Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Оытибочна и другая дихотомия между Яю и внешним миром.
Ивтероргавизмическая целостность предполагает отсутствие четкой деморкационной линии между ?самостью? и внешним миром, орга- низмом и окружающей средой, постоянно взаимодействующими друг с другом. *Накример, человек видит дерево; не может быть ни- какого вида без того, что можно было бы увидеть, так же как нельзя что-либо заметить, если нет глаза, способного Это видеть? (Р. Нел- ьсон-джоунс, 2000, с. 66,. Рассiюатривая интерорганизмическую целостность единство организма и среды, перлз вместе с тем указывает на существова- ние границы 1 контакт между ними. приведенному понятию мы уде- лим специальное внимание в одной из следующих лекций. Здесь же отметим только, что именно на этой границе имеют место психоло- гические события. у здорового человека граница подвижна: возмо- жен контакт со средой и его авкулировавие или отход от среды. Ритм контакта и отхода является естественным ритмом жизнедеятельно- сти организма. Ключом к нему выступает иерархия потребностей. доминирующая в зздесь и теперь* потребность становится фи- гурой, выводя организм из равновесия. поддержание гомеостаза или оргавизмическое саморегулировавие есть процесс, посредством ко- торого организм удовлетворяет свои потребности и восстанавлива- ет баланс. очевидно, что для Этого ивдивидуумы должны быть спо- собны осознавать, в чем они нуждаются, и уметь управлять собой и окружающей средой, чтобы получить то, что им необходимо. у невротика ритм контакта и отхода искажен. Такой человек не в состоянии осознать доминирующую потребность или установить адекватные отношения со средой для удовлетворения Этой потреб
ности. В результате он оказывается перед конгломератом геыл-аль- тов, которые неполностью сформированы и незавершены. Обобщая вышесказанное, еще раз коротко сформулируем первое принципиальное положение о том, что специфической чертой, от- личающей Гештальт от психоанализа, выступает его холистическая доктрина. Во-вторых, если в психоанализе акцент делается на исследова- нии прошлого, на рассмотрении индивидуальной истории, то в Геш- тальте прерогатива отдается анализу ситуации в настоящем или принципу ?здесь и теперь. Способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в настоящий момент является условием формирования и завершения гештальта. ?Нет другой ре- альности, писал Перлз, кроме настоящего (Е Регiв, ?992, р. ?04). Прошлого уже нет, а будущее еще не наступило. При Этом он нико- им образом не отрипает, что все берет свое происхождение в про- шлом и стремится к последующему развитию. Подчеркивается лишь то, что прошлое и будущее веразрывно связаны с настоящим. с Без отнесения к настоящему они становятся лишенными значения (там же, с. ?0б). н4евротик не способен жить в настоящем, ибо несет незавершен- ные ситуации из прошлого, которые привлекают его внимание. В силу Этого ему не хжатает ни осознания, ни Энергии действовать в настоящем. Гештальтисты, однако, ве исследуют прошлое в целенап- равленных поисках воспоминаний о травме или везакокченной си- туации. Мы просим клиента сфокусироваться на осознании непос- редственно получаемого опыта в Эдесь и теперь. Фрагменты веза- конченных ситуаций из прошлого неизбежно всплывут как его часть. Тогда клиенту предлагается проиграть их, прожить их вновь, чтобы закончить и ассимилировать. Гештальтисты уверены в том, что для удовлетворенности и полноты жизни важно уметь принимать с от- крытым сердцем опыт настоящего. Перлз оспаривает также фундаментальные представления Фрей- да о развитии вевроза. для Перлза невроз является следствием на- копления определенной суммы снезакрытых гештальтов., то есть потребностей, процесс удовлетворения которых был прерван, а не обязательно желаний, табуированных обществом и подавленных су- перЭго или Эго. Неврозы, по мнению Перлза, возникают в результа
те сосредоточения индивидуума на так называемой средней зоне майе, или зоне фантазии. Именно она несет в себе незавершенные гештальты. Соответственно, корни невроза лежат в тенденции фан- тазировать и интеллектуализировать там, где нужно просто осозна- вать настоящее. При неврозе идет непрерывная борьба между май- ей и действительностью (Ф. Перлз, ?998; В. Т. Кондрашенко, д. И. донской, ?993; Р. Нельсон-джоунс, 2000). Следующее расхождение касается отношения к установлению причинно-следственных связей. С психоанвлитмческой точки зре- ния, для понимания себя и развития способности к изменению наи- более важно узнать, ПОЧЕМУ человек ведет себя тем или иным образом. В парадигме Гепттальта для Этого самым существенным яв- ляется осознавие человеком, КАК он себя ведет. Поиски обгясне- ний причин расстройства, связанного с детскими травмами, пред- ставляются Перлзу защитными оправданиями, которые могут ско- рее усилить, а не разрушить невроз. Например, клиент приходит к заключению, что он такой беспо- мощный, потому что мать чрезмерно его опекала, а самым ярким при- мером мужского поведения для него с детства было поведение отца, находящегосЭг у матери под каблуком. Согласитеёь, что Это благо- приятная почва для придания легитимности собственным трудно- стям. Они ?в законеi, и человек поддерживает свои актуальные невЭгоды, ‘?извиняя. их наследием своего .?тяжелогоi детства. С другой стороны, осознание того, каким образом проявляется беспо- мощность сегодня и какие дивиденды она приносит человеку сей- час, приводит к отказу от неизбежной фатальности происходящего и его собственной ответственности за нынешнее положение дел. Кроме того, любое поведение обычно имеет множество причин, каждая из которых, в свою очередь, обусловлена собственным вее- ром факторов. По Перлзу, каузальный, причинно-следственный под- ход не в состоянии воссоздать всю паутину связей и, соответствен- но, интегрировать ?Элемевты4 чувствованвя и поведения в единое пелое. Именно поЭтому более важно тратить Энергию не на ПОЧЕ- МУ, а на понимавие КАК и дЛЯ ЧЕГО. Не случайно знаменитое ?Неге аж! Ыоча (?здесь и теперь?’) в современном Гелiтальте допол- нено принципом .Но’ч агкi Мот? (4 как и теперь’) (С. Гингер, А. Гии- гер, ?999, с. 57).
Итак, в отличие от психоанализа гештальт-терапия и гештальт- подход не каузальны, они не направлены на вскрытие причинно- следственных связей, в фокусе внимания здесь работа на осозна- ние, КАК и ЗАЧЕМ (дЛЯ ЧЕГО) человек действует определенным образом. В Этой же связи отметим, что если в психоанализе акцент дела- ется на подавляемом материале (в пониманиi и проработке внут- ренних конфликтов), то в Геiлтальте акцентируется очевидное. Здесь часты терапевтические интервенции, предполагающие отзер- каливание позы, мимики или жестов клиента, широко использу- ются реплики типа: Обратите внимание, что вы сейчас делаете руками, 4Вы замечаете, что, говоря о собственной злости, начали улыбаться? ... Подобные интервенции (так называемый ввозврат очевидногоi.) позволяют повысить осознанность клиента и, в ко- нечном счете, могут помочь прийти к изменению в переживаниях и поведении. Еще одно расхождение Перлза и Фрейда касается подхода к ин- стинктам. Как известно, Фрейд выделял две основные группы ин- стинктов (потребностей): инстинкты, поддерживающие, созидающие жизнь, и деструктивные инстинкты, связанные с агрессией и направ- ленные на разрушение жизни. Знаменитые либидо и мортидо Энер- гия воли к жизни, поддерживающая род, и Энергия воли к смерти кульминацией которых являются половое сношение и убийство (Э. Берн, ?99?). Перлз же утверждает, что существует огромное ко- личество потребностей, которые ощущаются (осознаются) тогда, когда нарушается психическое или физическое равновесие организ- ма. То есть, по Перлзу, ни одна из потребностей не является априори основной; можно говорить лишь о том, какая из них (потребность в безопасности, принятии и т. д.) доминирует в настоящий момент. Представьте, что двое из наших читателей-мужчин идут по ули- це, а навстречу им движется красивая молодая женщина с допотоп- ной авоськой, набмтой продуктами. Если один из мужчин сыт, а вто- рой голоден, то первый из них скорее обратит внимание на краси- вую женщину, а второй на колбасу или консервы в авоське, возможно даже не заметив прекрасную незнакомку. Итак, согласно Перлзу, неправомерно говорить об основных ин- стинктах вообще (двух, как у Фрейда, или каком-либо ином их ко-
личестве); инстинктов существует великое множество, и понятие ?основной шiстинкт? имеет смысл только по отношению к конкрет- ному временному моменту. Кроме того, Перлз настаивает на том, что агрессивность нельзя рассматривать лишь в деструктивном ключе. Она предполагает не только стремление к смерти, но и движение жить (Ф. Перлз, 1996; Ф. перлз, 2000). Когда мы едим твердую пищу, то кусаем ее, разру- шая и пережевывая, чтобы затем переварить и усвоить. Можно про- вести аиалогшо между агрессией, которая требуется для еды, и аг- рессией, необходимой для ассимяляции опыта. Каждый организм в пространстве окружающей среды растет, включая в себя новый ма- териал. втот материал сначала деструктурируется и переваривает- ся, а затем выборочно ассимилируется с отбросом ненужного и при- своением значимого будь то пища, родительское влияние или лек- ции, которые Вы сейчас читаете. В любой творческой деятельности необходима 4здоровая. агрессивность, иначе человек оказывается, узником окружающей среды. для появления автономности и неза- висимости человек *обречен* на конструктивную агрессивность. Не случайно в Гештальте мною внимания уделяется 4вторичной пере- работкеi опыта, который когда-то был пассивно Iзаглочен,, а также поощряется способность к осознанному личному тгротивостоянию. Еще одно отличие Гештальта, вытекающее из вышесказанного, касается отношения к процессу ассимиляцви. В психоанализе важ- нейшей задачей считается высвобождение репрессировавного ма- териала. предполагается, что его проработка и ассимиляция про- исходят затем без особых подводных камней, как бы 4сами собой? В Гештальте пережевьжвание, переваривание ранее интроецирован- ного (проглоченного неразжеванным, опыта и процесс его ассм ивляции рассматриваются как самостоятельные и трудные зада- чи, решению которых на сеансах целенаправленно отводится дос- таточное время. психоаналвз базируется на рационализме, лредлолагаюшем ра- зум решающим, если не единственным источником истинного зна- ния. Человек, проходящий анализ, как бы 4првзваю найти свое ме- сто в универсальной теории. Пожалуй, строгий свод правил в пси- |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы