Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОБ ИСТИНЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО УЧЕНИЯ



 

Что в Ветхом Завете о Христе предсказа­но, то в свое время исполнилось. Пришел Христос, ожидаемый миром Мессия, в мир, и «устроил спасение наше посреди земли» (Пс.73:12). И уже с того времени 1780 лет прошло и более, и спасаются грешники, «возлюбившие явление Его» (2Тим.4:8). По всей вселенной ис­поведует святая Церковь, поет и поклоняется Избавителю и Спасителю своему, и славит Его с Отцом и Святым Духом. Итак, будем внимать следующим пунктам, которые дока­зывают пришествие Господа нашего Иисуса Христа в мир, и истину святого учения о Нем и о Таинствах, открытых во святом учении евангельском, чтобы стать препоясанными по чреслам нашим истиной, и возмочь проти­виться в день лют (см. Еф.6:14), и заградить уста хулящих истину.

Первое. Бог, Отец Небесный, гласом Сво­им Божественным благоволил с неба засвиде­тельствовать о Нем при Крещении: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благо­воление» (Мф.3:17). И Дух Святой, в виде голу­бя сходящий на Него, утверждал истину гласа Отца, о чем самовидец Иоанн, святой пророк и Предтеча, засвидетельствовал: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин.1:34). Тот же глас Отчий был повторен на Фаворе при Преображении Господнем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). Об этом гласе свидетельствовали самовидцы Петр и бывшие с ним на святой горе: «Мы воз­вестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Кото­ром Мое благоволение. И этот глас, принесший­ся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Петр 1:16-18).

Второе. О Нем засвидетельствовали, про­поведали и благовестили всему миру очевид­ные Его свидетели, апостолы, двенадцать, ко­торых избрал и именами нарек. Они Его сами видели и Ему последовали, и за Ним из горо­да в город, и из веси в весь ходили, и в напас­тях с Ним пребывали (см. Лк 22:28). Они ви­дели Его чудодействующего, и слышали Его проповедующего святое Евангелие, и поуча­ющего пути, ведущего в царствие небесное. Они ели и пили с Ним, и показали не только то, что делал, но где, и как делал, и о чем во­прошали Его, и что отвечал, и в каком городе, каком селении, в каком месте, и какое чудо, и какое знамение сотворил, и на каком месте, и о чем учил и в какое время. Все эти обстоятельства самовидцы те изъ­яснили в Святом Писании и нам предали для утверждения евангельской истины и нашей веры. Видели Его страждущего и умирающего за нас, и воскресшего из мертвых, и по Вос­кресении ели и пили с Ним, беседовали с Ним, и возносящегося на небо видели и по­клонялись Ему (см. Лк 24:35, 39, 42-43, 51-52; Деян.1:2-3). Обо всем этом согласно нам про­поведали: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рас­сматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свиде­тельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами» (1 Ин 1:1-3). Нет более достоверного, более очевидного свидетельства, многими об одной вещи со­гласно свидетельствующих. Истина эта непре­оборима. «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). И тот же Иисус Хрис­тос пострадал и умер за грехи наши, и вос­крес, и на небо вознесся, и сел одесную Бога Отца, и придет судить в последний день, как святые самовидцы проповедали.

Третье. Апостольское учение во всем со­гласно с пророческим учением и проповедью о Христе. Пророки от начала мира, жившие в различные времена, один после другого, со­гласно обстоятельно проповедали о Христе: когда придет и явится на земле, от какого ко­лена, и от кого, и в какой земле и в каком го­роде родится, и что при рождении Его будет и последует; и какое Его житие на земле будет, и что будет творить, и какие чудеса соделает, и чему и о чем учить будет; и какую радость и утешение людям принесет, и как Его люди Свои примут (см. Ин 1:11), и как и сколько от них пострадает, и умрет, из мертвых воскрес­нет, и на небо вознесется; и с какой радостью, желанием и жаждой народы к Нему обратятся и прибегнут с верою, и с любовью примут, и поклонятся и прославят Его; и как отвержены будут не принявшие Его люди Его, иудеи и прочее. То же видим и в Писании Нового Завета святых апостолов, которые всему пророчес­кому учению согласно по различным местам проповедали о Христе, с тем одним различи­ем, что в Ветхом Завете Христос был проповедован под сенью, мраком и гаданиями, а в Новом Завете — ясно. Ветхий Завет как тень и начертание изображал Христа, а Новый Завет как живой образ изображает Его и ясно пока­зывает. И от этого согласия пророков и апос­толов познается истина их святого учения, и непоколебимое известие и твердость, и то, что один и тот же Дух Божий, Дух истины, как через тех, так и через этих, как через органы Свои, говорил.

Четвертое. Что пророки святые предвоз­вестили, и чему надобно в нынешнем веке ис­полниться, то все исполнилось. Так же, что Христос и апостолы предсказали, то испол­нилось и исполняется, кроме того, что в по­следний день и в будущем веке исполнится. Предсказано было, что благочестивые будут гонимы, то и делается: страдали, и страдают, и страдать будут до конца века сего верные чле­ны Христовы. Это ясно видим в церковной истории прежних веков, и ныне видим, и впредь то же будет. Нет доказательства досто­вернее, чем то, что сбывается. Истина учения, слова и пророчества совершенно познается от исполнения, потому что тогда не только ви­дим, но и осязаем истину. Итак, истина про­роческого и апостольского учения, как дока­занная тем, что сбывается, пребывает во веке. И потому должно нам верить более их слову, нежели нашим чувствам. Ибо скорее чувства наши обмануть и прельстить могут, нежели слово пророческое и апостольское, как слово Божие, но устами их сказанное.

Пятое. Настолько «верным и всякого приня­тия достойным» (1 Тим 1:15) учение свое суди­ли святые те мужи и посланники Божии, что истину Его кровью своей запечатать и отре­чением от жизни своей утвердить не усомни­лись. Кто за прелесть и ложь захочет умереть? Прелесть непостоянна и боязлива, а истина тверда и непоколебима. Прелесть появится, и как дым исчезает, а «истина Господня пребыва­ет вовек» (Пс.116:2). И так своим примером научили нас святые Божии человеки, что и нам должно до крови стоять и умереть за ис­тину их святого учения.

Шестое. Сколько святому их учению, и как Самому Христу, проповедуемому ими, противились ожесточенные иудеи; как стара­лись скрыть славное Его Воскресение, и на­полняли руки воинов, стерегших живоносный гроб Его; как запрещали, угрожали, в темницы заключали и били, чтобы не пропо­ведали Иисуса, как книга Деяний свидетель­ствует, ибо истина всегда гонима бывает вра­гами истины, и как больные глаза не терпят света, так прелестники не терпят истины, — однако же ничего не смогли. Они все с дерз­новением отвечали за истину, и обличили их: сей есть Христос, «камень, пренебреженный ва­ми зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения», — и прочее (Деян.4:11). И так распространилось слово Божие (см. Деян.12:24; 13:49) от Иерусалима, как ре­ка Едема, в другие страны.

Седьмое. От ожесточенных иудеев обра­тились проповедники Божии к язычникам, и рассеялись очевидцы Слова по вселенной, чтобы пронести имя Иисусово во все концы земли, и свидетельствовать о Нем пред всем светом, и сеять семя слова Божия на нивах сердец идолопоклоннических. Пусть каждый рассудит, каково это неудобное дело и не по­нятное разуму человеческому, не просвещен­ному небесным светом и не укрепленному си­лой Божией, — идти в чужие и незнакомые страны к народам, как зверям диким, идти без всякого припаса, с одним только жезлом, и проповедать «неведомого Бога» (Деян.17:23) тем, которые были ревнителями отеческих богов, и открывать таинства небесные, уму челове­ческому непостижимые. Не усомнились, по­шли проповедники Божии, и пронесли имя Иисусово во все концы земли, и как агнцы посреди волков пребывали, терзаемые ими, но не съедаемые.

Восьмое. Невозможно сказать, как взвол­новались и смутились цари и князья со свои­ми людьми и мудрецы века сего, услышав но­вое и от века ими неслыханное учение; как вооружились против безоружных, простых, некнижных, но единым именем Иисуса Хри­ста и силой Божией вооруженных, и мудрос­тью Духа Святого умудренных; как запреща­ли, устрашали, мучили, терзали, из городов своих изгоняли проповедников Слова, но, наконец, побежденные ими, покорились их святому учению, и мудрецы века сего, напле­вав на свою мнимую мудрость, пристали к их препростой премудрости, и то, что почитали буйством истинной мудростью почли. И так в города, и села, и веси их вошел Царь славы Иисус Христос: «и видели все концы земли спасение Бога нашего» (Пс.97:3). И начало славиться имя Иисусово во всех концах земли, и исполнилось то, что Псаломник воспел: «Гос­подь разрушает советы народов, отметает за­мыслы людей и отвергает советы князей. Совет же Господень вовек пребывает, помышления сердца Его — в род и род» (Пс.32:10-11). То есть советы, замыслы и ухищрения народов, лю­дей и князей их, которые они против истины евангельского учения составляли, рассыпал Господь, и совет Свой святой и милостивый об обращении и спасении народов утвердил вовек и в роды родов, и спасаются милостью Его и именем Единородного Сына Его, Иису­са Христа, с верой поклоняющиеся и служа­щие Ему народы.

Девятое. Неслыханное и умом непости­жимое дело: поверить небесным тайнам о Едином Боге, но Троичном в Лицах, и о Бо­жественных Его свойствах, о создании мира из ничего, но единым Словом Божиим, о во­площении Сына Божия и рождении от Девы без семени, но без нарушения Ее девства; о вольном Его страдании и распятии на Кресте между злодеями, но за наши грехи, о Воскре­сении Его из мертвых, об оправдании верой в Него и о вечном спасении единым именем Его; об общем воскресении мертвых в послед­ний день и восстании тел, рассыпавшихся в прах земной, и приведении их в намного луч­шее и прекрасное состояние, и соединении с ними душ; о вечной жизни и будущих в ней благах, — всем этим и прочим таинствам по­верить и верой в них утвердиться — дело, не­возможное для плотского ума человеческого, суеверием идолопоклонническим помрачен­ного и застарелого. Но апостолы сделали это возможным, и словом Божиим насадили в сердцах идолопо­клоннических, обветшалых и застарелых свя­тую веру, и утвердили, и сердца их, любовью мира и обычаев отеческих, как деревья суро­вые водой, напоенные, воспламенили к люб­ви Божией и желанию и исканию вечных благ, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и кото­рые и не приходили на сердце человеку» (1Кор 2:9). Что это, как не то, что Бог Сам через них говорил, Бог, ими проповедуемый, и слову Своему силу и действие подавал, по писан­ному: «Вот Он даст гласу Своему глас силы» (Пс.67:34)?

Десятое. Дивно и сильно для утверждения истины апостольского учения и то, что эти священные сосуды и органы Духа Святого в такое короткое время и в таком малом числе (ибо их было только двенадцать), всю вселен­ную, как орлы окрыленные, облетели, и бес­ценное сокровище Евангелия пронесли, и им живущих на ней и принявших его обогатили. Святой Давид, Царь и пророк Божий, издалека об этом провидя, воспел: «Во всю землю вышло вещание их и в концы вселенной слова их» (Пс.18:5; Рим 10:18), что и апостол об этих по­сланниках Божиих приводит. И в Послании к Колоссянам упоминает, что «благовествование» тогда еще, как в них, так и «во всем мире прино­сило плод и возрастало» (Кол 1:5-6).

Одиннадцатое. Истина святого апостоль­ского учения познается и оттого, что они и своих погрешностей, в которых прежде свое­го апостольства находились, не утаили, но в писаниях своих написали, и всему миру объя­вили. Святой Матфей в своем благовестии называет себя мытарем (Мф10:3). Святой Па­вел хульником и гонителем Церкви не стыдит­ся себя называть и как бы перед всем миром исповедуется и кается в том. Они тем самым истину своего святого учения засвидетельст­вовали, и уверили нас, что «верно слово их, и всякого принятия достойно, что Христос Ии­сус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). В прочих светских писателях не видно этого, но эти священные главы не усомни­лись написать о своих пороках, и тем доказа­ли, что их священные руки были тростью Ду­ха Истины.

Двенадцатое. Что по кончине этих свя­щенных учителей воспоследовало и какой плод семя святого их слова прорастило, сви­детельствует бесчисленное множество вер­ных, рассеянных по всему миру. Каких только против них клевет, поношений, руганий, бес­честных имен, укоров ожесточенные язычни­ки не вымышляли? Каких тягчайших муче­ний и ужасных смертей не изобретали цари, князья и вельможи века сего? Связывали их, в темницах затворяли, голодом морили, нагих по улицам водили, били, терзали, как волки агнцев, в котлах, серой, смолой и маслом на­полненных варили, на железных решетках как мясо съедобное пекли, в разожженных печах и раскаленных медных волах затворяли, в воду и огонь повергали, и прочее, но ничего не смогли. Не могли погасить пламени веры, от слова апостольского возгоревшегося. И что более чудно: чем более убивали верных, тем более число их умножалось, и чем боль­шей кровью чад своих Церковь святая обаг­рялась, тем больше чад рождала и святые ду­ши их Жениху своему — Христу, как чистые голубицы, Кровью Его убеленные, на небо отсылала. Так сильно было учение апостольское! Ибо в то время вступать в христианство и принимать веру Христову было не что иное, как ввергать себя в явное мучение и насильст­венную смерть, но люди, несмотря на это, в превеликом множестве приступали к христи­анской вере и на мучения и смерть, как на пресладкий пир, друг пред другом спешили. Бесспорно, что и ложь, и суеверие привлекает к себе многие человеческие души, как видим в магометанском и идолопоклонническом нечестии. Но это не удивительно, поскольку там представляется свободное плотоугодие растленному человеческому естеству, а учение евангельское что предлагает? Отвержение са­мого себя, крест, гонение, скорбь, ненависть от всех, и прочее. Как не содрогнется и не ужаснется плот­ской ум, не просвещенный светом благодати, взирая на это, приступить, принять и облобы­зать евангельское учение? Но познающие ис­тину не сомневаются принимать истинного евангельского учения, видя не видимое, но невидимое, не настоящее, но будущее, не земное, но горнее, и, отрекшись от самих се­бя и мирских похотей через крест, через гоне­ние, через скорбь, через страдания, спешат и последуют Христу пострадавшему, берутся за вечную жизнь, и друг пред другом, как «упо­требляющие усилие восхищают царство небес­ное» (Мф.11:12). Что же так действует, как не «сила Божия во спасение всякому верующему» (Рим 1:16) исти­не, сила распятого на Кресте Иисуса Христа, Который сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12:32)? И что сказал, то исполнил, так как слово Его истин­но, и привлек к Себе от востока и запада, се­вера и полдня множество народов, и собрал расточенных овец Своих, «и стало одно стадо и один Пастырь» (Ин 10:16).

Тринадцатое. Когда кто-либо рассудит о неизреченном страдании и терпении мучени­ков, то отсюда ясно познает истину евангель­ского учения и утвердится в христианской ве­ре или, заблудший, пристанет к ней. Хотя и все христианское житие и благочестие не мо­жет быть без благодати и помощи Божией, ибо стремление страстей, воюющих в членах наших, удержать и смирить, чего христиан­ское благочестие требует, самим нам без силы вышеестественной и всемогущей невозмож­но, так же, как плыть против речного течения без сильных и искусных гребцов (ибо страсти смирить и победить — значит плоть свою страстную, и потому самого себя победить), но терпение мучеников особенно показывает присутствующую с ними в страдании вышеестественную невидимую силу. Невозможно слабому и немощному человеческому естест­ву такие тяжкие мучения терпеть, надобно было высшей укрепляющей силе, надобно другому присутствовать, кто бы их в подвиге том содержал и укреплял своей силой. Все претерпели и одолели святые мучени­ки, и, что чудеснее, умерщвляемы были, но не умирали, в огне сжигаемы были, но не сгора­ли, в воде потопляемы были, но не утопали, зверям повергаемы были в снедь, но не съеда­емы были, так что ничто у них не могло от­нять жизни, пока время их страдания и по­двига не прошло. Сами мучители такому их мужеству, терпению и непобедимой силе, в них действующей, удивлялись. Поэтому мно­гие, наплевав на идолопоклонническую пре­лесть, приставали к евангельской истине и принимали Христову веру. И хотя многие зло­деи много страдают, но страдают поневоле, страдают за свои беззакония, страдают без терпения, мученики же святые страдали са­мопроизвольно, с радостью, страдали только за то, что отметали идольскую прелесть и ис­поведовали Христа. Они могли одним сло­вом: «Отрекаюсь от Христа и поклоняюсь бо­гам», — избавиться от страданий и получить милость, честь и богатство от мучителей, но не хотели того делать. Они предпочитали страдать, нежели иметь временную сладость греха, твердо веруя, что отречься от Христа — это отречься от вечного спасения, и впасть в вечную погибель. Известно всем, не только христианам, ко­торые ублажают и чтят их страдания, но и са­мим язычникам, которые ненавидят их, — из­вестно, что они страдали и терпели за истину евангельского учения и проповедуемого им Христа. Итак, Христос, за Которого они стра­дали, всемогущей Своей силой присутствовал с ними, в подвиге страдания укреплял их и в самых явных смертях сохранял жизнь их, со­хранял Тот, у Которого в руке жизнь и смерть человеческая (см. Прем 16:13; Сир 11:14). Познали они истину, познал и их Истина — Христос. Возлюбили они Христа — истинную Жизнь, возлюбил и их Христос и как истин­ным друзьям помогал им. Прославляли они страданием своим Христа, прославлял и их Христос силой Своей, в них действующей и в подвиге страдания укрепляющей.

Четырнадцатое. «Истина Господня пребыва­ет вовек» (Пс.116:2). Почему? Потому что Сам Бог защищает и сохраняет истину Свою. «Сло­во Божие есть истина» (Ин 17:17). Слово истины было от начала мира. Со­держали его святые патриархи, и научились ему от Самого Бога. Проповедал Моисей в своих книгах и научил дом Израилев. Откры­вали пророки слово истины и проповедали людям Божиим. И так от начала мира до при­шествия Христова пребыла неподвижна ис­тина Господня, и все, неуклонно ее держащи­еся, спаслись. Христос, придя в мир, свидетельствовал о истине, и что держали патриархи, проповеда­ли пророки и прообразовал закон, то все сло­вом Своим, учением, чудесами, страданием утвердил, и Кровью Своей запечатлел. После Христа апостолы то же слово истины пропо­ведали нам, и святители Христовы, их преем­ники, и учителя истолковали и изъяснили, и вся Церковь от начала мира до Христа, и от Христа даже доныне слово истины содержа­ла, содержит и содержать будет даже до конца мира. И так «истина Господня пребывает во век». Ложь, прелесть и суеверие непостоянно и нетвердо. Сколько язычники суеверие свое утверждать старались, книги их показывают, но проповедью апостольской все это было об­личено, и как мгла от солнца исчезло, и как тьма от света прогналось. Каких только лож­ных мудрований не вымышляли еретики, и слово истины, к своей погибели, развратить старались? Но все их мудрование оказалось ложным, и старание — суетным, и рассыпали его проповедники истины. И из этого позна­ется, что все, что нетвердо и непостоянно, — это вымысел человеческий; и хотя появляется несколько и видится нечто, но скоро как мгла, как пар, как дым, как сон исчезает. Слово истины как солнце, которое от на­чала мира даже доныне сияет, и отныне до конца сиять будет. Так учение пророческое и апостольское сияло, сияет и сиять будет до конца мира всему миру. «Хорошо делают обра­щающиеся к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах их» (2 Петр 1:19).

Пятнадцатое. Истина евангельского уче­ния и из того познается, что его проповедни­ки и держащиеся его гонение терпят в мире сем. Учение евангельское есть учение небес­ное, от Бога происшедшее, и потому сатана, князь мира, и сыновья века сего, в прелести его пребывающие, не любят этого небесного семени и чад, от него духовно рожденных. Об этом все прошедшие века свидетельствуют. Видим это и ныне, видим, что пока чело­век по законам мира живет и похотям мир­ским служит, он любезное чадо миру, а как только примется за слово Божие и зачнется в нем его спасительный плод, то его все, как странника и пришельца, чуждаются и гнуша­ются. И как море не держит мертвого тела, а извергает вон, так и его все сыновья века сего изгоняют. И это то, что апостол говорит: «все, желающие жить благочестиво во Христе Ии­сусе, будут гонимы» (2 Тим 3:12), и слово Хрис­тово показывает: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Ес­ли бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, по­тому ненавидит вас мир» (Ин 15:18-19).

Шестнадцатое. Особенного примечания достойно то, что священная Библия, в которой содержится небесное учение, целой сохрани­лась. Пророческие книги во времена отступле­ния израильтян от Бога Небесного и падения в идолопоклонство, апостольские книги во времена ужасных гонений на Церковь сохра­нились. Это не меньшее чудо, чем огненной искре посреди воды сохраниться. Сатана, враг душ наших, свирепел и старался истин­ное богопознание и богопочитание истребить из людей. Как только ни хотел книги Святого Писания, источники Израилевы, от которых богопознание, богопочитание и утешение черпается, искоренить!.. Божией благости и силе это чудо должно приписать, Тому, Кото­рый Свое святое слово, как подал, так и сохра­нил для нашего спасения в лютые времена. Пророки гонимы и убиваемы были за сло­во Божие. Апостолы как агнцы терзаемы и закалаемы были за слово Божие и свидетельст­во Иисуса Христа. Святителей и учителей церковных искали, чтобы убить, и убивали, и прочие верные мучимы и убиваемы были. Как ни старались нечестивые истребить Кни­ги слов Божиих, из которых учение и житие христианское составляется, но Книга Божия целой и невредимой сохранилась. Воистину это чудо, и кто признает за истину то, что Святое Писание особенным Промыслом Бо-жиим сохранилось — что подлинно так и есть, — тот должен признать, что оно есть не­бесный плод Святого Духа, и потому оно ис­тинно и неложно, и что оно говорит и откры­вает, то «всякого принятия достойно».

Семнадцатое. Пророческое и апостоль­ское Писание внутри себя имеет некую осо­бенную силу, так что читающие его и рассуж­дающие о нем с вниманием духовное дейст­вие внутри себя чувствуют и поощрение к благочестию познают, к презрению мира и к желанию небесных благ поощряются, черпа­ют живое утешение в печалях и скорбях, к ис­тинному покаянию обращаются, и прочее. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и су­дит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приго­товлен» (2 Тим 3:16-17). Поэтому читаем в цер­ковной истории, что многие язычники, читая Священное Писание, обратились к Истинно­му Богу, и приняли веру Христову, и сдела­лись изрядными христианами, о чем свиде­тельствует и обращение всех народов. Это не от чего иного происходит, как от силы и действия духовного, в Писании Свя­том сокровенного. Ибо Святое Писание дано нам от Бога ради спасения нашего. «Сие же на­писано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Хри­стос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин 20:31). Итак, спасение действует в ду­шах читающих, и слушающих, и внимающих ему. Ибо как мед от вкуса, трава и цветы от трения, так Святое Писание познается от си­лы и действия его небесного, что оно есть дар великий, от Отца Небесного роду человечес­кому поданный.

Восемнадцатое. Святое Писание знамени­ями и чудесами неложными утверждено, и кровью апостолов и бесчисленных мучеников, как выше сказано, запечатано. «Они (апостолы) пошли и проповедовали везде, при Господнем со­действии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк.16:20). Их знамениям и сами язычники удивлялись, и тем к вере святой возбуждались и обращались.

Девятнадцатое. Читаем, что, когда обо­шли сыны Израилевы с Ковчегом Завета и гласом трубным стены Иерихонские, они со­крушились и пали (см. Ис.Нав.6:19). Так язы­ческое нечестие, идолопоклонство, идолы, капища и их жертвоприношение богомерзкое проповедью апостолов Христовых сокруши­лись и пали, пали не оружием, но словом их. Чудное дело — как городским стенам, так и идольским капищам и прочим мерзким язы­ческим обрядам от одного голоса пасть. Пали, и идолы умолкли, и прелесть их исчезла, и царство дьявольское разрушилось, и воца­рился Христос Бог над народами, и приняли «иго» Его «благое» (Мф.11:30) на себя те, которые носили иго дьявольское. Что же это, что как гласу сынов Израилевых содействовало и помогало сокрушить стены Иерихонские, так и гласу безоружных двенадцати апостолов — низложить идолов и их жертвенники во всем мире? Что, как не всемогущая Божия сила, в слове Его святом присутствующая и ему содействующая, кото­рой все повинуется? И это то, что святой Па­вел с братией своей, прочими апостолами, го­ворит: «ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:3-5); и что пророк воспел: «Вот Он даст гла­су Своему глас силы. Царства земные, пойте Богу, воспойте Господу, восшедшему на превысшее небо, на восток. Вот Он дал гласу Своему глас силы. Воздайте славу Богу» (Пс.67:33-35).

Двадцатое. Святая Церковь, по всей все­ленной рассеянная, пророческие и апостоль­ские писания за истиннейшее слово Божие, которое Он устами этих священных органов благоволил сказать и в нем Себя и волю свя­тую нам открыть, признает несомненно, ве­рует и благодарит Его за небесный сей дар, и им чад себе духовных рождает, и пищей его воспитывает, «доколе все придут в единство ве­ры и познания Сына Божия, в мужа совершен­ного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13). Его держимся неуклонно и мы. Да будет и нашим «ногам светильник закон Его и свет пу­тям» нашим (Пс.118:105), и да «поучаемся в нем день и ночь» (Пс.1:2), да принесем плоды, какие небесное и Божественное сие семя рождает. Аминь.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь