Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дний момент сын подмекяется агнцем. Библвя умалчивает о пере-
живаiотях Авраама. Кьеркеюр реконструирует ею полный муки пси- хологический конфликт: между любовью и верой Единичного, уни- кальною человека по отношению к Абсолюту и любовью отца к СЫНУ, столь же всеобгемлющей по отношению к Всеобщему, человеческом- У. Согласно библейской традиции, Авраам не сомневался, следует ему Это делать или нет, за что его вера и была признана Богом. Кьер- кегор предполагает, что для обычного человека конфликт между двумя страстями своей преланностью Богу и своей любовью к сыну, вероятно, должен носить характер чрезвычайно мучительного сомнения, огромной степени тревоги. Ноша такого масштаба, веро- ятно, удел патриархов и основателей религий, но каждый раз, как любой из нас в очередной раз обращает к себе вопросы: стоит ли мне браться помогать новому клиенту? подходялщй ли я терапевт для Этого человека? за что из происходящего с ним я готов нести ответ- ственность? в какой мере я имею право вмешиваться в его жизнь, оказывать влияние каждый раз, когда мы испытываем сомнения, мы встречаем и узнаем свой страх, свою тревогу Не знаем, насколько здесь наш опыт совпадает с вашим, уважае- мые читатели, но наша тревога, связанная с сомнениями, легко обо- рачивается отчаянием, если мы пытаемся спрогнозировать резуль- тат. Она уменьшается, когда мы принимаемся действовать. Экзис- тенциалисты утверждают, и здесь мы с ними согласны, что наши действия вдохновляются надеждой, надеждой на собственные, весь- ма ограниченные силы и силы окружения клиента, столь же огра- ниченные. Возможно, поставленные цели недостижимьт. Но если все же начать действовать и стремиться сделать все, что можешь, даже без всякой уверенности в результате, то, вероятно, сделано будет что- то большее, нежели если не делать ничего. Мое существование побуждает меня действовать и проявляется в Этом действии. С Этой побудительной силой жить, быть, прояв- ляться, делать усилия, называемой Экзистенциалистами интенци- ональностью, связан еще один принципиальный философский мо- мент. Мы имеем в виду отношение между бытием и становлением; отношение к жизни как к процессу В бытии человека нет ничего став- шего, завершенного. В Этой связи Бьюдженталь пишет .?Как всякая материя сводится к Энергии, так и с нами. В глубинной своей сущ- ности мы процессы, мы не вещи, мы не сущности, мы существо- Теоретико-методологические корни Гештальта
вание. Мы Это процесс того, что мы делаем. Мы не то, что мы ду- маем, мы само мылзление’ (дж. Бьюдженталь, 200?, с. 2?7). не мои мысли, только что налечатанные мною и глядящие на меня с Экрана компьютера. их разглядываяие. В тот момент, как мы чЯто- то сделали, произвели, мы разотождествились с тем, что мы сдела- ли. Оно зажило своЯей жизнью, мы занялись другим. Только в не- прерывном процессе мы можем выразить 1 пережить наше существ- ование (там же, с. 2?8). То, что уже есть, ставшее, Это уже не совсем мы; Это наша структура, наша история. Мы процесс развития, его непрерывного становления. Мы ничего не знаем о себе до тех пор, пока не проявили, не актуализировали данное переживание не стали им. Жан-Поль Сартр, самый последний из поколения фило- софов-Экзистенциалистов, наш старший современник (?889-?969), приводит пример. Накануне войны к нему приходит молодой чело- век и говорит: 4Я знаю, что вы не даете советов, но я в трудной ситу- ации и нуждаюсь в вашей помощи, не знаю, как сделать выбор. сочувствую своей Родине, я понимаю, что идет война, я хочу быть солдатом и воевать. С другой сторонЯы, я единственная надежда Яи опора своей матери, моя мать без меня зачахнет. Как мне в Этой си- туации быть?i’ Сартр расспрашивает юношу о его переживалиях, затрудняющих выбор. Парень очень любит свою Родину, хочет быть ей полезным; очень любит свою мать, хочет быть ей опорой. Он н знает, как ему сделать выбор между Этими двумя чувствами. Сартр говорит ему: 4А я ничего не знаю о твоих чувствах, их еще нет. Они проявятся, они обретут бытме только в том поведении, которое ты выберешь, в той роли, которую ты сыграешь. Если ты пойдешь вое- вать, то твоим чувством будет твоя любовь к Родине; тогда твоей любви к матери не станет, ты можешь о ней не говорить, ее нет. Еслi ты выберешь остаться, то станет реальностью твоя любовь к матери, но не будет второго. Ты не можешь опираться на чувства, когда ть еще ничего не сделал, ты еще не сыграл свою роль? (...). С точки зрения процесса, наше бытие Это непрерывный пере- вод потенциального в актуальное. Это требует хотения, усилий, i расплата за актуализацию всегда идет самой ценной человеческой валютой временем жизни. Выбран что-то одно, человек неизбеж но отказывается на Это время от актуализации всего остального. Не реализованные потенции умирают так и не родившись и, ка
утверждает Бьюдженталь, нередко нуждаются в оплакивании. Мо- жет быть, кто-то из вас затратил пару часов на чтение Этой книги; за Это время погибла возможность поиграть сегодня с ребенком или сходить в гости. Затратив годы на изучение Гештальта, вы упустили возможность потратить их на профессиональный спорт или еще тго- нибудь, очень дорогое и ценное. 4Упущенные? возможности придет- ся ?отлускать?’: признавать, принимать и хоронить; часто без Этого не двинуться дальше. Актуализация своих интенций тем полнее, чем более человек вовлечен в то, что он делает; попытка усидеть на двух стульях разом (избежать принятия решения) скорее всего ве даст возможности реализовать ни одно из чаяний. Чтобы реализовать самого себя, как говорят психологи, ?стать самим собой?, приходит- ся отстаивать свои ивтенции не только от посягательств со стороны других людей, откровенного давления внешней среды. Нередко аре- ной сражения является собственное душевное пространство; ведь человек меняется, ему становятся тесны собственные рамки: должен- ствования, взгляды, оценки, предпочтения. Он набрал их вчера, тру- дился, отгачивал: они ему подходили; сегодня часть одежд немало- сердно жмет. Развитие человека всегда в той или иной степени аг- рессивно; ведь для того чтобы развиваться, следует сломать, изменить нечто, уже ставшее; в том числе агрессивно к тому, что че- ловек переживает как ?я сам? и ?моя картина мира. давайте отдадим еще раз дань признательной памяти Серену Кьеркегору (Кьеркегор, ?993); Мартину Хайдеггеру (Хайдеггер, ?993); Максу Шелеру (Шелер, ?994) они имели мужество осознать и прожить конечность, обреченность, одиночество, заброшенность, бесцельвость и надежлу человеческого существования. Вспомним Жана-Поля Сартра (Ж.-П. Сартр, ?989) и Альбера Камю (А. Камю, 1990), алологетов субгективности, давших себе труд рассмотреть драму человека после еСумерек богов?, благословивших восстание Против внешних условностей и внутренних условий. Снимем лiля- лу перед Людвигом Бинсвавгером (Л. Бинсвангер, ?9?0), приложив- шим философию Экзистенциализма к психологии, и Карлом Яспер- сои (К. Ясперс, ?9%, 2000), создавшим Экзистенциально-феноме- нологическую психопатологию. В мыслях и поступках Этих людей нет покоя; созданное их тру- дом философское направление по имени зкзистенциализм центри 96 Теоретико—методологические корни Гештальта
руется на непрерывной борьбе, которую человек ведет за самореа- лизацию; безнадежной борьбе с хаосом косной материи, с Энтропи- ей; борьбе человека с собственной ограввченностью и посягатель- ствами других ограничять ею существование. Экзистенциалисты высоко ценят действие (и ею автвтезу, осознанное воздержание от действия); видят надежду там, где человек проявляет мужество на- деяться и стремиться, рассчитьтвая на собственные силы, рискуя и не требуя от провидения никаких гарантий. Итак, сумма взглядов, если угодно, кредо, уваследованное геш- тальт-подходом от Экзистенциальной философии: • )Кизнь человека зависит от его собственных усилий; он спо- собен осознавать свою жизнь, изменять ее и нести ответствен- ность за себя и резонанс своих поступков в окружающем мире. • Человек изначально свободен от предопределения и обречен всю жизнь сражаться за внутреннюю своболу и самореали- зацию. • Осознанное и ответственное существование способно порож- дать тревогу и одиночество, сомнения и отчаяние; мы пони- маем их из глубины нашей собственной субгективности и не станем успокаивать и обесценивать. В принятии и прожива- нии Этих чувств есть специфически человеческое достоинство, надежда и мужество. Лучшее, что для человека можно сде- лать, зто сделать ею тревожным. • Человек Это процесс ею бытия: выборов и поступков. Он реализуется в Этом процессе, становится .самим собой.’ тем полнее, чем интенсивнее е-о вовлеченность в то, что он делает. • ?Экзистенциальная встреча двух человек.’ под названием геш- тальт-терачия предусматривает глубокую вовлеченность и от- крЫтость к своей субъективностм обоих участников процес- са, а также особенное внимание к процессуальной составляю- Щей контакта.
ЛИТЕРАТУРА
Бтогсвачгер О. Л. Психиатрия 11 Научные курсы для усоверлтенство- вания врачей. СПб., ?9?0. Вып. 5; ?9??. Вып. 5; ?9?2. Вып. 5. Бьюджечталь дж. Наука быть живым. М.: Класс, ?998. Бьюдженталь ,(ж. Искусство психотерапевта. спб.: Питер, 200?. Камю А. Бувтующий человек. М.: Полит. литература, ?990. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, ?993. Май Р. Любовь и воля. М.: Рефл-бук, ?Ваклер, ?997. ГШерлэ Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М.: Либрис, ?996. СартрЖ.-П. ЭкЭистециализм Это гуманиЭм 11 Сумерки богов. М.: олит. литература, ?989. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, ?993. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2-х т. М.: Ака- демия, ?996. Яслерс К. Всемирная философия истории. Спб.: Наука, 2000. 5атте]. Веiп8 ао? ЫоЕ?тiппе55. Ь4е’ч Уогiс ‘ЧавЪiгiЕоп 5япаге Рге5 ?966. Теоретико-методологические корни Гештальта
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы