Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Терапия на основе концентрации



 

Что же происходит? В полемическом задоре с 3. Фрейдом Перл посягает  на метод свободных ассоциаций, святая  святых псмхоана- лиза,  называет его методом  свободных диссоциаций  и  довольнс резко  против  него выступает. Он шворв-г, что  свободные ассоциа- ции, конечно, хороши,  чтобы проникнуть в бессознательное, толькс неизвестно, для чего и куда. Он ставит под сомнение априорную цен- ность  широкого  доступа  к  бессознательному материалу,  предлатаз сосредоточиться на том, что сам клиент  считает самЕтм актуальньтiд в данный момент. Человек, двигаясь по своему ассоциативному ряду с его точки зрения, может легко уйти, ускользнуть с самого для негс горячего,  страшного,  следовательно, актуального.  Этот способ даеi

пациенту успокоиться, избежать горячих  болевых точек. Перлз вме


сто Этого предлагает  терапию  на основе  концентрации.


Это пер


ное, что сближает  Гештальт с восточными, медитативнымиП по сво ему характеру, практиками.

И

Мсдитаiiия (ЛаТИ11Ское  iРСiаiо, ОТ  еiхiiiог          раЭМыц1ляю, обдумываю)       ум-

ственное дсйстiшС,  наоравленiное на Орннведеiние !нсИХИКИ ЧеЛовека К состояiiикi

углубленной согрсдоточенностн.  В 11С11ХОЛОгИЧССкОМ  аспекте  медиi-ация iiрсл-


лагает устранение  крайiни  ЭмонЫиотналынЫХ О’ХЙШЛСннИЙ


значительное сниже-


ние реактиняности (Философский  Энiоиклонтедяческий словарь,  1989).

И


 

Не оспаривал  важности  рефлексии, иiггроспекции и осознания, он вводит в качестве приоритетного понятие ау’агепеьз, более широ-


кое по своему значению.


а’чагеое55  нет точного аналога в русском


языке,  гештальтисты  всегУо мира пользуются  Этим английским тер- мином. Если посмотреть  на Это слово, послушать,  как оно произно-

сится, то возникает  впечатление,  что оно имеет нечто обшее с верой или уверенностью;  Это не осознание  с помощью ума, не результат процесса целенаправленного мышления. Аи’агепез есть пребывание в процессе сосредоточенного внимания,  включающее восприятие со- вокупности  текущего чувственного  опьпа, свободное от ра.змышле- ния и, как правило,  опережающее вербальное  оформление.

Мы описываем медитативный по своей сути процесс,  результат которого Перлз предлагает  вербализировать.  Медитацияi2, если го- ворить об общем значении  Этого слова, не что иное, как концентра- ция, углубленное  сосредоточещiе;  способ заставить  прагматвческий ум замолчать  ради достижения большей  полноты бытия. для Этого необходимо избрать для себя некий фокус,  в котором, как в лазере, будет собираться внимание и,  следовательно, аккумулироваться Энергия. Разные религиозные  направления, дуповные школы в ка- честве предмета, с помощью которого сосредоточивается внимание, выбирают различные обгекты, в зависимости от своих задач и вку- сов. Можно  медитировать  на какой-то  внешний  обгект,  например  на пламя свечи или на точку (они  легко  привлекают внимание,  да‘-

 

 

2 дхиява  медитiоiия ве индийской  метод, не просто текiiика.  Она мокеi iiрий- тв к  вам только  через  основную  трансформацию,  через  мутацино. Предгтавле-

ние о  медитаю’яи как о  каком-то  методе в корне  нюеверно. Ум               такой, какой он

есть, не  медитатiннюеюн. Прежде  чем случится медитация, ум должен  полностью измениться. Ум нюоетоянняо вербали;ннюрует. Любое .юкзиетеоциальнюое явление  ум сююособен,  трансююрмнюроююагь в сдюннюа.  И слона становится  ююреююятсгвююем, тюорь-

ной. Этот нюостояююююьюй нюревод  нюредметов ию  бытия в слона  яююзонется ююреюоютсйон- ем к  медитативююому  Уму.  Поэтому первым необходимым  условием достнженния

медитатявюоюо ума яююля’-гся  осознюаваонюе своего  ююостояниюого вербализированюиюн и снюособюность остаюноюнить его. Просто созерннайте ююредмею ы; ние вербалью:иируйте. Онцуюююайте их присутствие,  юно ние переводите их в слова. Пусть  вещи будут. юно без языка; ююусть ю,озююикают ситуации,  но без языка. Это  внюолнне возможно,  это

естественно.  Неестествсюювмм в ннляется сувюествуюв’ее  в ы ве положеиюве,  ни  мы июасз-олько привыкли к нему, что уже даже не с(юзнюаем того, что  иноетояноно пере- водим онююуюю’еюния в слова.


 

 

вая возможность погрузиться в измененное  состояние  сознания  за счет самогвпноза). Можно, как известно, концентрироваться на ман- дале (символическом изображения священного круга мироздания), можно повторять священные звуки  мантры, можно концентриро- ваться  на имени  Божьем  и т. д.  Обгектов для  концентрации в вос- точных направлениях великое множество,  и  смысл медятации не только  и не столько  в выборе обгекта для сосредоточения   он яв- ляется лишь способом для перехода к качественно иному состоянию

сознания и уровню  восприятия, сколько  в обучении  и тренировке бдцтельного внимания. Если благодаря  концентрации удается  на- копить  потребную  знергию,  то становится возможным замечать  со- бытия, подчас далеко  выходящие за рамки обыденного опыта и чре- ватые серьезными изменениями в зкзистенциальном смысле. Прав- да, только  в той мере, насколько человек свободен от их ожидания и пропихивания?, когда привязаяность к результату не вмешивается в процесс  концентрации (см. данные о  парадоксальной теории из- менений  А. Бейссера     Веiззег А., ?970).  Точно так же возможно  ме-

дитировать на внутренние обгекты, касающиеся каких-то функций

человеческого тела, если они в принципе  могут осознаваться. Очень часто в качестве внутреннего обгекта концентрации выбирается, как вы знаете, дыхание, потому тго Это   данность бьггяя, присущая ему всегда, хорошо  поддающаяся  отсдеживанию (осознанию).  Концен- трация  на дыхании принята в древнейшей будлийской традиции випассане.  дыхание выступает как центр, 4дом)  медитярующего, ю

то время как замечанию,  ?мевтальной отметке, подлежат  все теку- щие феномены человеческого бытия. Процитируем  инструкцию медитярующему из книги дк Голдстейна и джека Корнфялда еПуть к сердцу  мудростя., отметяв,  что авторы  апологеты древней  фи-

лософской ветви буддизма  тхеравады:

еУдерживайте внимание четко  сфокусированным  на каждом

вдохе  и выдохе..  Наблюдайте за ощущениями  каждого  дыхания внимательно, однако  не нацеливаясь найти  в них  нечто,  заранеЕ сформулированное. Просто замечайте то, что преподносит вам про-

текающий момент.  Пытайтесь как можно более непрерывно регист-

рировать здементы своих впечатлений (слышание, ощущение, чув- ство, думание, ес.). Отмечайте их, и если переживание перестает до-

минировать  возвращайтесь  к дыханию...  Пусть  все  обгекты


 

впечатления  тела  и ума появляются и уходят  сами собой... Они возникают, некоторое время существуют и уходят  как все прочее... Иными словами  4дайте своим  переживакиям быть,  не  прерывая их; пребывайте с потоком своих переживаний,  не идектифицвруясь с ними и отдавая себе отчет в ма преходящей изменчивой  природе (д.  Голдстейн, д.  Корнфилд, ?993, с. 62—67).

Будда, согласно теориям его учеников, лредлагая  медятмровать, желает тгробудмть  человека, сделать его способным воспринимать мир более широко, дать возможность  выйти за рамки  собственных чзких страстей и интересов, освободить от страданий. Похожую цель ставит перед собой и Перлз: он хочет освободить человека от ?днев- ных грез, от компьютерной активности, чтобы сделать его жизнь по-настоящему наполненной, кробужденной, дать ему возможность  истинного выбора.  Способ  развитие  способности  пребывать в со- стоянии осознанности. для Этого Перлз  предлагает, фактически  не

называя  так, медитацию на тему здесь и теперь?, сделав предметом

сосредоточения  поток сознания.  Он предлагает внимательно  заме- чать и озвучивать  феномены человеческого бытия:  ощущения,  по- требности, Эмоции, мысли  дать Этому потоку свободно течь. Он в большей мере заинтересован чередованием,  ритмом Этих процессов: мьтшления, видения,  чувствования и т. д., нежели собственно  их ре- зультатами, содержанием.  В особенности  же он обращает внимание на затруднения и перерывы в Этом потоке.  По его мнению, измене- ния темпа  речи, тембра  голоса, наличие слишком  общих или неяс- ных  фраз могут свидетельствовать о том, что человек  защищается от определенных пережвваяий, отчуждает их, и важно пролвть  свет на то, каким образом он тем самым обедняет свою жизнь.  Инструк- ния к подобной медмтации похожа на т что мы привели выше.  .По-

гешталы’встски она звучала бы так: Будь внимателен  ко всем сво-

им переживаниям...  относись  к ним с уважением,  не оценивай  и не прерывай  их... узнавай  их субгективный здесь-и-сейчас  характер... старайся не увоситься вслед за содержанием того, что происходит, отметь феномен и дай всплыть следующему?...

Эта медитативная техника у Перлза получает название  контину-

ума осознавания.  Это последовательное сосредоточенное  изложе- ние другому, чаще терапевту (в группе либо индивидуально), реже самому себе, всего того, что происходит  со мною в данный  момент,


 

 

что я осознаю:  что я вижу, чувствую, ощущаю телом, переживаю ва уровне  Эмоций,  планирую,  намереваюсь, вспоминаю,  обдумываю и т. д.,  не фиксируясь на содержании или  оценивавии  своих пере- живаний, не пускаясь в обьясневия по их поводу. Терапевт  следит, чтобы речь шла от первого лица, в единственном числе, в настоящем времени  и наблюдает  за прерьтваниями, если ови возникают.

Если бЫ одна иэ авторов сейчас начала  контияуум  осоэнавания,

то скаэала  бЫ  так: Я  сейчас ясно вижу экран  компьютера, пятна букв на клавиатуре, свои колени, я чувствую подушку, я ощущаю, что

у меня слегка перехватЫвает дЫхание по мере того, как я щелкаю по

клавишам... Я боюсь сделать ошибки и тороплюсь... Мне хочется сде- лать глубокий  вдох, когда я делаю вдох, мои плечи расяравляются, и

появляется мЫсль, что беспокоюсь напрасно.  У меня жар подступа- ет к щекам, и я чувствую радостное облегчение оттого, что это про-

исходит. Я  сейчас  продолжаю  отслежиеать  время,  которое я эа-

трачиваю  на самоописание,  приэванное иллюстрировать контину- ум осоэнаеания.  Неприятно, что-то похожее на растерянность... Я начинаю  планировать,  что я буду делать в следующий момеят..

Континуум осознавания  одна из популярных гештальтистских техник.  Не менее распространены и медитации, связанные с дыха- нием: наблюдая  за тем, как протекает  процесс дыхания, особенно за его затруднениями, можно  осознать  целый  ряд связанных с ними Эмоций. Это в некотором  смысле их телесный знак.

В отличие  от традипионкых  медитативных теквик,  где  человек медитирует наедине с собой,  чаще в молчании  и  неподвижности, Перлз  предлагает  вариант  медитации  в соприсутствии и при учас- тии другого.  За счет Этого человек получает  возможность не только воспользоваться обратной  связью: больше узнать  о том, как он пре- рывает свой прочесс осознавания, но также увидеть и почувствовать, как то, что он говорит, сказывается на происходящем с его собесед- ником; узнать,  как своим бытием он влияет  на окружеяие; соотнес- ти свое переживание с переживанием другого человека.  По сути дела, континуум осоЭнавания  Это часто медитация на тему  контакта Этого человека  с терапевтом  или с группой.

другой, не менее важной,  стороной  медитации  ва тему  .здесь  и

теперь, является осознавание непрерывно происходящих с челове- ком перемен.  Иногда  говорят, что  постоянное  пребывание  в


 

ачагепев  штука очень трудная. Можно сказать, что на самом деле любой человек пребывает постоянно  в состоянии  некоторой  осоз- нанности (когда, конечно, не спит).  Вопрос только  в том, насколько

его аУёагепе полное,  что зависит от предмета,  на котором  скон- центрировато его внимание.  Если одна из нас, авторов  книги, моя посуду, проделывает Это автоматически и ее внимание приковано к планированию завтрашней группы, то она  может  пребывать  в осознанности своего процесса  планирования. Однако  ее внимание достаточно  сильно  отвлечен-iо от собственно  процесса мьттья посу- ды и от связанных с Этим ощущений  теплой  воды,  запаха  мыла,  легкой усталости  в кистях  и т. д. Ничего специально  плохого в Этом нет, но если во время мытья посуды она мечтает о чашечке кофе, пока аьет  кофе  погружается в мысли,  какую  книжку  выбрать на сон

грядущий, читая книжку  ведет с собой ругань, что опять предпоч-

ла фЭнтази  или детектив  научной литературе  и не тушит  вовремя свет, хотя завтра рано вставать, а погасив, наконец, лампу, принима- ется вспоминать  не доделанные за день дела  она, может статься,

заметит, что ничего за вечер для нее не произошло, как-то пусто, буд- то не жила последние три часа. Все ее внимание было  сосредоточено в голове, в сфере  ума: на планировании и внутреннем диалоге,  ?ком- тьютерной  активности, которую  так поносили  Ф. Перлз  и К. На- ранхо (К. Наранхо,  ?997). Ощущениям и пережаваниям просто не осталось места. Как утверждают  все без исключения  восточные тра-

диции,  если человек  не сосредоточен  на том, что он делает, ум его непрерывно блуждает.  Героиня вымышленного примера, приведен- ного выше,  не бмяа открыта к настоящему, скорее к прошлому и бу- дущему,  и Этот кусочек  ее жизни  протек,  как вода  между  пальцев, ничего нового не прилипло.  Если хочется  проживать свою жизнь  в полноте, то желательно,  чтобы  фокус ацагепе$$ гибко смещался по мере того, как происходящая с вами  ситуация,  окружающая среда изменяется.  Чтобы изменение соответствовало изменению. дискур- сивное и ассоцмативное мышление требует значительного времени, среда подчас изменяется значительно быстрее;  когда человек вязнет в содержании,  застревает в обдумьтвании того, что с ним происходи- ло, он не успевает заметить  изменения окружающей среды.  Мы не- редко встречаем подобное в терапевтических сеансах, когда терапент уходит в расспросы, рассуждения или в размышления о своей тера


 

певтической гипотезе.  Он тонет в содержании и перестает из-за Это- го обращать внимание на то, что происходит  с его реальным клиен- том. Он  не успевает  за  здесь и сейчасi  и своими  интервенцмями мешает клиенту  пребывать в осознаваяии. Отсюда многочисленные призывы  Перлза  работать  с очевидным. Они  легко находят  парал- лели с древневосточными капоминаниями о непрерывной череде из- менений,  которой  подвержен мир,  и необходимости  пребывать с

ними в ладу (китайская классическая 4 Книга  Перемена).

 

 
















Недеяние

 

Следующий вопрос, который сближает  в той или иной мере Геш- тальт-подход с учениями буддийского и в особенности даосското (Чжуан-ЦэЫ. Ле-Цзы, ?995) круга,  тезис о недеянии.  В одном из буддийских канонов (Чжун Юань цигун. Школа Мастера Сюи Мин- тана, 1991) говорится: 4Истина в том, что недеяние тем не менее яв- ляется деянием,  а деяние становится недеянием;  деяние  является причиной  недеяния,  в недеянии нет ничего, что не участвовало  бы в деянии.  деяние  Это мышление, а недеяние  Это отсутствие  мыс- лей.  Недеяние  Это не пустота,  Это состояние забвения  и памяти одновременно,  Это выход из круговорота жизни и смерти; в нем толь- ко дух  и нет мысли,  нет  формы, нет постоянства. Недеяние  Это просветление,  озарение?.

для буд.дистов недеяние,  невмешательство в жизненную  актив- ность, связанную с борьбой  и неизбежными выигрышами и пораже- ниями,  Это способ освободиться от страстей и привязанностей, ос- вободить  время  и силы для духовной практики, разотождествиться с иллюзорными порождениями  Мары (Ромен  Роллан,  ?99?) и выр- ваться из постылою круга савсары. даосы говорят о величайшей  гар- монии  Вселенной, имеющей свои ритмы; о связанности и взаимной

обусловленности всею  живого  и неживого и призывают не вмеши- ваться  в ЭТО Т поток по собственному произволу,  по хотению мысли, но чутко ловить ритмы и следовать  потоку, по возможности не изме- няя его  у-вЭй (дао дЭ [‘вин, 1972).

Гештальт признает недеяние как одну из своих  неогьемлемых

ценностей:  не пытайся ничего  насильственно изменить  в себе и в другом, даже из самых благих  побуждений,  будь с тем, что есть, го-


 

ворит Перлз, и в то же время обгявляет Гештальт-терапией действия. Как  соединить,  как сопрячь  действие  и недеяние                парадокс.  Гуд- ман, пожалуй,  самый большой  теоретик Гештальта, обращается  к нему  в  монографии  Гештальт-терапия (Р.  Регн5, Я.  НеiТегiiпе, Р. Ооойiцаа, ?95?), о которой мы уже упоминали.  Он приводит  при- меры из психологии  творчества.  Когда  художник пишет свою кар- тину, пребывает ли он в деянии?  Он создает художественное  полот- но, некоторым образом Это               действие.  С другой стороны, за самим действием  у художника  не стоит определенного  четкого  плана, Это не схема                он 4слушает мироздаяие, ?слушается  своего творения. Если он действительно в процессе творчества,  то он не знает напе-

ред, какие детали, какие световые Эффекты станут именно Этой кар-


тиной,


когда он пишет, то и сам неизбежно  меняется  вместе со


своим творением. Они оказывают взаимное влияние, попадают в еди- ный  ритм. Такое пребывание в процессе спонтавного,  нерассуждаю- щего,  неИцеленаправленного действия,  когда внимание  направлено

на процесс, а не на результат,  Гудман приравнивает к нелеянию. Художник несомненно  действует, создавал  свое полотно,  но он на- блюдает бытие своей натуры, не влияя  на ее существование. Худож- ник ?зачарован? своей натурой. данный процесс запускается потреб- ностью в самореализации, в творчестве  как таковом, а не в достиже- нии  определенной цели  в Этом принципиальное  отличие от деятельности, ориентированной на предварительно продуманный ре- зультат.

другой пример из Этой же книги. Когда влюбленный руками об- водит вокруг контуров  своей любвмой,  пребывает он в деянии  или нет? Он производит  движение,  но если его спросить: для чего он Это делает, что он Этим хочет вьгразть, пытается ли он Этим что-то изме- нить                  то он затрулнится ответить. Он не размышляет. Он пребыва- ет в безмолвии.  Это действие  продиктовано  его глубинной  жизнен- ной потребностью  любить       сейчас.  С культурой  недеяния  в геш- тальт-терапии связан  акцент  на исследовательской  позиции:  на проживании  и тщательном изучении того, что есть, в противополож- ность страстному  стремлению  прийти к определенному изменению, результату  Перлз  верит,  что если  человек  способен  пребывать на уровне тупика,  осознанно  наблюдать  внутреннюю  пустоту, прини- мая ее как часть своего существования, она заполнится без усилия,


 

 

спонтанно,  скачком,  и Это будет истинным, целостным изменением

(Ф. Перлз,  ?996).

действительно, способность совершать спонтанные действия  без рассуждений является для  геiлтальтистов немалой  ценностью  (мы вернемся  к Этому в главе о творческом  приспособленйи). Пожалуй, здесь имеет смысл только  подчеркнуть,  что не все, что человек при- нимает за спонтанные действия,  ггродиктовакыые данным моментом, таковым является. Например, в групповой  терапии  у участника по- являются зротические чувства  к теравевту.  Человек  о  них не гово- рит, никак  не реализует их в группе.  Возможно,  у  него существует внутренний запрет  не только  на подобное  поведение,  но и на сами чувства такого рода. Он не осознает своих переживаний. Он уходит

домой  и буквально  ?гтривязывается к столбр  признается в люб-

ви первому  встречному.  Может показаться, что его сексуальные дей- ствия  абсолютно  сповтаянм, неожиданны; он не знает,  чем данная персона так его вдруг привлекла. Маловероятно, что подобное отре- агирование приведет его к прояснению своих сложностей в данном контексте;  скорее  заттутает и оставит  чувство смутной  досады и го- речи. Аналитики называют такое  поведение  ?асiiв8 опЕ’ (действие

без осознавания, преждевременное отреагирование) и считают про-

явлением сопротивления  оно не [гродвигает терапию, скорее тор- мозит. В чем же дело? Чувства  искренние  и проявлены спонтанно... Но к тому ли человеку они сейчас навравлены? Это пример  псевдо- спонтанности, когда,  минуя  осознавание, человек  совершает дей-

ствие, заряженное чувствами и событиями другого места и времени. Если забежать  вперед, то речь идет на гештальтистском языке о деф- лексии,  отклонении от пути непосредственного контакта.  Истинно спонтанное действие неразрьгвно связано с глубоким  осознававием данного  момента.

Призыв к подобного  рода ?недеянию?  переносится и на терапев- тические отношения в Гештальте. Считается  важным в большей мере наблюдать, осознавать происходящее между клиентом и тералевтом, а не стремиться веределать своего клиента по собственному разуме- нию: даже если изменения, по мвению теравевта,  могут сделать Это-

го человека более гармоничным. джозеф Зинкер  (.1 7iвйег, ?997) счи-

тает, что наилучшая  позиция терапевта в отношении клиента подобна отношению дедушки  или бабушки: они способны просто любовать


 

ся происходящим с внуками,  не нагружая  их своим страствым же- ланием  создать что-то определенное.

Гештальт-подход, как и сам его основоположник, имеет очевид- ное тяготение  к практике.  Возможно,  данный парадокс  стоит рас- сматривать  именно в контексте терапии, где слово ?действие?’ часто выступает просто как заменитель слова  4движение?’. Целенаправ- ленное действие  предлагается  редко: человеку, как правило, не тре- буется помощи, если он осознанно хочет что-то совершить.  Гораздо чаще инициируемое терапевтом действие  не предусматривает опре- деленного результата, янляясь просто движением: ?покажи жестом?, усиль дввжекяе и т. д.  В терапев-тической практике нередко быва- ет необходимо помочь  клиенту перейти  от слов  и размышлений

(внутренних переживавий, в которых его активность  и Энергия .за- морожена?.) к более зксгiлицитным  проявлениям. для Этого иници- ируется  движение,  подчас любое. От терапевта  следует  предложе- ние типа: начни сейчас двигаться, просто следуя за интенциями тво- его тела. (У подобного предложения могут быть различные резоны.

Мы еще будем иметь возможность  подробно их обсудить.)  В данном

контексте  мы хотим обозначить,  что, возможно,  более строго было бы называть Гештальт          терапией  движения, а не действия.

Если резюмировать,  то вопрос о парадоксальном сочетании  не-

деяния  и терапии действием  тесвейшим образом  связан  с теорией парадоксальных изменений  Арнольда  Бейсера  (А. Веiззег,  ?970). В тот момеит, когда человек просто осознает и принимает  то, что есть, иногда происходит  непо волцiебное: он меняется, и тогда меняется ситуация, в которой он находится.  Иной раз изменения  совпадают с теми, которые он предполагал  и к которым стремился,  иной раз нет. Но в любом случае, если человек ясно осознает происходящее, то ему повятно,  чего он на самом деле хочет; тогда появляется вы- бор, в каком направлении ему двигаться.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь