Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Письмо 14 (О недостойности грешника жить на земле)
Видно, что ты не понял вполне, что грешник недостоин жить на земле. Я для тебя еще следующее изъяснение прилагаю об этом. Знаешь ты, что бесчестие земного царя смертной казнью наказывается, и обесчестивший по законам предается смерти, если царь по единой своей милости его не простит. Рассуди же, что царь земной пред Божиим величеством? — Как ничто, поскольку человек смертный, как и прочие люди. Теперь возьми в рассуждение грех, которым грешник Бога оскорбляет и бесчестит. Если царю земному досадивший человек повинен смерти, насколько более достоин смерти, не только временной, но и вечной, грешник, который Богу бесконечному досаждает, и, что горше того, не перестает досаждать нераскаянной жизнью. В тот самый час достоин умереть и погибнуть грешник, в который согрешит против совести, а особенно, когда грехи ко грехам прилагает, но благость Божия еще милует его, еще не казнит его Бог человеколюбивый, не казнит достойного казни. Такая благость на покаяние грешника ведет (Рим 2:4). Видишь, что грешник недостоин жить, и благость Божия есть, что всякий грешник еще не погиб. Если же жизни недостоин, но смерти повинен всякий грешник, то достоин ли, чтобы на него сияло солнце, луна и звезды? Достоин ли, чтобы питался и прочими благами Божиими утешался? Воистину недостоин. Но благость Божия и недостойного удостаивает, «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». (Мф.5:45). Из этого учись познавать, что «никто не благ, как только один Бог» (Мф.19:17). Ибо кто из людей так добр, кроток и долготерпелив, чтобы так врагам своим благодетельствовать? Скоро человеческая кротость изменяется. Такого благого, кроткого, долготерпеливого и человеколюбивого Бога оскорбляет человек, когда согрешает и нарушает Его святой закон. Видишь, что если бы даже муки вечной и вечной жизни не было, нам все равно должно было бы скорбеть, тосковать, негодовать, гневаться на себя, плакать и рыдать, что Бога нашего, столь благого и человеколюбивого нашего Отца, грехами нашими прогневляем. Ибо Бог Сам по Себе любви и высочайшего почитания достоин. Если доброго человека, от которого и благодеяния не видим, любим и почитаем только за то, что добр, и крайне бережемся, чтобы не оскорбить его, то насколько более Бога, нашего Создателя, Промыслителя, Хранителя, Питателя, Защитника, Помощника, и, да вкратце скажу, высочайшего Благодетеля и человеколюбивого Отца, любить и почитать должны, — насколько можем в немощной плоти, — и крайне беречься Его оскорбить, как единственно благого. Поверь, возлюбленный, что лучше человек изберет умереть, нежели Бога грехом оскорбить, когда войдет в правильное о Боге рассуждение, ибо благость Его столь велика, сколь велик Он Сам, и столько Его благодеяний нам оказано, сколько тварей созданных и сколько дел Его преславных, нас ради Им сотворенных, и сколько дней, часов и минут от рождения нашего прошло. Ибо без Него и благ Его и минуты жить не можем. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28). Видишь, что грешник недостоин жить, а то, что живет, — благости Божией приписать должно, которая его на покаяние ведет (Рим 2:4). Если жить недостоин, то тем более благодеяний Божиих недостоин. Ибо большая благость Божия — не только жить грешнику дать, но и благами его, недостойного жизни, снабжать. Как? — Рассмотри из следующего примера. Если бы царь врагу своему не только жизнь даровал, но и благодеяниями своими его награждал, не всякий ли удивился бы такому делу? Воистину все бы тому удивлялись. Так Бог творит, Который не только не казнит смертью беззаконников, достойных смерти, но и блага Свои им подает, ожидая их обращения и покаяния, как выше сказано. Отсюда познаем, сколь благ Бог наш, благости и человеколюбию Которого себя и тебя поручаю. Спасайся.
Письмо 15 (О печали ради Бога)
Поскольку «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор.7:10), по апостольскому учению, то в ней нужно нам всегда поучаться и иметь ее, дабы принести Господу нашему жертву живую — дух сокрушенный. Поэтому и я еще раз о том же пишу тебе, чтобы вкоренилась она в сердцах наших, что особенно от рассмотрения Божиих свойств почерпается. 1) Из Святого Писания видим, что Бог наш так велик, что весь свет и все народы пред Ним как ничто. Если же все люди и весь свет как ничто пред Ним, то насколько более — один человек. Но эта бедная тварь, малая горсть земли, прах и пепел, такого великого Бога, когда грешит, раздражает. Кто дерзнет земного царя раздражать? Бога, царя небес и земли, непостижимого в величестве, человек смертный не боится раздражать. 2) Бога нашего слава так страшна, что Его все Ангелы боятся и трепещут, повеления Его с радостью и с усердием исполняют, поклоняются Ему, и трисвятую песнь поют Ему: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, полны небеса и земля славы Его» (Ис.6:3). Человек, земля и пепел, не трепещет пред славой Его, но не престает раздражать Его! 3) Бог наш везде и на всяком месте есть, поэтому, когда человек грешит, то пред Богом грешит, а так не воздает Ему должного почитания. Кто дерзнет пред царем земным бесчинствовать? Разве что безумный. Ибо бесчинием бесчестие и досаждение царскому лицу делается. Человек согрешающий не стыдится и не ужасается пред Божиим присутствием бесчинствовать и так бесчестие и досаждение Ему оказывает. О, когда бы показалась хотя бы немного человеку Божия слава, непременно бы пал бездыханным, как апостолы, услышавшие только Божий глас, пали ниц и сильно испугались (Мф.17:6). Но ослепленный не понимает этого. 4) Бог наш истинен, так что, когда обещает что-либо, непременно будет то, и чем грозит нам, непременно то сбудется. Обещает вечную жизнь и грозит вечной мукой, но грешник этому не верит, ибо не кается истинно, без чего и муки избежать и вечную жизнь получить невозможно. Ибо только истинно кающиеся спасаются, а некающиеся погибают. Не кается же, потому что от грехов отстать не хочет. О, если бы он истинно, действительно и живо уверился в вечной муке и вечной жизни, — в непрестанном бы сокрушении и печали был, избегая всякого греха, и всячески старался бы и воздыхал и молился Богу, дабы муки избежать и вечную жизнь получить, — что на истинно кающихся примечается. Но, к своему бедствию, не верит и так Бога истинного лживым делает. «Не верующий Богу представляет Его лживым» (1 Ин 5:10). Также, когда слышит в Святом Писании, что Бог, будучи праведен, воздаст всем по делам их, — благо творящим добро, а зло творящим зло, — не внимает и не верит тому. Ибо, если бы верил, непременно бы уклонялся от всякого зла и старался бы творить всякое добро, надеясь от Бога обещанное добро получить и от зла избавиться. Если же человек ему что обещает, то верует тому, потому что видит то, что он обещает, и боится того, чем грозит, ибо перед глазами его предстоит. Бог обещает и грозит, но он не верит, потому что не видит того, что обещает и чем угрожает, и так хулит Бога. Поэтому неверие тяжкая есть хула на Бога и корень всякого зла. 5) Бог наш есть высочайший Благодетель, создал нас, питает, одевает, сохраняет нас, солнцу повелевает на нас сиять и дожди посылает, дома и покой нам и прочие блага Свои подает, — и не любим Его, а раздражаем и сильно огорчаем Его. Человека-благодетеля, который не своим, но Божиим добром благотворит нам (ибо все добро — Божие), любим и благодарим, но Бога благодетеля, Который своим добром всегда и каждую минуту снабжает нас, так что без добра Его и минуты прожить не можем, — не любим и не благодарим, но, наоборот, оскорбляем и прогневляем. Такова наша к Богу неблагодарность! 6) Святое Писание, как благоприятное послание, через пророков и апостолов послал нам, в котором волю Свою святую открывает нам, и, как светильник, нам, во тьме неведения пребывающим, постановил, и, как врачебницу, ради исцеления немощей наших подал, и, как хлеб духовный, питающий души наши, и как источник живой, прохлаждающий нас, даровал нам, — но все это презираем, и слова Его, и Его Самого не любим, но, наоборот, раздражаем. 7) Единородного Сына Своего ради нас в мир послал, чтобы благодатью Его спасались, что является верхом всех благодеяний, но мы, как посланного Сына, так и пославшего Отца не любим, не благодарим Его за такое великое дело Его. Какая большая может быть неблагодарность? Поэтому само небо и земля, все святые Ангелы и избранные Его вознегодуют на нас за такую нашу неблагодарность, если не обратимся к Нему с чистым покаянием, сожалением и сокрушением сердца. 8) Бог весьма желает и алчет и жаждет нашего спасения, так что и «Сына Своего» Единородного ради нашего спасения «не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим 8:32). Но мы нераскаянной нашей жизнью Его спасительной воле противимся и так весьма Его оскорбляем. Такая наша слепота, развращение, злость и такая тьма и ожесточение объяли сердца наши! Что Бог мог сделать более для нас, если и Сына Своего ради нас не пощадил? Но мы всей этой Его благодатью пренебрегаем. Так нас сатана уязвил! Так помрачил тьмой своей! Так ожесточил злобой своей! Рассматривай эти пункты, особенно в уединении и в ночное время, и с помощью Божией породится в тебе дух печали ради Бога, сокрушения и умиления. Спасайся.
Письмо 16 (О том, что тот христианин, который во зле живет, не верит Слову Божию)
В том ли ты сомневаешься, что тот христианин, который во зле живет, не верит Слову Божию? Отвечаю тебе: воистину так и есть, воистину нет надлежащей в нем веры. Примечай и рассмотри следующее: 1) Кто дерзнет пред царем бесчинствовать, если видит его пред собой? Тем более дерзнул ли бы христианин грешить и закон Божий нарушать, когда бы точно верил, что Бог с ним есть, Который, как Слово Божие учит, на всяком месте есть и все видит, даже самое тайное помышление, начинание, намерение, а не только явное дело. Не всегда ли трепетал бы и от всякого зла уклонялся, из-за присутствия Божия, чтобы присутствующего Бога не прогневать? Но, ослепленный, не видит того, не помышляет. Пред царем земным, человеком, трепещет; пред Богом ли, Царем Небесным и страшным, Который и самим царям страшен, не будет трепетать, если верою видит Его пред собой? 2) Сам ты знаешь, как приготовляется человек, вызываемый на суд человеческий, где много может хитрость, красноречие, золото, серебро и предстательство, — обдумывает, как бы не посрамиться и временной казни не подпасть. К суду ли Христову, где Судья — Бог, Который всякое наше дело, слово и помышление знает, и судит по делам, а не по лицам, и никакого извинения и предстательства и даров не приемлет, не старался ли бы приготовляться покаянием, сокрушением сердца, удалением от всякого зла, воздыханием и усердной молитвой, что одно только Сего Судию умилостивляет, если бы истинно и действительно верил тому? Тем более, что Суд сей Страшный неожиданно настанет, как Слово Божие учит. Боится человеческого суда, от которого и виноватые часто правыми отходят и который только временной предает казни, — не будет ли трепетать Божия суда, от которого виноватые виноватыми отходят и вечной предаются казни? Невозможно сие, если верит. 3) Временной казни и смерти боится человек и избегает таких дел, которые по гражданским законам смертной казни подлежат, ибо видит казнь на прочих. Вечной ли казни, муки, огня, и прочего горчайшего страдания адского, в котором грешники без конца будут мучиться, не ужасался бы, если бы точно верил Слову Божию, которое о том возвещает, и от всякого греха, который к вечному мучению приводит, не уклонялся ли, не плакал бы, не творил бы истинного покаяния, чтобы того мучения избегнуть? Временной смерти боится; вечной ли не будет бояться, если верит? Не может такого быть. 4) Христос Господь говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15). Если верит христианин сказавшему эти слова, Христу, как всякому христианину должно верить, то почему же на ближнего, оскорбившего его, злобится? Почему или словом, или делом мстит? Почему не прощает от сердца, чтобы и его самого простил Господь? Слово Христово истинно и не преходяще: прощающему простится, и непрощающему не простится. А если не простится, что оттуда следует? Не иное что, как только то, что за все грехи, делом, словом и помышлением соделанные, будет страдать во огне вечном и правде Божией платить. 5) Также, если христианин верит, что подающему нищим и бедным ради имени Христова «воздастся в воскресение праведных» (Лк 14:14), почему не делает милости им, особенно, когда сие Христос Себе вменяет (Мф.25:40, 45)? 6) Также, если верит христианин, что будет вечная жизнь, блаженство и слава вечная благочестиво живущим во Христе, то почему того усердно не ищет? Почему славы, чести и богатства в мире этом ищет? Почему мир этот за отечество имеет? Как люди стараются, сколько трудов полагают, чтобы богатство собрать! В какие подвиги вдаются воины, чтобы чин временный заслужить! Сколько работают и потеют земледельцы, чтобы плоды собрать! Какая тому причина? — Причина в том, что видят, ради чего трудятся, и надеются получить то, ради чего трудятся. Знание будущего и желаемого ими добра предшествует надежде, а надежда поощряет их ко всякому труду, чтобы получить то, что знают и надеются получить, хотя часто и обманывает их такая надежда. Ибо не все человек получает, чего ищет. Смотри, что сыны века сего делают, примечай, как сокровищ своих желаемых ищут. Ничто им не тяжко. Всякую неудобность, беду и скорбь приключающуюся преодолевают, взирая на желаемое свое сокровище. Христианин, когда точно уверится в вечной жизни и несказанной славе небесной, не оставит ли все сокровища мира сего, всю мира сего славу, честь, богатство, плотоугодие и к тому единому сокровищу не будет ли стремиться? Не понесет ли трудов и подвигов, чтобы вечную жизнь и славу получить? Не пойдет ли тесным и прискорбным путем, чтобы вечной жизни и славы достичь, куда только тесным путем доходят и многими скорбями (Мф.7:14; Деян.14:22; 2 Тим 3:12 и на прочих местах)? Временное сокровище так усердно ищет человек, которое вскоре оставит, — ищет, потому что видит его. Вечного ли сокровища, словом несказанного и умом непостижимого, которое, если отыскать, то никогда не потеряется, — не будет ли усердно и прилежно искать, и все терпеть, чтобы того не лишиться, когда верою увидит его? Быть тому невозможно. Поверь, возлюбленный, что человек весь век страдать захотел бы, если бы нужда была, только бы вечного блаженства не лишиться, если бы хоть частицу его увидел. Так оно велико, так красиво, так сладко! Оно различно от Духа Святого в Писании Святом описывается и в пользу и утешение наше представляется нам, дабы мы усердно его искали и благодатью Его получили. Итак, кто Слову Божию верит и в нем открытое то блаженство оком веры видит, тот непременно, все мирское сокровище оставив, того единого усердно ищет. 7) Если бы кто тебя от временного бедствия и смерти избавил, и избавил бы не чем иным, как своим бедствием и страданием добровольным, скажи, пожалуйста, как бы ты его любил, почитал, имя его, как благодетеля своего, везде с любовью и почтением поминал? Не все ли бы ты делал, что он хочет? Бесспорна эта истина. Если же веруешь, что Христос Сын Божий от бедствия и смерти, не временной, но вечной избавил, и избавил не серебром или золотом или иною какой тленной вещью, но страданием, Кровью и смертью Своей, и отворил тебе небесное вечное царствие, то как не будешь Его, столь высокого и великого Благодетеля, любить, почитать, благодарить от всего сердца и во всем Ему угождать? Как не будешь усердно и с любовью Ему послушание оказывать? Малого благодетеля-человека, которому ты чем-то временным обязан, любишь и высоко почитаешь; как же не будешь Того, Которому навечно ты обязан, любить и почитать? Но где любовь, где почитание, где благодарность ко Христу у грешника? Разве что на словах. Это не почитание и не любовь, но лицемерие. Многие христиане устами говорят: почитаем Тебя, Христе, поклоняемся, поем и славим, — но делами иное показывают. Устами почитают, поют и славят, но беззаконными делами бесчестят. Многие христиане не жалеют на приданное дочерям, на богатые столы, дома, коней, кареты, псовую охоту и прочую суету много средств расходовать, но ради имени Христова или ничего или копейку подают. Ради временного благодетеля-человека все творят, всякое послушание, всякое угождение оказывают люди; а ради Христа, вечного Благодетеля, и того делать не хотят, что ради человека-благодетеля делают. Где же почитание, любовь и благодарность к Благодетелю? А без почитания и любви истинной, где вера, которую апостол велит нам от дел показывать: «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак.2:18)? Из этих приведенных рассуждений видишь, что вера есть корень благочестия и источник, от которого, как ручьи, добрые дела проистекают: от веры страх Божий, презрение мира, умерщвление плоти со страстями и похотями, отречение от самого себя, то есть гнева, злобы, ненависти, похоти, сребролюбия и прочих недугов; любовь к Богу и ближнему, воздыхание и желание блаженной вечности, и прочее. А из этого разумей, что тот христианин не имеет веры, который или во зле живет, или к миру, то есть к чести, славе, богатству и плотоугодию мирскому пристрастился. Словом, не верит тот Слову Божию, который не старается по правилу Слова Божия жизнь свою исправлять. Как не будешь стараться делать то, что повелевается в Писании, если точно веруешь, что Бог, Создатель и Господь твой, тебе это повелевает? Царя земного, и даже низшую власть слушаешь и исполняешь их повеления, — Бога ли, Царя Небесного, не будешь слушать и заповедей Его исполнять? Царю земному, человеку, который часто и не стоит в истине, как человек, веришь, если что обещает, и ради того служишь ему, и боишься, если чем грозит, — Богу ли, истинному и неложному, не будешь веровать, и на то ли не надеяться и не ожидать, что обещает, и не будешь ли бояться того, чем грозит, когда точно поверишь слову Его святому? Видишь, что должно прежде поверить слову без сомнения, что оно есть Божие Слово, и есть истинно и неложно; и что оно, как всякому, так тебе и мне сказано от Бога; и что повелевает, как всякому, так тебе и мне повелевает; и что обещает, как всякому, так тебе и мне обещает; и чем грозит, тем всякому, мне и тебе и другому грозит. Ибо Бог на лица не смотрит, но всякому слово Свое объявил. Рассуждай об этом. Спасайся.
Письмо 17 (Знаки истинного покаяния)
По желанию твоему отвечаю и знаки истинного покаяния описываю, которые примечаются из Святого Писания и церковной истории, и в нынешних людях, истинно кающихся, и в книгах святых отцов и церковных учителей изъясняются. Ты примечай и рассуждай о себе, имеются ли они в сердце твоем. Ибо без истинного покаяния Евангелие и Христос, во Евангелии проповедуемый, никакой нам не дадут пользы. Пластырь к ране прилагается, и лекарь к больному, признающему немощь свою, приходит. Так и утешение евангельское сердцу сокрушенному подается. 1) Изменение сердца к лучшему и исправление греховной жизни. Ибо истинно кающийся как от прежних отстает грехов, и ненавидит их, и гнушается ими, так и от других бережется. 2) «Плоть распинает со страстями и похотями» (Галл.5:24), то есть славу, честь, плотоугодие мира сего за ничто имеет. Страсти свои: гнев, злопамятство, похоть, ненависть, зависть, сребролюбие, и прочее — усмиряет и укрощает. 3) Пищу, питье, одежду, и прочие вещи и средства для поддержания жизни — ради нужды употребляет, а не ради угождения плоти. То есть одежды требует только ради прикрытия и согревания, а не ради красоты; пищу и питье употребляет ради подкрепления немощи плотской, а не ради услаждения. Ему все равно, в каком доме жить, в богатом или в убогом, только чтобы покой был. 4) Поминая прежнее свое беззаконное житие, ужасается Божия суда, так как тем не что иное заслужил, как осуждение и ад, и усердно молится и припадает пред Богом милосердным, дабы помиловал его, но приводя на память примеры согрешивших и покаянием получивших милость у Господа, и сам тоже надеется на милость Божию, и так надеждой милости утешается. И подобный удар страха и ужаса бывает человеку в самом начале покаяния его, так что и к отчаянию его преклоняет. Поэтому таковому грешнику кающемуся нужно прочитывать и памятовать утешительные Писания места и примеры покаявшихся грешников и милость получивших, дабы не впал в пагубу всеконечного отчаяния. 5) Рассуждая о величестве Божием и своей подлости, ибо Бога, Создателя, Искупителя и высочайшего Благодетеля своего, Которого должен любить и почитать, раздражал и прогневлял, и Того, Которого Ангелы и все святые со страхом воспевают и хвалят, он, земля и пепел, не боялся, и Того, Которому обязан тем, что живет, и движется и есть, и бытие свое, душу и тело и весь состав свой от Него имеет, и Божие есть все, чем питается, напаивается, одевается и прочими благами снабжается, — такого Благодетеля не любил, но всегда оскорблял, и к Нему неблагодарен был, и Его величеству не отдавал достойного почтения, какового Создатель от создания требует. Об этом, говорю, и прочем рассуждая, ругает себя, гневается сам на себя, укоряет самого себя, печалится и сокрушается сердцем, а часто и плачет и рыдает, и желает, чтобы того не было, что грешил, но уже, что было, того не возвратить. И такая печаль от любви происходит, и это есть истинная, христианская печаль — печалиться не ради пагубы своей, но ради того, что Бога, Создателя и Искупителя своего прогневал. Такую печаль имеющий будет печалиться, хотя бы и муки и царствия небесного не было. Ему вместо муки то одно есть, что он Бога, Который есть едина благость, любовь, правда, святость, милосердие и бесконечное добро, оскорбил и прогневал. Такая печаль — это жертва, Богу благоприятная. Так печалился апостол Петр, который от страха отрекся от любимого Иисуса Христа, «и выйдя вон, плакал горько» (Мф.26:75). И эта печаль вселяется в кающееся сердце от размышления о Божиих благодеяниях, грешником презренных, и не скоро после обращения, но после немалого времени, но ее всем христианам должно иметь. 6) Истинно кающийся сам себя уничижает как пред Богом, так и пред людьми, рассуждая, что в себе ничего не находит, кроме грехов, растления и немощи. Душу имеет, но помраченную грехами, и тело, но растленное теми же грехами, и думает о себе как о городе или доме, опустошенном и разграбленном разбойниками, или как о путнике, попавшемся «разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым» (Лк 10:30). Поэтому признает от сердца свое недостоинство и, подражая блудному сыну, исповедуется пред Небесным Отцом, говоря: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк 15:18-19). И утешается милостью благоутробного Небесного Отца, которая открыта для всех кающихся, и для него, как одного из всех. 7) Рассуждая о своем недостоинстве, признает себя недостойным пищи, питья, одежды, света, и прочих благ, от Бога людям данных, ибо Подателя и Источника благ прогневлял и раздражал, и Тому, Которому должен был благодарным быть за благодеяния, неблагодарен был, и так себя недостойным сотворил, но еще и судит себя достойным всякого наказания, не только временного, но и вечного, поскольку вечного и бесконечного Бога раздражал. Однако утешается Божией благодатью, во Христе Иисусе обещанной. Это есть истинное смирение, которое Божию благодать к себе привлекает. Ибо «смиренным Бог дает благодать» (Иак.4:6). И «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19). 8) Прошедшее время, как во грехах и беззакониях прожитое, оплакивает, и желал бы возвратить его, но, что уже прошло, того не возвратить. 9) Обиду всякую, нанесенную себе, прощает и, видя ближнего согрешающим, не осуждает, но соболезнует ему, поминая, что и сам в таком же бедствии был. 10) Ум и сердце свое от времени и мирских вещей отвращает и обращает к вечности и блаженной, и неблагополучной, и усердно старается и молится, чтобы блаженную получить, а от неблагополучной избавиться, и прочее. Это знаки истинного покаяния, которого, как себе, так и тебе усердно желаю. Спасайся.
Письмо 18 (О необходимости исцеляться от греховных язв) Достойно ты спрашиваешь, как отпущения грехам и исцеления язвам душевным искать, ибо надобно прежде знать источник, от которого эта целительная, животворящая и прохлаждающая нас вода проистекает, и тогда из него черпать с верой подобает, чтобы прохладить души наши, грехами и страхом суда Божия сокрушенные. Я тебе на это отвечаю из святого Божия Слова. Сыны Израилевы, исшедшие из Египта и пустыню проходящие, когда угрызаемы были змеями, взирали на змею, вознесенную Моисеем по повелению Божию, и так от язв смертоносных змеиных исцелялись (Числ.21:9). Так нам, угрызаемым змием адским, змием древним, дьяволом, который прародителей наших в раю уязвил, должно взирать верой на Христа Сына Божия, ради наших грехов на древо вознесенного, и у Него с умилением и сокрушением сердца просить исцеления от язв греховных. Без Него исцеления нам не бывает. Ибо Он «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29). И вознесение той змеи знаменует вознесение Сына Божия на Крест, как Сам Христос это истолковал: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:14-15). Итак, согрешившему должно взирать на Христа распятого, и к Сидящему ныне одесную Бога очи сердечные возводить, и так язвам греховным исцеления просить с верою. Спасайся.
Письмо 19 (Всякому греху отпущение бывает, когда человек, оставив грехи, с сокрушением сердца кается)
Правильно ты и о том вопрошаешь, всякому ли греху отпущение бывает, когда человек, оставив грехи, с сокрушением сердца кается. Ибо одна из козней дьявольских та, что он обратившегося грешника и кающегося часто злыми помыслами отчаяния смущает, и так хочет его в отчаяние о милосердии Божием и отпущении грехов ввергнуть, представляя ему Божие правосудие и говоря в помыслах: столько и столько зла ты сделал, Бог праведен, Он всем воздает по делам, Он воздаст и тебе по делам твоим злым. Чего ж тебе более ожидать, как суда Божия и осуждения? Перестань веровать, и прочее. Поэтому отвечаю тебе из Святого Писания, которое всякому греху отпущение и всякому грешнику, истинно кающемуся, прощение и милость Божию обещает. Ты внимай следующим (словам). Святой апостол Иоанн говорит: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин 1:7). Примечай, что Кровь Христова очищает грешника от всякого греха. Апостол Павел говорит: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). И Сам Христос говорит: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:13). Видишь, что нет различия между грешниками, но всех призвать на покаяние, всех спасти пришел Христос. Не сказано, что таких-то и таких грешников призвать на покаяние и спасти пришел Христос, но всяких грешников, какие бы они ни были. Еще Христос говорит: «Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:10). Видишь, что не сказано, что пришел того и того погибшего спасти, но всякого погибшего, кто бы он ни был. Поскольку как все согрешили, так все и погибли, и поэтому Христос пришел всех погибших взыскать и спасти, которые покаются и примут Его за своего Спасителя. Апостол Павел говорит: «Христос за всех умер» (2 Кор.5:15). Видишь, что нет различия и здесь, но за всех и всякого грешника, какой бы он ни был, умер Христос. Поэтому всякий грешник, если истинно покается, спасается смертью Христовой. Истинно то, что тяжко согрешает человек, когда, крещением святым омытый, уклоняется на путь нечестия и бесстрашно разоряет Божий закон. Ибо так он нарушает свои обеты, которые дал Богу и Создателю своему, отстает от Бога и пристает опять к сатане, от которого и дел его злых тогда отрекся; погубляет всю ту благодать, которой от Бога тогда сподобился, опять делается сыном тьмы, несмотря на то, что благодатью сделался было сыном света, и вместо наследия вечной жизни повинен бывает вечной муке. С ним «случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр 2:22). Но когда тот же грешник опять к Богу обращается с истинным покаянием, тогда Бог с милостью Своей к нему обращается, и принимает его, как блудного сына, и подает ему одежду оправдания, которую на крещении принял было и потерял нерадением, и делает его опять участником святой Своей семьи, то есть верных Своих. Тогда ему святое крещение снова полезно бывает, которое ему, пока в грехах жил, бесполезно было. Ибо обеты, которые он не сохранил, вновь возобновил, и, признав свою виновность, просит у Бога милости, и обещает исправно и по-христиански жить и Богу служить, потому и Бог, будучи милостивым, опять в Свою милость его принимает. Святой апостол Иоанн к верным и святым крещением омытым, пишет: «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин 2:1-2). Видишь, что не сказано «легко согрешил», но подразумевается «как бы кто ни согрешил», и ходатайство Христово согрешившему обещается, ради которого согрешивший от греха очищается. Ибо если Господь нам друг другу повелевает прощать согрешения каждый день, не только «до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:22), нам, говорю, которые жестокосердны, немилостивы, то насколько более Сам Бог, естеством благой и милостивый, учинит сие. Не сократились щедроты Его, и каково величество Его, такова и милость Его. Великий грех великой и милости Божией требует. «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей», — молится Давид (Пс.50:3). Многие и тяжкие грехи множества и щедрот Божиих требуют, как тот же Давид просит: «По множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». Поэтому тому, кто совершил великий грех, — к великому Божию милосердию прибегать должно; и тому, кто содеял множество грехов — ко множеству щедрот Божиих. Итак, «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5:20). Ибо Бог, будучи милосердным, «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4), и всех и всякого грешника призывает к покаянию, чтобы все, покаявшись, спаслись, как из всего Писания видно. Как же не примет всякого грешника, какой бы ни был, и как всякого греха не отпустит кающемуся Тот, Который всякого грешника к покаянию призывает? Ибо Божии слова не тщетны, не праздны и не суетны, но истинны. Что обещает, то непременно будет, и чем грозит, то последует нераскаянным и ожесточенным. Ибо на то и Суд Страшный в Писании Своем объявил, чтобы люди каялись и, покаявшись, избежали страшного изречения. Для того геенну и прочие казни объявил, чтобы покаялись и не впали в геенну. Так и к покаянию всякого грешника, малого и великого, призывает, чтобы все покаялись и получили от Него милость. У кого великие и многие грехи, на того, если кается, великую Свою милость и множество щедрот Своих изливает, «ибо у Господа милость, и многое у Него избавление» (Пс.129:6). На это имеем много примеров. Кто был Манассия? — Великий грешник. Петр трижды отрекся от Христа. Давид тяжко согрешил прелюбодеянием и убийством, но все они, покаявшись, получили у Господа милость. Также читаем и в церковной истории, что многие блудницы, разбойники и прочие тяжкие грешники покаялись и получили у Господа милость. Кто подражал им в грехах, пусть подражает им и в покаянии, и так получит милость. Ибо на то и примеры эти написаны, чтобы подражали их покаянию и с ними помилованы были. Бог на лица не смотрит, но всех кающихся равно милует. Итак, не величество, ни множество грехов губит грешника, но нераскаянная жизнь. Совершивший многие, великие и тяжкие грехи спасется, если истинно покается, а кто, хотя и меньшие грехи делает, но нераскаянным пребывает — погибнет. Ибо Бог судит не согрешивших, но согрешивших и непокаявшихся, и не смотрит на то, как кто жил, но как ныне живет и кается, и какое усердие, и какое расположение сердца имеет. Не смотрит, что делал, мыслил и начинал, но смотрит, что делает, мыслит и начинает, то есть требует изменения и исправления внутреннего и обновления сердечного. И судит человека не по тому, что делал прежде, но по тому, что (ныне) делает, и в чем кончина его постигнет. Так и правда праведника не помянется, если совратится, и беззакония беззаконника не погубят, если беззакония оставит и чистосердечно покается. В чем кончина человека застанет, с тем и пред судом Божиим явится. Поэтому никому, ни малому, ни великому грешнику не должно отчаиваться и ожесточаться, но должно всякому чистосердечно обратиться к Богу, и просить, и несомненно ожидать от Него милости, и, переменив внутренне состояние на лучшее, от чего и внешние дела добрыми будут, стоять в том начатом добром деле, и против всякого греха подвизаться, и не попускать никакому греху над собой царствовать, чего истинное обращение и покаяние требует. Рассуждай об этом, и всякое сомнение и уныние, как бесовское дело, стряхнув с себя, кайся и стой в том до конца, и спасешься, чего, как себе, так и тебе от сердца желаю. Спасайся.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы