Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лыкова И . А ., Шипунова В . А .



Лыкова И . А ., Шипунова В . А .



ТЕНЕВОЙ ТЕАТР ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

или КАК ПРИУЧИТЬ ТЕНЬ?

Образовательная область «Художествен ное твор чество»

Учебно-методическое пособие Соответствует ФГТ

                                                Рекомендовано

 Учёным советом ФГАОУ «Академия повышения квалификации

 и профессиональной переподготовки работников образования»

 Учёным советом ФГНУ «Институт художественного образования»

 Российской академии образования


 


Издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР»

Москва 2012


 


УДК 372.8

ББК 74.00

Л88

 

Л88

Лыкова И. А., Шипунова В. А. Теневой театр вчера и сегодня, или Как приручить тень? (Образовательная область «Художественное творчество»). Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2012. - 96 с, иллюстрации, фотографии.

ISBN 978-5-4310-0083-6

Помните, как в детстве вы сплетали из пальцев затейливые фигуры, и на стене появлялись «живые» существа: собака, лошадка, сказочный дракон, змея, птица? А вот вы вечером в лесу рассматриваете тени деревьев на снегу - это словно какой-то другой мир, живой и самый настоящий, только туда никак нельзя попасть. Мир теней, полный тайных смыслов и загадочный, живет рядом с нами, неотделимый от нас и такой недоступный. Может быть как желание разгадать его загадку и родился театр теней? Ведь на время пред­ставления мы получаем пропуск в чудесный мир. Движение тени мгновенно откликается в душе, рождает в ней совершенно особые мысли и чувства. Каж­дый словно встречается с самим собой, с безмолвным голосом своего сердца. Выразительные средства теневого театра скупы и сдержанны, но наше вооб­ражение мгновенно дорисовывает всё недостающее. И помогает лучше узнать себя, свой внутренний мир. Игра Света и Тени - вечная тема для философов, художников и поэтов, но в театре теней эти две противоположности стано­вятся рабочим материалом и оказываются почти прирученными.

Фотографии, представленные на страницах 3, 5, 6, 7, 8, 10,11, 29, 31, 32, 33,34, 35,36,37, 38,39,42, 55, 56, 57,61,62, 69,70, 71, 72,78, 79,80,81 сделаны Анатолием Бартковским в Московском детском теневом театре. Сердечно бла­годарим художественного руководителя театра Александра Крупенина за не­оценимую помощь в организации фотосъёмки и интервью.

На стр. 40,44,45,46 представлены оригинальные фотографии из семей­ного архива Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской. Выражаем искреннюю признательность семейному дуэту за эти материалы и интервью.

На стр. 13, 14,15, 63 опубликованы фотографии индонезийских кукол, экспонировавшихся на выставке в Музее декоративно-прикладного народ­ного искусства (Москва). Рады нашему сотрудничеству.

На стр. 4, 5,12,15,16,18,19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 63 пред­ставлены уникальные материалы из фотоархива издательского дома «Цвет­ной мир». От всей души благодарим артдиректора Анатолия Бартковского за самоотверженную помощь и поддержку в подготовке этой книги.

ISBN 978-5-4310-0083-6

                                    .                                       D

.Охраняется Законом об авторском праве. Воспроизведение этой

книги или любой ее части, включая оформление, преследуется в     СУДебн0 М ПОРЯДК6-

© Лыкова И. А., Шипунова В. А., авторы, 2012 © 000 Издательский дом «Цветной мир», 2012


 




ВВЕДЕНИЕ

Глава I . Театр Теней и Света

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ





Специфика теневого театра,

его эстетика и тематика варьиру­ются в зависимости от культурных традиций. Для теневого театра характерно обращение к эпосу и фольклору, а значит - бережное сохранение традиционных сюже­тов. Различия в происхождении сюжетов могут быть связаны с тем, что стили и культурные особен­ности теневых спектаклей отлича­ются в разных странах. Например, китайские спектакли теней, как правило, отображают историче­ские события; в основе индийских пьес - сюжеты религиозного со­держания, основанные на эпосах (таких как Махабхарата и Рамаяна); в то время как турецкие пьесы -это комедийные представления.


ГЛАВА I                                                                                                   5


В Китае, Индии, Турции, Кам­бодже, Индонезии и других странах Азии, а позднее и в Европе раз­витие театра теней шло своими путями, хотя имело и нечто общее, роднящее всех - это были самые популярные, истинно народные театры, которые на протяжении веков воспитывали людей, фор­мировали мировоззрение и эсте­тический вкус, влияли на поведе­ние и поступки людей.



Индия :танцующие боги

Искусство театра теней стало по­пулярным в Индии в XVI столетии, особенно в период правления Буда Редди. Индийские куклы - самые большие в театральном мире, и представления теневого театра ча­сто происходят возле храма Шива, бога - покровителя кукол. Согласно фольклору, в те времена, когда игрушки традиционно вырезали цельными из одного бруска дерева, жил мастер, который делал не­обычных кукол из отдельных дета­лей. Однажды в магазин этого ма­стера зашёл бог Шива с женой -богиней Парвати. Парвати, взгля­нув на кукол, была настолько оча­рована, что попросила мужа раз­решить их духам вселиться в кукол, чтобы они могли потанцевать.


После того как боги насладились зрелищем и устали, они забрали свои души и ушли. Мастер же, ко­торый с интересом наблюдал за происходящим, захотел вновь за­ставить кукол танцевать. Он пере­вязал их части и смог управлять куклами с помощью нитей.

Представления театра теней обычно проходили ночью с заката до рассвета. Широкую поляну хо­рошо утрамбовывали и на бамбу­ковых шестах ставили огромный экран. За экраном разжигали ко­стер из скорлупы кокосовых оре­хов. По другую сторону, где-нибудь под манговым деревом, распола­гались многочисленные зрители. Перед экраном садился рассказ­чик, и жители деревушки, затаив дыхание, слушали его рассказ о жизни богов и подвигах героев на­родного эпоса «Рамаяны» и «Ма-хабхараты». Во время рассказа вдруг начинал бить барабан, потом вступали другие музыкальные ин­струменты, и на экране появлялись куклы - герои повествования. Ка­залось, что они приходили к людям из другого мира. Спектакль тене­вого театра мог продолжаться мно­го ночей подряд. Детей на такие зрелища не пускали. Мало того, мужчины и женщины смотрели представления отдельно.


V истоков искусства силуэта

В глубокой древности, при мер­цающем свете костра первобытный человек замечал, как по стенам пещеры метались тени, то стано­вясь огромными, зловещими, то исчезая. Тени возникали в лунную ночь и солнечный день. Достаточно было обвести контуры на земле или стене, как появлялся силуэт.


ГЛАВА I

21


 


Не случайно с возникновением пер­вых силуэтных изображений антич­ные легенды связывают зарожде­ние живописи. Чтобы помнить о том, кто уехал, или о том, кто умер, по обрисованной тени вылепляли портрет или делали тень как бы живой. По древнегреческой леген­де, создательницей первого си­луэта была дочь царя Дибутада, которая обвела на стене тень воз­любленного. В древнейших рисун­ках, как и в рисунках маленьких де­тей, нет тени. Постепенно в истории живописи появляются попытки по­казать объем предметов (оттенить) и дать изображение в перспективе (для этого тоже нужна тень).

В Древней Греции еще в VI в. до новой эры в вазовой росписи использовались профильные фи­гуры: сначала черные на красном фоне, а потом красные на черном. Однако искусство силуэта в его


настоящем виде подлинное свое рождение получило во Франции в первой половине XVIII века и очень быстро распространилось по всей Европе. Во Франции же утвердилось и само название «си­луэт». Происходит оно от фамилии «главного контролера над финан­сами» при дворе Людовика XV -Этьена Силуэта (1709-1767). Этот расчетливый финансист, разуме­ется, никогда не изобретал силуэ­та - это было сделано задолго до него; не он даже ввел на него моду

- это тоже было значительно рань­
ше. Правда, он иногда ради отдыха
и удовольствия вырезал из черной
бумаги маленькие фигурки, но
мало ли было в то время любите­
лей, делавших это не хуже его?
Следовательно, не благодаря его
заслугам в этой области искусства
силуэту было присвоено его имя.

Первоначально слово «силуэт» имело ясно выраженный ирониче­ский смысл. Дело в том, что, ста­раясь поправить расстроенные фи­нансы, Э. Силуэт не только провел реформу по сокращению пенсий и уничтожению податных приви­легий, но и предложил сократить личные расходы короля и двора. В результате таких мероприятий незадачливый министр, потеряв поддержку высшего общества, вы­нужден был уйти в отставку и стал предметом всеобщих насмешек. Тогда ему осталось одно утешение

- вырезать из черной бумаги свои
любимые картинки. Тогдашние ост­
рословы стали с этого времени
называть именем Силуэта то, что
было, по их мнению, слишком про-


ТЕНЕВОЙ ТЕАТР

22


стым, скромным, мизерным. За лаконичными черно-белыми изоб­ражениями, которые казались не­сколько бедноватыми по сравне­нию с нарядными яркими живо­писными полотнами или даже ак­варелями, это название укрепилось окончательно и даже дошло до на­ших дней.

Во второй половине XVIII сто­летия в России работали два си­луэтиста, обладавшие европейской славой: Ф. Сидо и Ф. Антинг, ис­полнявшие великое множество си­луэтных портретов своих совре­менников. Одно из первых силу­этных изображений принадлежит крупнейшему русскому скульптору Ф. И. Шубину (1740-1805) - это портрет неизвестной молодой жен­щины, выполненный черной тушью на золотом фоне.

Техника исполнения силуэтов была различна: их рисовали тушью, вырезали из бумаги, иногда гра­вировали на дереве, а с начала XX века и на линолеуме. Большей частью силуэты вырезали из чер­ной бумаги маленькими острыми ножницами и накладывали на до­ску, стекло или цветную бумагу. В XIX веке для оживления силуэтов, придания им большей выразитель­ности художники начали оставлять внутри черной плоскости белые пустые места. Это были небольшие прорези различной формы, кото­рые могли передать в силуэте вол­нение морской стихии или блеск солнечных лучей, кружево осенней листвы или легкость падающих снежинок... Все это обогащало воз­можности силуэта и делало его


одним из своеобразных видов гра­фического искусства.

В Историческом музее Москвы и в частных собраниях сохранилось огромное множество силуэтов, свидетельствующих о широком распространении этого вида ис­кусства в России.И действительно, многие семьи мечтали иметь порт­реты близких людей. Но заказать живописный портрет имели воз­можность лишь богатые вельможи. Силуэтные же портреты были сравнительно недороги. Силуэты играли ту же роль, что и возникшая позже фотография. Когда еще не изобрели фотографию, профиль, обведенный на бумаге по тени, считали самым точным изображе­нием человека (в отличие от жи­вописного портрета, куда художник всегда мог привнести свое отно­шение к личности). Существовало искусство угадывания характера по профилю.


 


ГЛАВА I


23


 


























И,.

- При подготовке спектакля «Сказка о незадачливом драконе» я предлагал сделать дракона с од­ной головой - чисто технически и сделать такую фигуру, и управлять ею гораздо проще, чем многогла­вым персонажем. Но режиссеру Владимиру Пронину захотелось, чтобы у дракона было три головы. Тем более, что автор пьесы (из­вестный чешский драматург Ива Пержинова) старалась сыграть на разных характерах этих голов -одна поумнее, другая поглупее, а третья вообще все время спит. И вот - у актера две руки - он может управлять двумя головами, второй актер управляет третьей головой и туловищем, третий - лапами, четвертый - хвостом... Только представьте себе, какое согласье должно царить между актерами, играющими такого персонажа, что­бы спектакль получился!


 

- Теневой театр может поз­ волить себе делать такие вещи , которые не подвластны театру объемных кукол . Например ...

В кукольном балете «Руслан и Людмила » по сцене бродит, как положено, сказочный кот на цепи, приплясывает, мигая рыжими ог­нями, изба на курьих ногах, и во­обще творятся чудеса. Наина лег­ким взмахом головы оборачива­ется то Людмилой, то вороной. Холм открывает глаза, поднимает голову и беседует с Русланом. И летают над Головой вороны и галки - хищные, совершенно живые, шаркающие крыльями по экрану. Блюда, кубки, волшебные гусли, шапка-невидимка весело отпля­сывают на свадьбе Руслана и Люд­милы под музыку Глинки. Черно­мора без бороды выносят к столу на блюде. И дети очень веселятся, когда посрамленный злодей де­рется с жареным поросенком на соседнем блюде. Мощный зеленый дуб со «златой цепью», который буквально держит на себе всю по­становку, готов мгновенно превра­титься и в стольный Киев-град, и в дремучий лес, и в замок колду­на-Черномора. В нем помещается весь бездонный мир пушкинской сказки, а сам он помещается в не­большие мешки и занимает совсем мало места (а это очень важно для гастрольных поездок).

В спектакле по «Сказке о рыбаке ; и рыбке» и «Сказке о золотом петушке» режиссер В. Беляев и А.  Крупенин нашли необычное поста­новочное решение. Гаснет свет, экран, на котором разворачивается    

38 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР     


 

действо, превращается в стол, за­тянутый зеленым сукном. Черниль­ница, луковица часов, перо, бро­шенное на листы со знакомым ле­тящим почерком, - реалистически воссозданная обстановка Болдино, где и были написаны эти сказки. Вот задвигалось перо, зазвучала прекрасная музыка Н. Римского-Корсакова, и на чистом листе-эк­ране появились герои «Сказки о рыбаке и рыбке». Решена она фи­лософски-глубоко и вместе с тем озорно, остроумно и изящно. Ма­ленькие зрители визжат от вос­торга, когда старое корыто, угро­жающе разевая пасть, гоняется за стариком. У новой избы, из окошка которой выглядывает вредная ста­руха , вдруг выросли курьи ножки. Растут амбиции старухи, растет и она сама - вот уже сапоги ее раз­мером со старика. Кульминацией становится поистине волшебное превращение церквей и колоколен стоящего на холме города в зубцы короны на голове зловещей ста­рухи-царицы...

- Какими качествами должен
обладать художник теневого те­
атра , чтобы в буквальном смыс­
ле слова стать властелином про­
странства теней ?

- В современной сценографии
становится сложно разделить ху­
дожественную и технологическую
составляющие проекта. Профессия
«художник-технолог сцены» вклю­
чает все, что связано с формиро­
ванием сценического простран­
ства: от понимания художествен­
ной идеи до технологической раз­
работки ее в конструкцию, от ор-


ганизации производства до сце­нического выпуска спектакля, включая сам его прокат. Пожалуй, в данную сферу деятельности вхо­дит вся «закулисная рутина» теат­ральной жизни.

Поскольку я работаю в театре главным художником, то просто обязан быть специалистом во всех театральных профессиях. Нас в Школе-студии МХАТ учили: теат­ральный художник должен уметь все. Он отвечает за каждый гвоздь, забитый на сцене и в декорации. Не говоря уже о том, что он должен знать, как устроить сценическое пространство, какими механизма­ми, светом, звуком. Ведь он вот в этой коробочке сцены творит свое пространство, свою Вселенную. Причем по всем компонентам: про­странственным, цветовым, свето­вым, музыкальным и актерским. Все это художник должен учесть и связать воедино. Иначе все раз­валится.

Адрес : Москва, Измайловский бульвар, 60/10 (Метро «Первомай­ская»).


 


ГЛАВА I


39






















Театр ручных теней


Театр ручных теней - один из са­мых простых видов теневого теат­ра. Для его оборудования и про­ведения нужны самые обычные предметы: настольная лампа и экран - большой лист белой бу­маги или ткань (простыня). Если в комнате светлые стены, представ­ление теневого театра можно по­казывать прямо на стене.

Актёр - человек, показываю­щий театр ручных теней, разме­щается между зрителями и экра­ном. Если комната небольшая и зрители сидят на низких стульях, артист тоже садится. Если комна­та большая и зрители находятся далеко, артист может стоять. Глав­ное, чтобы зрители хорошо виде­ли теневые силуэты на экране и при этом не очень высоко подни­мали голову.

Лампу нужно поставить на вы­соту рук человека, показывающе­го спектакль (на стол, стул или стопку книг), и загородить шир­мой, чтобы свет не падал в глаза зрителям.

Важно знать! Чем ближе к лам­пе располагаются руки артиста, тем крупнее тень на экране. Од­нако чем меньше силуэт, тем он чётче и выразительнее. Нужно порепетировать.

Для теневого спектакля совер­шенно не обязательно дожидать­ся темноты. Театр ручных теней


можно устроить и при дневном ос­вещении. Для этого нужно смас­терить экран из бумажной кальки или тонкой папиросной бумаги, наклеив её на раму - деревянную (пластиковую) или самодельную картонную. Такой экран нужно раз­местить против окна (на столе), сесть сбоку за экраном и показы­вать теневые силуэты.

Рисунки в этом пособии помо­гут вам освоить технику показа за­бавных силуэтов разных животных. Порепетируйте, чтобы ваши руки «запомнили» способ сложения и движения. Обязательно порепети­руйте движение, без которого не­мыслимо театральное представ­ление. Зайчик шевелит ушками, петушок кукарекает и трясёт бо­родкой, собака «лает» - открыва­ет и закрывает пасть, а вы издаё­те звуки «ав-ав» или «тяф-тяф».

Для самых первых теневых представлений достаточно одно-го-двух силуэтов и сопровожде­ния показа звукоподражанием. Не забывайте включать в такие «диа­логи» детей.

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем -

В лес ходил,

С этим братцем - щи варил,

С этим братцем - кашу ел,

С этим братцем - песни пел.


48ТЕНЕВОЙ ТЕАТР



 






Гусь


 


 




 


 









Петух



Медведь


 






Слон


 


 


50


теневой театр    гл







Театр «живых» теней


Любой теневой спектакль ставится с помощью трёх безусловно не­обходимых элементов - экрана , источника света и теневой фи­ гуры .

Подготовить такое оборудова­ние совсем несложно. Для начала посмотрим, как выглядит экран и каковы его разновидности.


Экран и его виды

Из картона или фанеры . Для

изготовления самого простого эк­рана вам понадобится большой лист прочного картона или фанеры и тонкая белая бумага или калька. В картоне (или фанере) нужно вырезать(или выпилить)отверстие любой формы, чтобы получилась своеобразная рамка. Отверстие может быть прямоугольным, квадратным, овальным или полу­круглым - в виде арки. При жела­нии можно вырезать более слож­ную форму, например, абрис пе­щеры, избушки или дворца. Это отверстие нужно затянуть калькой или бумагой - аккуратно приклеить по периметру. Вот и готов насто­ящий экран - сцена для театра те­ней. Осталось лишь установить светильник, разместив его ЗА эк­раном (об этом мы расскажем в разделе «Световое оформление спектаклей» ).

За экраном на столе или тум­бочке нужно поставить так назы­ваемую рабочую рамку ( см . рису­ нок ). Такая рамка может быть кар­тонной, деревянной или керами­ческой. На ней крепятся декора­ции: для этого вверху рамки обычно


имеются проволочные крючки, а внизу - паз или два-три паза.

Размер экрана и всего театра, в первую очередь, - коробки и декорационной рамы, зависит от размеров актёров и количества зрителей. Вспомним, что актёрами могут быть различные игрушки, силуэтные и объёмные куклы, бытовые предметы, люди или только их руки.

Вот очень примерные размеры и расстояния: рабочая рамка 25x40 см, от экрана до рабочей рамки 120-130 см, а от рамки до источ­ника света 30-40 см.

Из картонной коробки . Самый популярный вариант экрана для домашнего теневого театра -большая коробка без верхней и задней стенок. Передняя стенка -это натянутая белая ткань (самый простой вариант - простыня). Это и есть экран. Бока коробки можно сделать из двух тёмных занавесок или полотнищ ткани, нижний край которых прикрепляется к полу канцелярскими кнопками так, чтобы на ткани не было складок. Ширмы по бокам нужны для того, чтобы удержать свет в пределах коробки. Осветительный прибор помещается внутри коробки (обычно - на полу) и направляется на экран.

В дверном проёме . Экран теневого театра можно оборудо­вать в дверном проёме любой комнаты. В открытой двери, на вы­соте примерно 1,2 метра от пола, прикрепляется планка. На полмет­ра выше размещается ещё одна планка. К этим планкам во всю


ГЛАВА II

53





Светодинамические эффекты

Расскажем о самых простых спо­собах изображения «живого» огня и «текущей» воды в теневом спек­такле. Огонь изображается с по­мощью нескольких остроконечных ленточек ярко-красного цвета. Их


 


 


70


ТЕНЕВОЙ ТЕАТР



 


 


 

ГЛАВА 71


прикрепляют к нужной части деко­ративной детали (печка, камин, ко­стер) и направляют на них сильную струю воздуха от вентилятора. Кро­ме того, эти ленточки можно осве­тить специальной красной подсвет­кой. Но в теневом театре красные ленточки не всегда могут быть хо­рошо видны через плотный экран. Есть другой способ. Там, где должен гореть огонь, в тёмной ча­сти декорации вырезают силуэт пламени, разделённый на отдель­ные участки. Каждый из этих уча­стков заклеивают кусочком цвет­ного целлофана - красного, жёл­того, оранжевого. Позади этого силуэта помещают картонный круг с такими же прорезями и так же заклеенный кусочками целлофана. Вращая круг, достигаюм эффекта пламени, струящегося вверх. Для огня также добавляют подсветку,


но так, чтобы не засвечивать остальную декорацию. Чтобы пре­одолеть неподвижность изобра­жения пламени, между вращаю­щимся диском и декорацией по­мещают кусочек картона, на кото­ром вырезан такой же силуэт, что и на декорации. Двигая этот картон влево и вправо, изменяют форму огня. Почти так же получают эф­фект текущей воды. Только на этот раз декорация изображает поток воды, а целлофан для заклейки ис­пользуют зеленовато-голубых то­нов. На деревянные рамки (без верхней рейки) наклеивают полосы папиросной бумаги, верхний край которых вырезан в виде волн. Рам­ки на нитках раскачиваются, не за­девая друг друга, возле самого эк­рана. Часть экрана, где изображе­ны волны, подсвечивают голубым цветом.


 



Неподвижную луну можно по­казать при помощи проектора, на­рисовав ее на диапозитиве, изоб­ражающем небесный фон. Чтобы луна двигалась по небу, её можно нарисовать на другом диапозитиве, закрасив всё небо черным лаком, или же на листе бумаги чёрного цвета сделать прорезь луны. Если двигать этот второй диапозитив во втором проекторе, луна будет «плыть по небу».

Классический световой прибор для имитации эффектов состоит из шара или цилиндра, насажен­ного на ось с рукояткой. В качестве шара обычно используют старый глобус, мяч или склеивают шар из папье-маше. На шар или цилиндр наклеивают мелкие кусочки зер­кала. Его устанавливают справа или слева от рабочей рамки и на­правляют на него сбоку свет от


фильмоскопа, проекционного фо­наря или подсветки. При вращении шара сверху вниз экран покроется множеством световых «зайчиков», создающих впечатление снегопада. Основной источник света при этом должен быть голубым или синим. Иллюзия снегопада будет более полной, если не просто осветить шар, а спроецировать на него «снежный» диапозитив. Изготов­ляется он таким образом: на ку­сочке стекла (по размеру диапо­зитива), покрытом черным лаком или тушью, с помощью иглы вы­царапываются точки и звездочки. Диски помещают перед вторым проектором на своей подставке. В нужный момент проектор вклю­чают и приводят диски в движение, вращая медленнее для изображе­ния снегопада, для дождя - побы­стрее. Диапозитив с косыми тон-


 


72 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


кими белыми линиями на чёрном фоне поможет создать иллюзию проливного дождя. Движение шара - сверху вниз. Основной цвет под­светки - синий.

Для изображения фейерверка и салюта используют тот же «снеж­ный» диапозитив, но его прозрач­ные места окрашивают цветной тушью или декоративным лаком для ногтей. Шар или цилиндр в этом случае следует вращать снизу вверх. Для показа салюта, фейер­верка, всевозможных сказочных превращений можно использовать поляроидные пленки. В проекцион­ный аппарат вместо диапозитива закладывают три-четыре листа смятого бесцветного целлофана и кусочек поляроидной пленки. Дру­гой кусочек плёнки вращают перед объективом аппарата. На экране появляются фантастические пере­ливы всех цветов радуги как в чу­десном калейдоскопе.


















Трюки и трансформации

Игра теневой фигуры с предметом является в теневом театре своего рода трюком. Это, впрочем, отно­сится только к фигурам, управляе­мым снизу при помощи ниток. Фи­гуры, управляемые по китайскому способу, играют с предметом очень просто: рука теневой фигуры при­касается к предмету, а второй ак­тер, прикрепив трость к предмету, управляет его движением, строго согласовывая это с движениями руки фигуры. При таком способе фигура может даже жонглировать. Теневой фигуре, управляемой нитками, играть с предметом го-


раздо сложнее. Поэтому не следует брать для постановки такие пьесы, в которых много физических дей­ствий с предметами. И всё-таки ни в одном спектакле не обойтись без того, чтобы персонаж не брал в руки ту или иную вещь. Взять предмет на глазах у зрителей те­невая фигура, конечно, не может. Поэтому обычно используют две фигуры, изображающие одного и того же героя: одну с предметом в руках, другую без него. Иногда можно сделать для одной и той же фигуры две правые руки или две левые (с предметом или без него).

Трюковых фигур в теневом спектакле может быть любое ко­личество. Вот лишь несколько при­меров.

Неожиданная деталь . К тене­вой фигуре можно приставить лю­бую деталь, и будет казаться, что она изменилась самым неверо­ятным образом. Например, надо, чтоб у лысого человека внезапно выросли волосы на голове. Деталь, изображающая волосы, прикреп­ляется на тонкой проволочке и по­дается из-за фигуры, перпенди­кулярно к её плоскости. Когда во­лосы доносят до головы, их быстро поворачивают параллельно плос­кости экрана и прижимают к фи­гуре. Если это проделать быстро и чисто, эффект будет поразитель­ным.

Повороты головы . Теневая фигура не может поворачиваться вокруг своей вертикальной оси, т.е. переходить из положения, когда она смотрит вправо, в положение, когда она смотрит влево. Таким


ГЛАВА II

73


поворотом она показала бы, что не имеет объема. Но иногда вполне достаточно сделать фигуре голову, которая может поворачиваться вправо и влево. Сама фигура при этом своего положения не меняет (корпус изображён анфас). Трюк с поворачивающейся в профиль головой подготавливают так. Вместо головы к корпусу прикреп­ляют кусок картона, изображающий два затылка, повернутых в разные стороны. К этому куску картона посредине приклеивают другой, изображающий профиль данного персонажа. Приклеивают при помощи мягкой тряпочки, чтобы его можно было отгибать в разные стороны. С помощью тонкой рейки этот профиль поворачивают то вправо, то влево, поочередно закрывая то один, то другой затылок, сливая в общий рисунок с другим, открытым в данный момент.

Больше - меньше и другие фокусы . Теневые фигурки умеют очень легко увеличиваться или уменьшаться, превращаться, со­вершать многие действия, а не только перемещаться в простран­стве. В теневом театре ничего не стоит, например, дрессировщику диких зверей самому превратиться во льва. Вырезаются две фигуры; в данном случае это человек и лев. Они по вертикали соединены между собой. Когда одна из фигур располагается параллельно экрану, вторая становится перпендику­лярно к нему и, следовательно, не видна зрителям. Быстрый поворот стержня - и фигуры меняются


местами. Человек таинственным образом исчезает, а на его месте оказывается лев. Таким же образом тонкий может стать толстым и т.д.

Всё наоборот . А вот как в теневом театре огромного людо­еда можно превратить в маленькую мышь. Фигура людоеда (неболь­ших размеров) в начале картины держится на некотором расстоянии от экрана. Тень её получается огромной (при освещении лампой она может стать чуть нерезкой, но при освещении проектором останется четкой). Когда наступает момент превращения, фигура людоеда подводится вплотную к экрану, отчего резко сокращается в размерах. Сзади нее, перпенди­кулярно к экрану, спрятана фигура мыши. Поворот - и фигура мыши перекрывает фигуру людоеда. Затем фигура людоеда быстро опускается вниз, и мышь начинает действовать.

Трансформации . В теневом театре очень легко трансформи­ровать человеческую фигуру или отдельные ее части: изменять форму головы, лица, пальцев - и всё это лишь с помощью кусочков бумаги, картона, различных тол­щинок и подушечек. Надорванная бумага на голове может оказаться великолепной шляпой странного фасона; крючковатый нос или огромные уши, сделанные из бумаги (папье-маше) и прилажен­ные к лицу, органически «срастут­ся» с лицом и сделают его неузнаваемым; деревянный мед-ведь-дергунчик, показанный на большом расстоянии от экрана,


 


74 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


 


 



вырастет до размеров настоящего медведя и т.д. Различие в мате­риале на теневом изображении незаметно. Главное, чтобы силуэт человека органически сливался со всеми дополнениями к нему.

Для постановки по сказке братьев Гримм «Звездные талеры», например, требуется, чтобы по ходу действия маленькая добрая девочка отдавала бедным прохо­жим все что имела, включая даже свою одежду, а потом вдруг оделась бы в прекрасную рубашку. Изготовим фигурки девочки для каждого действия, ведь в каждой сцене девочка что-то отдаёт: вот она только вышла из дома и у неё в руке есть кусочек хлеба, который она потом отдает нищему и остается с пустой рукой. В момент передачи хлеба, после того как девочка и нищий протянули друг к другу руки, мы поворачиваем обе фигурки перпендикулярно экрану (и зрители их не видят), при этом быстро - также в профиль - под­носим фигурку для следующего кадра, а «отыгравшую», не пово­рачивая, опускаем на стол. На экране видим следующий кадр: девочка и нищий расходятся в разные стороны, у девочки нет хлеба, у нищего в руке хлеб. Фигурок нищего тоже две: первая с пустой рукой, а вторая - с хлебом.

Есть ещё один совершенно волшебный способ преобразовы­вать теневые фигурки. Он был «подсмотрен» нами в знаменитом театре «Тень» (Илья Эпельбаум, Майя Краснопольская), в спектак­ле, посвященном произведениям


ГЛАВА II


75



Гофмана, где был эпизод танцев в королевском дворце. Парящие под музыку фигурки принца и принцес­сы вдруг превращались в цветы, а цветы, окружавшие их, становились бабочками, потом вновь станови­лись тем, кем были прежде. Фокус в том, что разные изображения крестообразно приклеены друг к другу (их центры при этом совпа­дают), и все они «сидят» на одной палочке. Когда одно изображение повёрнуто к свету ребром, его совершенно не видно на экране, но если фигурку повернуть на 90 градусов, первое изображение исчезает и появляется другое.

















Ческийи

Живаетс9

Статисти

необыкн*

Атруики

Ксамосп

Всевозм

Вестныё

Стенли j

Педагоге

Силы в ч

Польза,

От этой

Деле, ее

ваться е/

Сравним

гами, Ki

ЖИЗНИ Л 1

природь ГЛАВА



того таланта. В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театра­лизованной деятельности,что яв­ляется чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности.

Ещё в позапрошлом веке в оте­чественной педагогике сложилось осознанное отношение к театру как важнейшему элементу нрав­ственного и художественно-эсте­тического воспитания. «Драмати­ ческий инстинкт , который обнару­живается , судя по многочисленным статистическим исследованиям , в необыкновенной любви детей к те­ атру и кинематографу и их страсти к самостоятельному разыгрыванию всевозможных ролей , - писал из­ вестный американский ученый Стенли Холл , - является для нас педагогов прямо открытием новой силы в человеческой природе ; та польза , которую можно ожидать от этой силы в педагогическом деле , если мы научимся пользо­ ваться ею , как следует , может быть сравнима разве только с теми бла­ гами , какими сопровождается в жизни людей вновь открытая сила природы» .


Разделяя это мнение, Н.Н. Бах­тин рекомендовал учителям и ро­дителям целенаправленно разви­вать в детях «драматический ин­стинкт». Он считал, что для детей дошкольного возраста воспиты­ вающихся в семье , наиболее при­ годной формой театра является кукольный театр , комический театр Петрушки , теневой театр , театр марионеток . На сцене такого те­атра возможна постановка различ­ных пьес сказочного, историческо­го, этнографического и бытового содержания. Игра в таком театре способна с пользой наполнить сво­бодное время ребёнка. В этой игре можно проявить себя одновремен­но и автором пьесы, инсценируя свои любимые сказки, повести и сюжеты, и режиссёром, и актёром, играя за всех действующих лиц своей пьесы и мастером-рукодель-ником. От кукольного театра дети могут постепенно перейти к увле­чению театром драматическим. При умелом руководстве со сто­роны взрослых можно с огромной пользой для развития детей ис­пользовать их любовь к драмати­ческой игре.

Главная цель, высокое назначе­ние театра - духовное воспитание особого зрителя. Того, который едва только поднимается по сту­пеням жизни, обретая с помощью театра черты личности. Этот жанр многим кажется отжившим, неин­тересным, не соответствующим нашему времени. Однако дело со­всем не в современности или не­современности театра. Дело в во­просе воспитания. Если в самом


 


 


ГЛАВА 79 II


раннем детстве человек не почув­ствовал себя Зрителем и Слуша­телем, которого любят и ждут в те­атре, все дальнейшие воспита­тельные ухищрения будут беспо­лезными. Сейчас у детей, у под­ростков, у общества в целом по­явилась масса самых разных раз­влекательных соблазнов. «Фабрика звезд» или конкурс «Народный ар­тист», «Дом-2» или еще что-нибудь такое же... атрофирующее. И весь этот весьма доступный мир со­блазнов «выплеснул» за борт со­временного мироздания... ребёнка! По большому счету дети создате­лям этих соблазнов не нужны. Для кого же и для чего нужен детский театр?

Театр сочетает в себе несколько искусств: риторику, музыку, пла­стику. Он обладает удивительной способностью влиять на детскую психику «играючи». Ребенок вли­вается в действие на сцене, сопе­реживает героям, активно помо­гает вершить добрые дела. Он под­ражает мимике, голосовым инто­нациям, движениям актёров. Вследствие положительного эмо-


ционального настроя, появляюще­гося во время спектакля, ребёнок легко усваивает новые поведен­ческие модели, достойные подра­жания, а действия отрицательных героев воспринимает адекватно ситуации. Просмотр спектакля раз­вивает речь, насыщая её эмоцио­нально-выразительными оттенка­ми. Юный театрал легко запоми­нает новые слова и выражения, при этом в его сознании форми­руется грамматическая структура языка. Для ребёнка просмотр те­атрального представления обяза­тельно сочетается с огромной внут­ренней работой. Он учится чув­ствовать, улавливать чужие эмо­ции, переживать. Выражение «шко­ла чувств», которое употребляют применительно к театру, - вовсе не абстракция.

Среди элементов театрально­сти педагоги отмечают обычно сле­дующие.

Зрительство - сумма навыков театрального смотрения, питав­шего самосознание человека как зрителя, дающего возможность выразить своё отношение к про­исходящему на сцене (перед дру­гими или собой, во время сцени­ческого действия или после него).

Лицедейство - искусство вы­ражения внутреннего мира чело­века, движений и состояний его души в сценическом действии, где элементы обстановки и поведение партнеров доступны зрителю бла­годаря их наглядности.

Сценичность - обращённость лицедейства и взаимодействен­ности к зрителю, т.е. представлен-


 


 


80 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


 


ность их как бы на «сцене сознания (а не только театра-здания), отчего зритель в зале погружен - силою сценического действия - в мир вне сознания (под- или сверх-со-знания), включён в тот обмен сим­волами и энергиями, который со­ставляет основу зрительского пе­реживания.

Сюжетность действия - на­личие в нем сверхцелей и сверх-смыслов, определяющих сюжетную мотивированность каждого сце­нического хода и выявляющих в них единый поток сценического самодействия (сквозного и непре­рывного дыхания времени).

Когда ребенок сам играет в спектакле (при грамотно проду­манном курсе актёрского и режис­сёрского мастерства), он есте­ственным образом использует все свои ресурсы. Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задей­ствует физический, эмоциональ­ный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаж­дение. Именно этот навык «включе­ния» в нужный момент всех струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальней­шего успешного развития ребёнка, посокльку прививает ему вкус к активной,яркой,творческой, пол­ноценной жизни. При режиссёр­ской работе, ребёнок осваивает азы режиссёрской композиции, учится подчинить мелочи - сверх­задаче, а случайно - режиссёр­скому замыслу. В результате он начинает ощущать себя творцом


и убеждается в том, что сам может быть режиссёром своей судьбы. Курс актерского мастерства - это эффективный педагогический ход для воспитания у ребёнка строгой внутренней психоэмоциональной самодисциплины. Театр учит вла­деть собой: своим телом, мыслями, чувствами, настроением. Не по­давлять их и не вытеснять, но, на­против, - выводить на свет про­жекторов, чтобы подарить их миру, обсудить, сделать предметом ис­кусства. И главное: приобщаясь к великому чуду театра, маленький человек начинает понимать, что он не одинок: отныне он принят в дру­жественную компанию единомыш­ленников, которые живут не только бытовыми ценностями, но чем-то гораздо более важным и удиви­тельным!


 


 


ГЛАВА 8182II




















Приложение «Сказочные персонажи»


82ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


Рисунки для изготовления простых силуэтных кукол. Детали (руки, ноги, хвосты) могут быть подвижными. Для этого их нужно выкроить отдельно и прикрепить к туловищу с помощью пуговиц, проволоки, резинки. Управлять можно с помощью ниток, лески, проволоки, деревянных па­лочек, спиц от зонта. Смотрите описание во второй главе книги.



ПРИЛОЖЕНИЕ

83
____


 



теневой театр


 



ПРИЛОЖЕНИЕ



теневой театр


 


 


 



ПРИЛОЖЕНИЕ


 


теневой театр


ПРИЛОЖЕНИЕ


теневой театр


 

ПРИЛОЖЕНИЕ


теневой театр


 


:



 


ПРИЛОЖЕНИЕ


93


1.

2. 3. 4.

5.

6.

7.

8.

9.
































10.

11.

12.

13. 14.

15. 16. 17. 18.

19.

20. 22.

22. 23.

24.



Литература

Адорно Т . Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. Арнхейм Р . Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. Бакушинский А . В . Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. Баттерворт Д ., Харрис М . Принципы психологии развития. /Пер. с англ. М.: Коги-то-Центр, 2000.

Воспоминания о В.А.Серове. М.: Художник РСФСР, 1964.

Выготский Л . С . Психология искусства / Общ. ред. В. Иванова. М.: Искусство, 1968. ГодерД . Дорогие гости // Итоги. 2000. № 40.

ГодерД . «Маска» ушла в «Тень» // Еженедельный журнал. 2002. № 47. Записки петрушечника. И.: ГИЗ, 1925. Изард К . Психология эмоций. СПб: Питер, 2001.

КрупенинА . Мы играем с двухмерным миром // Культура. 1998. 30 июля. Лыкова И . А . Теневой театр в детском саду // Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. М.: ИД «Цветной мир», 2012.

Лыкова И . А ., Васюкова Н . Е . Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. Мир сказки. М.: ИД «Карапуз» -ТЦ «Сфера», 2009. Лыкова И . А . Театр теней и света в семейно педагогике. // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». № 2. 2012. Магия царства тени // Ваш досуг. 2001. № 8. Малявин В . В . Китайская цивилизация. М.: ACT, 2001. Манифест проекта // Петербургский Театральный Журнал. 2001. № 23. Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий» // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: ИД «Цветной мир», 2012.

Протасова Е . Ю . Тень и её использование в театре// Научно-методический журнал «Цветной мир». № 4.2010.

Симонович - Ефимова Н . Я . Записки художника. М.: 1982.

Симонович А . С , Детский сад. Практическое руководство. М.: Издательство «Издание Товарищества И. Д. Сытина», 1907. Тайны волшебных теней // «Мой кроха и я». 1999. Сентябрь. Шипунова В . А . Властелин теневого пространства. А . Г . Крупенин . // Научно-методический журнал «Цветной мир: изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». № 4.2012.

Шипунова В . А . Семья по имени «Тень». И . Эпельбаум и М . Краснопольская . // Научно-методический журнал «Цветной мир: изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». № 2.2012.



ТЕНЕВОЙ ТЕАТР





Содержание

Введение.................................................................................. 3

Глава I. Театр Теней и Света                                              4

История и традиции ...................................................................................... 4

Из тьмы веков и глубины столетий.......................................................... 4

Театр теней - чудесный цветок китайского народного искусства............. 6

Индия: танцующие боги......................................................................... 11

Турция: комедийные представления....................................................... 11

«Чёрный глаз» эллинов......................................................................... 16

Красота теней по-европейски.................................................................. 7

У истоков искусства силуэта.................................................................. 21

Искусство тени и света в России........................................................... 24

«...Теневой театр должен быть праздником для глаз!».......................... 28

Московский детский теневой театр ............................................................ 31

Лёгкое наследие былых времён............................................................. 31

Властелин теневого пространства Александр Крупенин....................... 33

Семейный театр: первый в России............................................................ 40

Семья по имени «Тень».......................................................................... 40

Глава II. Тайны теневедения, или Как приручить тень?    48

Театр ручных теней ..................................................................................... 48

Театр живых теней ...................................................................................... 53

Экран и его виды................................................................................... 53

Световое оформление спектаклей........................................................ 56

Теневые фигуры - изготовление и управление....................................... 59

Декорации - проекции и аппликации....................................................... 67

Сценические эффекты - мастерство+волшебство................................. 70

Трюки и трансформации........................................................................ 72

Художественно- педагогический аспект театра теней ................................. 76

Приложение «Сказочные персонажи»                                           82

Литература............................................................................................... 94

Фотографии, представленные на страницах 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 29, 31, 32, 33,34, 35, 36, 37, 38, 39, 42, 55, 56, 57, 61, 62, 69, 70, 71, 72, 78, 79, 80, 81 сделаны Анатолием Бартковским в Московском детском теневом театре. Сердечно благодарим художественного руководителя театра Александра Крупенина за неоценимую помощь в организации фотосъёмки и интервью.

На стр. 40, 44, 45, 46 представлены оригинальные фотографии из семей­ного архива Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской. Выражаем искрен­нюю признательность семейному дуэту за эти материалы и интервью.

На стр. 13, 14, 15, 63 опубликованы фотографии индонезийских кукол, экспонировавшихся на выставке в Музее декоративно-прикладного народ­ного искусства (Москва). Рады нашему сотрудничеству.

На стр. 4, 5, 12, 15, 16, 18, 19,20,21,22,23, 24,25,26,27,28,29,30,63 представлены уникальные материалы из фотоархива издательского дома «Цветной мир». От всей души благодарим артдиректора Анатолия Бартков-ского за самоотверженную помощь и поддержку в подготовке этой книги.





Или Как приручить тень ?

Образовательная область «Художественное творчество» Учебно - методическое пособие

Теисты даны в авторской редакции

Художник : Л.В. Двинина

Фотоматериалы , дизайн обложки : А.И. Бартковский Список фотоматериалов приведён на стр. 2 и 95 Компьютерная вёрстка , обложка : А.В. Баринов

Приложение к научно-методическому журналу

«Изобразительное творчество и дизайн в детском саду,

начальной школе и семье «Цветной мир»

Свидетельство о регистрации СМИ

ПИ № ФС 77-30945 от 24.01.2008

Подписано в печать 1.10.2012

Формат 70x100/6

Печать офсетная. Усл. печ. л. б

Тираж 3 000 экз. Заказ 3819.

Опечатано на ОАО «Кострома»

156010, г. Кострома, ул. Самоковская, 10

Лыкова И . А ., Шипунова В . А .


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 904; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.273 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь