Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Письмо 12 (Что есть вера живая и сердечная?)



 

Резонно ты и о том спрашиваешь: что есть вера живая и сердечная? Ибо без нее человеку спастись невозможно. Хотя и из предыдущего моего письма можешь познать ее, однако я тебе из Святого Писания отвечаю, дабы луч­ше познал и утвердился в том. Иаков, святой апостол, говорит каждому из нас: «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак.2:18). Видишь, что живую веру от дел должно показать. Как живость естественного человека познается от действий, дыхания, движения, речей, дел, приема пищи и прочее, так живость веры, живущей в сердце челове­ческом, познается от добрых дел, страха Божия, любви, терпения, кротости, милосер­дия, воздержания, верности, истины и про­чее. И как доброе дерево от добрых плодов, так христианин, веру живую и сердечную имеющий, от добрых дел познается. Ибо как дерево доброе не может творить злого плода, так и истинный христианин, пока живую веру имеет, не может злого дела творить. «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может гре­шить, потому что рожден от Бога» (1 Ин 3:9). И ты того раба за верного своего раба име­ешь, который нелицемерно тебе служит и во всем повеление твое исполняет; так и христи­анин — тогда Богу верный раб, когда верно Ему служит и заповеди Его исполняет. Так Авраам праотец оказался верным Богу рабом от послушания: по повелению Его вознес Исаака, сына своего, на жертвенник (Быт 22; Иак.2:21). Так и Раав, блудница, верной Богу от дел показалась, поскольку приняла согля­датаев, от Иисуса посланных осмотреть город Иерихон, и скрыла их в доме своем, и иным путем вывела их (Ис.Нав.2; Иак.2:25). Так и прочие верные и святые, как Ветхого, так и Нового Завета, от дел своих добрых показали в Бога веру свою. Бог говорит в Писании каждому из нас: «Я Господь Бог твой». Если же ты Его за Бога тво­его признаешь, — чего живая вера требует, — и познаешь, Кто Он и чего от тебя требует, как не будешь Его почитать верою, страхом, лю­бовью, послушанием? Ибо всего этого вера твоя в Него от тебя требует. Как не будешь со старанием по слову Его жить, когда точно по­знаешь, что слово, в Писании Святом содер­жащееся, есть Слово Божие, и как ко всем, так и к тебе говорит Он там: веруй, люби, будь милосерден, отпускай обиды, терпи, прося­щему дай, и прочее? Ибо само слово сие, как Слово Бога твоего, поощрит и подвигнет тебя к послушанию. Как не подвигнет, если сер­дечно веруешь, что Он твой Создатель, Промыслитель, Хранитель, Защитник, Питатель, высочайший Благодетель, и все твое Блажен­ство временное и вечное, еще же и Судия пра­ведный и Мститель за ослушание?.. Почитаешь царя своего земного, как царя, и отца по плоти, как отца, к тому же и всяко­го человека почтенного, — как же Бога, Не­бесного Царя и Отца, создавшего и искупив­шего тебя, и пекущегося о тебе, пред Кото­рым «всякое колено небесных, земных и преис­подних со страхом преклоняется» (Флп.2:10), у Которого в руке ты и весь свет, — как, говорю, почитать Его не будешь? Как не будешь любить Его, Создателя и Отца твоего, как не будешь верить Ему, истинному и неложному, как не будешь бояться страшного и нелицеприятно­го Судии? А отсюда, как от источника, доб­рые дела проистекут. Вера учит человека и показывает ему, что как ради всех, так и ради него Бог Сына Сво­его не пощадил и в мир послал на спасение всех. Как же он и к пославшему Отцу и к по­сланному Его Сыну сердечного благодарения не будет оказывать и сего великого дела не бу­дет почитать высшим всех сокровищ мира? Верное сердце знает, что Бог, Создатель, Искупитель и высочайший его Благодетель, всяким грехом оскорбляется, прогневляется и раздражается. Как же не будет подвизаться против всякого греха, которым Бог его раз­дражается? Человека, благодетеля малого, не хочешь прогневать, — Бога ли восхочешь, Благодетеля, грехом прогневать? Вера знает, что против греха стоять, и по­бедить его своей силой, и истинную доброде­тель творить не может, поэтому воздыхает и усердно молится к Богу своему, чтобы Он по­мог в том. Вера, ведая, что христианское наследие не в мире, но на небесах, где и отечество их со­кровенное есть, — на него взирает, к нему стремится, и достичь старается, и потому в мире ничего не хочет, ни чести, ни славы, ни бо­гатства, ни сладостей, чего сыны века сего ищут, и ни к чему не прилагает сердца своего, и все, пищу, питье и прочее, ради нужды и немощи плотской употребляет, и крайне опасается, чтобы небесного наследия не лишиться. По­этому «со страхом и трепетом совершает свое спасение» (Флп.2:12). Словом, верное сердце в мире этом пре­бывает как путник на пути, как странник и пришелец на чужой стороне, как изгнанный от отечества и дома своего, «ибо не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего» (Евр.13:14), которого «художник и строитель Бог» (Евр.11:10). Итак, видишь отчасти, что такое истинная и живая вера, то есть та, живность которой от действий и дел добрых показывается. Этой живой вере противополагается мертвая вера, о которой святой апостол Иаков написал: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мерт­ва» (Иак.2:26). Мертвую веру имеют те, кото­рые христианское имя имеют, но не по-хрис­тиански живут; чают, или говорят только, что написано в Символе: «чаю воскресения мерт­вых», но противно вере в воскресение мерт­вых живут; слышат в Писании о вечной жиз­ни и славе ее, но к мирским вещам, чести, славе, богатству, роскоши прилепились и мир этот за отечество и рай себе поставляют. Мертвую веру имеют те, которые в придан­ное дочерям своим многого богатства не жа­леют, а ради имени Христова просящему или ничего не дают, или копейкой и мелкой моне­той довольствуются. О таковых апостол Иаков говорит: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас ска­жет им: идите с миром, грейтесь и питай­тесь, — но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак.2:15-16) Таковые люди живут для мира и прихотей своих, ибо им угождают, а не Богу, Которому не угождают послушанием. Для Бога они мертвы, хотя и живут. Как? Рассуждай. Как мертвый не слышит и не внимает, что ему ни говорится, так и этим духовным мертвецам, что ни говорит Бог в Писании, не внимают тому. Слово Божие для них, как для глухого пение, и как бы к другим, а не к ним слово го­ворится. Мертвая вера тогда в человеке оживляет­ся, когда в нем оживляется Божие Слово, и начнет человек в себе мыслить, что и ему Бог в Писании Своем говорит и повелевает, как и прочим людям, и по слову Его святому начнет нравы свои исправлять, а о прежней жизни неисправной с истинным сожалением и со­крушением сердца будет каяться. Ибо всегда истинной и живой вере предшествует истин­ное покаяние и обращение от греха к Богу. Без такого покаяния и обращения веры истинной не может быть. Почему и сказано Спасителем: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). Видишь, что вначале полагается покая­ние, а потом вера. Истинное покаяние, кото­рое заключается в том, чтобы возненавидеть свою прежнюю греховную жизнь и истинно о ней сокрушаться и сожалеть, очищает сердце и приготавливает его к восприятию веры во Христа, в Евангелии проповедуемого, Кото­рого кающееся сердце как своего Искупителя принимает и Его благодатью утешается. Спасайся.

 

Письмо 13 (Изъяснения о покая­нии и сожалении истинном)

 

Хочешь ты лучшего изъяснения о покая­нии и сожалении истинном. Верное и доброе желание. Ибо в истинном покаянии и сожа­лении вся христианская жизнь состоит. Жизнь истинного христианина, как видим из псалмов и прочих святых книг, не иное что есть, и должно быть, как всегдашнее покая­ние до кончины его. Видел ли ты, что делает сын, когда отца своего, родившего и воспитавшего его, ослу­шанием и грубыми поступками оскорбит? Ругает себя, плачет и сердцем сокрушается, и судит себя достойным наказания отца, пото­му только, что отца своего прогневал и ос­корбил. Этот пример учит нас каяться и со­жалеть, что грехами Бога прогневляем и ос­корбляем. Если сын по плоти, отца своего прогневав, жалеет, тоскует и ругает себя, то тем более христианам должно жалеть, сокру­шаться, тосковать и ругать себя, и достойны­ми наказания признавать, когда прогневают Бога, Небесного Отца, Который есть едина любовь, благостыня и святость. Тяжко отца-человека, от которого мы родились, прогне­вать, но несравненно тяжелее Бога, Творца и Промыслителя, прогневать. Рассуди только, что Бог нам сделал и дела­ет. Он нас и родителей наших создал, и создал нас не скотами, птицами и прочими живот­ными, но разумными людьми. Не Его ли солнце, месяц и звезды, которые светят нам? Не Его ли облака, которые, как мехи, воду по всей вселенной разносят и изливают на нас и на нивы наши? Не Его ли воздух, который со­храняет дыхание и жизнь нашу? Огонь, кото­рый согревает нас и пищу нашу варит, Его есть. Вода, которая поит нас и скотов наших, хлеб, которым питаемся, одежда, которой одеваемся и согреваемся, Его есть. Дома на­ши, в которых живем и упокоеваемся, Его есть. Словом, в благодеяниях Божиих заклю­чены мы так, что и минуты без них не можем пробыть. Помысли сатанинскую лютость и неукро­тимую вражду против нас: он с нами непре­станно воюет, подкладывает сети, копает ров, и «ходит, как рыкающий лев, ища, кого погло­тить» (1 Петр 5:8). Бог нас хранит, не допуска­ет ему нас погубить, и что удивительнее, чело­век грешит, но Бог его хранит; человек отдает себя врагу, но Бог ему не дозволяет его взять и в погибель свести; человек от Бога отступает, но Бог его еще не оставляет; человек Бога прогневляет, но Бог еще милости Своей от него не отнимает, иначе в одну минуту погиб бы человек, если бы отнял Бог Свою всемогу­щую руку от него, хранящую его. Ибо сатана того и ждет, чтобы человека оставленным увидеть и тогда погубить. Смотри на благость Божию, которая и врагам благотворит; смот­ри и на лютость дьявольскую, и берегись. Если еще и то великое Его дело рассудим, что Он ради нас, падших и отступивших от Него, Единородного «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим 8:32), дабы мы спаслись, — что познаем из этого, если не го­рячую к нам любовь Его? — Об этом Сам Еди­нородный Сын Его возглашает и эту Его лю­бовь в удивление представляет нам, говоря: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Видишь благость Божию и любовь к нам, но рассмотри и человека-грешника, кото­рый бесстрашно закон Божий нарушает, — его неблагодарность, грубость, невежество и бесстыдство. Должно было человеку непре­станно, и как сказать, чаще Бога благода­рить, нежели дышать, но он неблагодарным к Нему является. Должно было человеку всегда и везде Бога поминать с любовью, но он забы­вает Его и благодеяния Его. Должно было с высоким и наибольшим благоговением вез­де и всегда Бога почитать, как вездесущего, и сохраняющего, и благодетельствующего, но он преступлением закона Его бесчестит Его, как апостол говорит грешнику: «Преступлени­ем закона бесчестишь Бога» (Рим 2:23). Бесчес­тит Создателя, Промыслителя, Хранителя, Благодетеля своего высочайшего, бесчестит Того (о, долготерпение Божие! о, слепота че­ловеческая!), — Того бесчестит, Которого Ан­гелы и Архангелы со страхом, благоговением и любовью непрестанно почитают, воспевают и поклоняются. Грешник недостоин жить на земле, потому что грешник, но Бог жизнь его хранит, и не только хранит, но и благодетельствует ему. Но грешник этого не чувствует и благодетеля своего презирает. Не перестает Бог благотво­рить грешнику, но не перестает и грешник благотворителя раздражать. Неизреченна благость Божия, несказанно и невежество, и неистовство грешника. По отношению к Богу грешник поступает так, как тот человек, кото­рый питателя, и хранителя, и защитника сво­его поносит и ругает. Не видит этого грешник, ибо ослеплен грехом, но, когда откроются его очи внутренние, тогда увидит и познает это за истину. Тогда, когда в вышеописанное рассужде­ние войдет человек, то родится в нем истинное сокрушение, сожаление и стыд. Тогда призна­ет себя достойным всякого наказания, тогда будет себя достойно ругать, на себя негодовать, гневаться, искать источника слез, и более всей твари себя понижать, и признает себя недо­стойным хлеба и малейшего Божия благодея­ния. И это есть «печаль ради Бога», которая «произ­водит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор.7:10). Имеющий такую печаль лучше восхочет умереть, нежели согрешить, и такую печаль как себе, так и тебе иметь от сердца желаю. Спасайся.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь