление, что ею порядки отлича- ются от тех, к которым они привыкли. Тот воскликнул: сЧто бы Это был за Бог, если бы существовал только один способ служить Ему!*‘ По мнению авторов настоящей статьи, нет *хороших или .пло- хих* психотерапевтических направлений. Если уж в оценочных ка- тегориях, то есть хорошие или плохие псвхотерапевты. Мало осво- ить методические приемы и техники, недостаточно и уметь исполь- зовать их осмыслевно. Более важно не ЧТО, а КТО их применяет: определяющими являются ценности и установки психотералевта (прежде всего доминамта на помощь); способность завоевать дове- рие и установить терапевтаческий альянс; умение *подвяться над ситуациеЬ, чтобы охватить-ее во всей сложности и противоречиво- сти, не унижал клиента возможными упрощениями или увещевавв- ями и не подменяя его бытия собственными прелпочтениями и при- страстиями; соблюдение профессиональной Этики. Образно говоря,
психотераяевт ?работает собой, а не методикой*, он свой основ- ной инструмент. Психотерапент может быть .непроницаемым*, подчеркнуто нейтральным (аналитическая традиция), а может рассматривать психотерапию как еЭкзистенциальную нетречу двух человека, как ?событийный процесса, *“Я Ты” диалог.‘, н котором неповтори- мо раскрывается и обратившийся за помощью, и псвхотерапевт (гу- манистические направления психотерапии); он может опираться на Эмпатию способность к сопереживанию и безусловному при- вятiпо (клиент-центрированная терапня) или на симпатию вон- леченвость в психотерапевтмческое поле в целом, сознавая как кли- ента, так и себя (гештальт и зкзистенциальвая терапия). Псвхотерапевт может делать акцеаг на фрустрации, например па- родируя и высмеивая своих пациентов (провокационная терапия Ф.Фарелли); главным образом, использовать поддерживающие ин- тервенции (позитивная психотерапия); скорее сохранять баланс между фрустрацией и поддержкой (гештальт-терапия). В данном контексте мы хотим вернуться к известному мифу о гештальт-тера- ггевте прежде всего как об искусном ф‘страторе, порожденному из- вестными высказываниями Ф. Перлза. Разделяя точку зрения осно- вателя гештальт-терапии, важно уточнить, что мишенью для фруп- рации в рамках Этой школы является не личность клиента, не его жизненные выборы или способы действовать в рассматриваемых обстоятельствах, а те застывшие и переставшие осознаваться пат- терны поведения, которые некогда были адагггивны, а сейчас, как любые авахронизмы, мешают человеку удовлетворять его потреб- ности. Фрустрадия, собственно, и служит для *растворения.‘ при- вычною и облегчения появления нового взгляда (на себя и обстоя- тельства), позволяющего расширить поле выборов. Насколько правомерно тогда говорить о балансе? давайте рас- суждать вместе. Стоит принять во внимание, что профессиональный гештальт-тералевт занимает поддерживающую позицию в отноше- нии личности клиента; достаточно открыт и осознан, чтобы его ив- тервендии, адресованные выборам клиента, не носили подспудно осуждающего или обвивительного характера. Кроме того, для геш- тальтиста принципиально доверие к мудрости клиента, признание его права принимать решения, с которыми тералевт внутренне не
согласен, подлержка любых его оеознанных выборов (как наялуч- щих для Этого человека в <здесь и теперь‘). Проведенный анализ предпринят нами как попытка избаввть гештальт-теравию от звуча- щих иногда обвинений в жестокости, позволяя более аргументиро- ванно говорить о соблюдении в ней баланса фрустрадии и поддерж- ки. Психотеравент может больше обгяснять или интерпретировать (разгяснительная психотерапия и психоанализ) либо предлагать *прожить ситуацию, уважал текущий опыт клиента и опираясь на него (гештальт-терагтия, психодрама). Он может в большей степени обраiцатгся к разуму (когнитивная психотеравия) или использовать целостный подход, работал не только с когкiщиями, но *реабилвт- вруя значимость телесных ощущений и чувств клиента, как Это про- исходит в гештальт-терапии... Психотерапевты могут быть очень разными. все-таки во главЕ угла оказывается не Подход, а Личность психотерапевта.
Пространство Гештал ьИта
Гештальт с немецкого, конфигурация частей*, 4образi, 4ври- видение, целоствость. То, что в человеке, событии, системе вы- ходит за пределы суммы составляющих их компонентов и связей, Подробнее смотри у О. Шпенглера, кто, кажется, первым ввел слове *гештальт* в русский язык. Или у Ф. Перлза *отца., гештальт- терапии, служителя богов по имени Осознавание. Ответственность, Выбор. Согласно сторонникам гештальт-подхода (и гештальт-тера- вии), для понимания поведения или ситуации важен не только из анализ, но и синтетическое рассмотрение общего контекста. К при- меру, крик футбольного болельщика совсем иное, чем крик, раздав оiийся на вустынной улице; голый человек под душем вовсе не тс же, что голый, врогуливающнйся по Невскому вроспекту Развивая новое направление, Ф. Перлз стремился изменитi 4кушеточный психоанализ* с его манией бесстрастия и играмд ума. Он пытался восстановить права *изгзтанного на кушетк тела, значимость телесных ощущений в бытия человека, вернуть страсти из прошлого в настоящее, из сферы разговоров перейти з сферу действия, опираясь на представления психологов о базо
вой роли мышечного чувства для формировавия и закрепления опыта. Во главу угла в Гештальте ставится то, что актуально сейчас (включая всплывающие воспоминания или гтлавы на будущее). При Этом его отличительной чертой является отсутствие акцента на ка- узальных связях. Соответственно, целенаправленных поисков при- чин или обгяснений нынешних проблем и трудностей в зависимо- сти от прошлого опыта не проводится. клиента отсутствует воз- можность 4списать свои сегодняшнУие невзгоды на ?ужасное детство. Конечно, наивно отрипать груз биологической наслед- ственности, детского опыта или преуменьшать роль социального окружения. Однако приглашаем задуматься над высказыванием Ж. П. Сартра: Важно не то, что из меня сделали, а то, что я сам делаю с тем, что из меня сделали. Отказавшись от пораженческо- го детерминизма Прошлого и окружающей Среды, люди оказыва- ются способными найти собственное пространство для тiроявле- ния свободы и ответственности. Заманчивая перспекгива? С од- ной стороны да: я хозяин своей судьбы. С другой стороны, невозможность переложить ответственность на других (родителей, обстоятельства, Бога...), известная многим свевыносимая легкость бытия*, связанная со свободой воли и выбора, порой порождает те самые тревогу, сомнения, отчаяние и одиночество, о которых столь любили писать Экзистенциалисты. Иными словами, серьезные жизненные выборы делать очень и очень нелегко. ПоЭтому геш- тальт-терапия с ее акцентом на возвращение клиенту ответствен- ности за то, что с ним происходит, с большим пониманием и сочув- ствием встречает попытки человека избежать чрезмерного для него бремени ответственности, взять себе время, необходимое для боль- ших преобразований, выстраивания новых смыслов, которые оп- равдывали бы усилия для Этих изменений. Не случайно С. Гингер призывает коллег гештальтистов работать не спеша, двигаясь смы- шиньтми шагами*, а традиционный спектр интервенций гешталь- тистов обогащен вопросом сдля чего?, адресованным к системе целеполагания и смыслов. Следует таюке отметить, что Гештальт требует от клиента затрат, направленных на осознавание и проживание своих ситуаций, с их гневом и страхом, тоской и любовью. Гештальт-терапию иногда на-
зывают терапией действием: она строится не столько ва говорении, сколько на чувствовании и драматизации. Осознанное проигрыва- ние минувших ситуаций здесь и теперь. позволяет по-новому уви- деть привычное, чтобы вернуть тому, что уже стало лишь словами п знаками не принося радости и полноты переживаний, плоты, движение, вкус и запах. Приведем некоторые положения, сформулированные дк Зиик- ером-. одним из самых известных среди ныне арактикующих геш- тальтистов. Он полагает, что посредством ГГ человек: • продвигается к расширению а%‘агепезз себя и своего окру- жения; • научается овладевать своим опытом, скорее присваивать себе собственные переживания, нежели проецировать их на других; • научается осознавать свои потребности и развивает спосо- бы их удовлетворения своими силами, не ущемляя права других; • продвигается к более полному контакту со своими овхущ- ениями; изучается видеть, слышать, нюхать, пробовать на вкус, осязать... то есть наслаждаться всеми аспектами своего бытия; • гiрисааивает опыт собственной силы, могущества и способно- сти к самоподлержке, ухода от *ллача в жилетку. или обви- нений в адрес других, которые могли быть привычными спо- собами получения поддержки из окружающей среды; • становится сенситивным к своему окружению, хотя в то же время еносит покров доспехов. или мукдир из брони. в си- туациях, которые являются деструктивными или губитель- ными; • научается принимать на себя ответственность за свои действия и их последствия; • чувствует себя комфортно при осознавании собственных фан- тазий и их выражении. Человек меньше рассеивает свою Энергию, креативно интег- рируя конфликтующие чувства внутри себя, не используя их про- тив собственного организма и не поляризуя (расшепляя) свое по- ведение.
Гештальт: источники и базовые ПРИНЦИПЫ
Теоретико-методологвческими корнями Гештальта явились пси- хоанализ и гештальт-психология, Экзистенциализм и феноменоло- гих, восточные духовные практики и туманистическая психология. В определенном смысле Гештальт находится на пересечении запад- ной и восточной культур, представляя причудливый синтез их осо- бешюстей. В силу Этого, появившись в многонациональной Рос- сии совсем недавно, данное направление очень быстро завоевало признание, и его роль в психотерапевтической и психологической практике неуклонно возрастает. Символично также, что в разных странах резкий рост популярности гештальт-терапии происходил в условиях социально-психологических катаклизмов (скачкооб- разное изменение социальных условий, общественных стереоти- пов и верований; смена системы ценностей и менталитета; пере- ход от опоры на иерархическую социальную структуру и зависи- мость от нее к опоре на личную инициативу, активность и ответственность и др.), что со всей очевидностью имеет место в современной России. В сегодняшней России с ее Экономической и политической не- стабильностью, размьпостью границ между социальными слоями, проблематмчностью вьщеления главного в ряду быстроменяющих- ся втекущхх событий, неуставными попытками отыскать винова- того, с трудностью удерживаться в настоящем (у одних окрашенной ностальгией по прошлому, у других мессианскими чаяниями, ори- ентированными в будущее) основные принципы Гештальта зву- чат, как никогда, актуально.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы