Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Размышление 11 (на слова: «Господи, не обличай меня в ярости Твоей, и во гневе Твоем не наказывай меня» (Пс.6:2))
Пишешь ты, что страхом и трепетом смерти и суда тебя помыслы смущают и к отчаянию склоняют, и просишь совета. Я тебе отвечаю и по моему разуму даю совет. 1) Такое смущение души, и утеснение совести, и страх отчаяния, хотя и от дьявола бывает, который имеет «державу смерти» (Евр.2:14) и страхом смерти, суда и гнева Божия смущает душу, однако не без изволения и совета Божия, и это жестокое наказание человеку. 2) Бывает на великую пользу человеку. Ибо так познает человек силу греха, который, как жало змеиное, уязвляет душу; познает клятву закона разоренного, гнев Божий против греха, действие правды и суда Божия и видит, сколь сильно мучительство дьявольское. Так смиряется человек и отводится от любви мира. Ибо кто в таком смущении захочет гордиться и любить суету мира сего? 3) Поскольку такое смущение по изволению и совету Божию бывает, то от Бога, а не откуда-либо еще должно нам помощи и избавления просить. Ибо никто того смущения отнять не может, кроме Бога. Учит нас примером своим Давид, который, будучи в великом смущении и тесноте совести, не к иному, ни к чему другому прибегал, но к Богу, так молясь: «Господи, не обличай меня в ярости Твоей, и во гневе Твоем не наказывай меня» (Пс.6:2). Примечай здесь: не просто от наказания избавить молит Бога Давид, но от наказания, которое от гнева и ярости бывает, каковое наказание бывает нечестивым. Наказание же благочестивым бывает «от любви», по Писанию: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6). Подобно тому молится пророк Иеремия и изображает эти два наказания: «Накажи нас, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить нас. Излей ярость Твою на народы, которые не знают Тебя», и прочее (Иер.10:24-25). Читай и другие, следующие стихи того же псалма и примечай, какая теснота и страх в сердце Псаломника были. И когда такую тесноту и страх в совести своей чувствуешь, молись подобным образом, как он молился, неотступно молился, и стучись в двери милосердия Божия, дабы и тебе сподобиться почувствовать в сердце твоем милость Его к себе, как он почувствовал и радостно воспел: «Отступите от меня все совершающие беззаконие, ибо услышал Господь глас плача моего, услышал Господь моление мое, Господь принял молитву мою» (Пс.6:9-10 и проч.). И хотя долго такое смущение чувствовать будешь, однако не отступай от надежды на милость Божию. Но как Господь учит: проси, ищи и стучись, «ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7-8). Чем же более продолжается смущение, тем большую пользу душе твоей принесет, как во втором пункте видишь. И когда эта непогода пройдет, тогда ясное утешение воссияет в сердце твоем. Только стой, крепись, и ожидай без сомнения, и молись, чтобы Сам Бог в этом подвиге сохранил тебя. «Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» (Пс.26:14). «Ибо верен Обещавший, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр.10:23, 37), но хочет видеть наше терпение и подвиг: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр.10:36), — чего и себе и тебе желаю. Спасайся.
Размышление 12 (на слова: «Господи Боже мой, на Тебя я уповал, спаси меня от всех гонителей моих, и избавь меня; дабы не похитил он, как лев, душу мою, когда нет избавителя и спасителя, и прочее (Пс.7:2-3))
Вот тебе еще одна молитва святого Давида: «Господи Боже мой, на Тебя я уповал, спаси меня от всех гонителей моих, и избавь меня; дабы не похитил он, как лев, душу мою, когда нет избавителя и спасителя», и прочее (Пс.7:2-3). Чему здесь учимся? Ответ. 1) Видим, что святой Давид имел много врагов и гонителей, как и в прочих его псалмах об этом читаем. 2) Не уповал он ни на что иное, но только на единого Бога: «на Тебя я уповал», и к Нему одному прибегал в бедах и напастях, и от Него одного спасения и избавления просил, и с помощью Его спасался. 3) Учимся тому, что свойственно сердечной вере, то есть Бога своим Богом от сердца называть. Так Давид говорит: «Господи Боже мой», — хотя Бог есть и всех верных Бог. 4) Видим, что и вечное, и временное спасение и избавление не бывает без Бога. «Да не похитит, — говорит, — как лев, душу мою, когда нет избавителя и спасителя». Супостат наш дьявол ходит, «как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8). То же делают и злые его служители и, как ловчие псы, гонят и хотят поймать верную душу и погубить. Кто от их козней может спастись? Никто, если Бог не спасет, ибо «от Господа спасение» (Пс.3:9). 5) Учимся и мы, по примеру святого Давида, ни на силу, ни на честь, ни на мудрость, ни на богатство, ни на что иное уповать, но только на единого Бога и к Нему одному в скорби, печали и всяких напастях прибегать, помощи и защиты просить, ибо только Он один может нас избавить и спасти, поскольку Его всемогущей власти и повелению все повинуется. 6) На примере Давида учимся, что святым и благочестивым людям много гонений и скорбей бывает в мире: «много скорбей у праведных» (Пс.33:20), и «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим 3:12). Ибо благочестивые не от мира, как говорит Господь к ним: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин 15:19). Поэтому еще говорит: «В мире будете иметь скорбь» (Ин 16:33). 7) Невозможно уповать и на Бога Создателя и на создание, то есть на человека, богатство, силу, премудрость и прочее, но надо непременно или того, или другого держаться. Поэтому лжет Богу тот, кто говорит: «Господи Боже мой, на Тебя я уповал», — но уповает на создание, а не на Бога, и в напастях прибегает не к Богу, а к созданию. Бог не на слова, но на сердце смотрит, чего сердце с упованием держится и к чему склоняется и прилепляется, к Богу ли, или иному чему, кроме Бога. И упование от дел познается, как и вера, а не от слов. Рассуждай, на кого упование свое полагаешь. Вера, надежда, упование и терпение не в благополучии, но в злополучии познаются. Злополучие показывает, на что человек уповает, на Бога ли, или на что иное, кроме Бога. К чему и к кому кто в злополучии прибегает и просит помощи, на то и уповает. Злополучие подобно рвотному лекарству, которое извергает из желудка то, что в нем кроется. Так злополучие показывает, что в сердце кроется, — на Бога ли упование, или на что иное. Так злополучием открывается глубина сердца человеческого, и человек свое сердце познает, а без того познать не может, ибо глубоко сердце человека. 8) Неправильно называет Бога своим Богом тот, кто Ему послушания не оказывает и заповедей Его не сохраняет: «Кто говорит: я познал Его, — но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1Ин.2:4). Поэтому называющему Бога своим Богом и говорящему: «Господи Боже мой», — должно и послушание к Нему усердное оказывать, чтобы и его не обличил Господь, говоря: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк 6:46) «Да отступит же от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим 2:19). 9) Памяти достойно то, что Давид святой поет далее в том же 7-м псалме: «Помощь моя от Бога, спасающего правых сердцем» (Пс.7:11). Примечай, кому Бог помощь Свою подает и кого спасает? Тех, которые правы сердцем. Кто же прав сердцем? Ответ: те, которые чистосердечно обратились, и веруют в Него, и в обновлении жизни ходят, воле Его следуют, и угождают Ему всем сердцем, — таковым помощь Свою подает Бог, таковых и спасает. Будем же и мы следовать воле Божией, а не своей, дабы угодить Ему, и тогда спасет нас. Спасайся.
Размышление 13 (на слова: «С небес посмотрел Господь, и увидел всех сынов человеческих; из украшенного жилища Своего посмотрел на всех живущих на земле Тот, Кто создал сердце каждого из них, и вникает во все дела их» (Пс.32:13-15))
«С небес посмотрел Господь, и увидел всех сынов человеческих; из украшенного жилища Своего посмотрел на всех живущих на земле Тот, Кто создал сердце каждого из них, и вникает во все дела их» (Пс.32:13-15). Смотрите и видите, христиане. 1) Бог смотрит на всех нас, и видит, что мы делаем и мыслим, и слышит, что говорим и о чем беседуем друг с другом. 2) И всякое дело, слово и помышление наше, доброе и злое, записывает в книге Своей, и в день последний, когда будет суд, воздаст всем по делам их. 3) Берегитесь же злые дела делать, и о злом помышлять, и праздных, скверных, хульных, смехотворных, осудительных и клеветнических слов и речей произносить. Он Сам говорит грешнику: «Обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи твои» (Пс.49:21). Блажен, кто уразумел это, и скрыл в сердце своем, и помнит об этом. Смотри, христианин, Бог наш есть «огнь поядающий». Для памяти: 1. Присутствие Божие. 2. Молитва — это беседа с Богом. 3. Святых Таин причастие. 4. Слово Божие есть слово уст Божиих. 5. Бог говорит тебе: делай то и то, и блага обещает. 6. Искуплен ты Кровью Христа, Сына Божия: потому ты не себе самому принадлежишь, но Ему. 7. Общение наше со Отцем и Сыном Его. 8. Христиане суть Святого Духа жилище. 9. Христиане — духовные члены Христовы. 10. Христос есть лоза, а они ветви. 11. Христос — пастырь, а они овцы. 12. Христос — жених, а душа христианская — обрученная невеста. 13. Христос для души в мир пришел. 14. Христос меня бескорыстно возлюбил, и я его должен бескорыстно (искренно) любить. 15. Христос естество человеческое с Собою соединил: «Слово стало плотию» (Ин 1:14). Бог стал человеком, Сын Божий Сыном Девы. Велика это тайна. 16. Христос говорит: «Вы друзья Мои», и прочее. Кому? Своим рабам непотребным. О, благость человеколюбия Твоего, Господи! Слава Тебе за все! 17. Многобедное житие в мире, смерть, суд Христов, ад, и царствие небесное. Душа моя, примечай сие и рассуждай.
Размышление 14 (на слова: «Примечай прилежно, читатель. Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21))
«Примечай прилежно, читатель. Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — говорит Господь (Мф.6:21). Из этого следует: 1. Кто чего желает, тот того и ищет. 2. Кто что любит, тот к тому и сердце прилагает, о том и думает, помышляет и из памяти своей не выпускает. 3. Кто к Богу истинно и сердечно обращается, тот от мира и всех созданий отвращается. 4. Кто Бога сердечно и истинно любит, тот от любви мира сего, то есть: чести, славы, богатства, сладострастия и утех отвращается. 5. Кто Бога любит, тот о Нем часто помышляет, рассуждает, Ему угодить старается, Его оскорбить боится, и, все создание позади себя оставив, Его одного, как вечного своего сокровища, ищет, и с Псаломником от сердца говорит Богу: «Что для меня есть на небесах, и без Тебя чего желать мне на земле? Изнемогло сердце мое и плоть моя (без Тебя), Боже сердца моего и часть моя, Боже, вовек» (Пс.72:25-27). То есть: я ни на небесах, ни на земле ничего не желаю, кроме Тебя, Боже! Ты один мое желание, радость, утешение и конец всех стараний и трудов. Тебя одного ищу и, кроме Тебя, ничего, что ни есть на небесах или на земле. В Тебе едином все мое удовольствие и все мое блаженство, и временное и вечное, полагаю. 6. Кто ко греху и миру обращается, тот от Бога отвращается. 7. Кто грешит и любит мир, то есть: честь, славу, богатство и утехи мира сего, тот Бога не любит (1 Ин 4:4-6). 8. Кто к временным вещам обращается, тот о вечности забывает. 9. Кто о вечности часто рассуждает, тот о временных вещах забывает, хотя бы ему и все богатство, и всю силу, и все утехи мира сего кто давал, он все презирает. 10. Нет большего и лучшего средства к тому, чтобы от этого мира отвращаться, как всегдашняя память о вечности, то есть о муке и о блаженстве вечном. 11. Мир и все мирское проходит. Следует вечность, неизменяемая и нескончаемая. 12. Смертью каждый, как вратами, входит в вечность, или блаженную, или мучительную. 13. Временно услаждение, но вечно мучение. 14. Временно страдание, терпение и подвиг, но вечно утешение, радость и царствование. 15. Кто хочет в блаженную вечность войти, тот должен быть всегда таким, каким хочет быть при смерти. 16. Поминай же, человек, всегда вечность, и ничего в мире не пожелаешь, и все противное, что с тобою ни случится, с охотой будешь терпеть. Помяни нас, вечный Боже, и обрати наше сердце к Тебе, и ум наш к вечности. Аминь.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы