Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОВЕТ (КАК В МОНАСТЫРЕ ЖИТЬ)



 

I. Точно знай, что где ни будешь жить, не избежишь искушения сатаны, который то сам через злые помыслы, то через злых людей, своих служителей, искушает, беспокоит, оз­лобляет и гонит приходящих ко Христу и же­лающих усердно Ему служить. И такое бывает, что те, которые прежде были нашими друзья­ми, делаются нам дальними, нашими врага­ми. И самые кровные и единокровные наши, как-то: отец, мать, братья, сестры, и прочие родственники, если живут по законам мира, то будут гнать нас. Читай об этом в Евангелии от Матфея, глава 10, ст. 34-36; от Луки, глава 12, ст. 51-53. Бесчисленные примеры этого бедствия читаем и в церковной истории, и ныне видим премножество. Всякий на себе познает это, и на прочих себе подобных ви­дит. Злой мир ненавидит Христа и гонит Его рабов: «да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим 3:12). Все это искушение надобно побеждать тру­дом, терпением, подвигом и молитвой.

II. Знай точно, что, если обиду будешь от­ражать обидой, а злословие — злословием, то есть злом за зло воздавать, то будешь дьяволу место уступать, ибо он хочет, чтобы мы злом за зло воздавали. И тогда Бог за нас не будет стоять, ибо Бог говорит: «Мне отмщение, Я воз­дам» (Рим 12:19), — поскольку тогда мы сами делаем то, что одному Богу приличествует. А если будем обижающим нас людям уступать, прощать, молчать, да еще молиться за них и добром за их зло воздавать, то дьяволу не бу­дет места. Мы тогда будем не уступать, но против него стоять и противиться ему. Ибо дьявол не хочет, чтобы мы добро делали лю­дям. В этом состоит победа христианская, которая побеждает не плоть и кровь подоб­ных себе людей, но дух злобы. Это есть то, что написал апостол Иаков: «покоритесь Богу; противостаньте дьяволу — и убежит от вас» (Иак.4:7). Бог повелевает нам добро делать, обиды терпеть и не воздавать злом за зло, а дьявол советует противоположное. Когда делаем до­бро и терпим, тогда повинуемся Богу и проти­вимся дьяволу, который учит злу и отводит нас от терпения. И так, терпением побежден­ный, он, как пес, палкой ударяемый, побежит от нас, ибо тогда Бог будет за нас стоять и от нас его будет прогонять. Об этом и Златоуст святой говорит: «Дьявола терпением должно побеждать». Хочешь ли дьяволу не уступать и противиться? Уступай людям, и не противься им и не воздавай злом за зло. Прежде же все­го «побеждай зло добром» (Рим 12:21). Это есть преславная победа, более славная, нежели многие тысячи людей побеждать. На этот по­двиг и победу Христос с неба благосклонно смотрит. О ней Ангелы радуются, ее люди уб­лажают, все Писания похваляют и в роды ро­дов возвещают. О, Иисусе, смерти и ада Победителю, помози нам, бедным и немощным! «Помощник» наш «и Избавитель» наш «Ты, не замедли» (Пс.69:6). Господи, помози нам.

III. Этой славной победе последует слав­нейшее, великолепнейшее и вечное торжество на небесах (см. Откр.7:9 и до конца главы). Тогда все нынешнее бедствие обратится в блаженство, все поношение и укоризна — в славу, вся печаль и скорбь — в радость, все слезы и печаль — в утешение, все труды и по­двиги — в покой вечный. Все беды и напасти тогда забудем и получим блага, которых «не ви­дел глаз, не слышало ухо», и прочее (1Кор 2:9; см. Ис.64:4). «Тогда собранные Господом обра­тятся, и придут в Сион с радостью, и радость вечная будет над главою их; ибо над главою их хвала и веселье, и радость примет их; отбежит болезнь, печаль и воздыхание» (Ис.35:10). «Тогда служащие Господу будут есть, будут пить, бу­дут радоваться, будут веселиться в веселье сердца» (Ис.65:13-14). «Как кого утешает мать, так и Я утешу вас, и в Иерусалиме утешитесь. И узрите, и возрадуется сердце ваше», — гово­рит Господь (Ис.66:13-14). О желанный и исполненный радости день, когда это от руки Отца нашего Небесно­го получим! «Вспомни о нас, Господи, в благово­лении к народу Твоему, посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хва­литься с наследием Твоим» (Пс.105:4-5). Прощай, слава, честь богатство, благо­родство, утеха, роскошь и все сокровище ми­ра сего, оставайся тем, кто любит тебя! Стре­мись, дух мой, к горнему Иерусалиму, к дому Отца Небесного, где «обителей много» (Ин 14:2). Там наша слава, честь богатство, благородст­во, утешение, радость, веселье и торжество истинное и вечное. На горы, душа, воздвиг­немся. Гряди туда, откуда помощь идет (см. Пс.120:1). О, Иисусе, Сыне Бога Живаго, Искупи­тель и Спаситель мой, «отврати очи мои, еже не видети суеты» (Пс.118:37)! Положи это на ум и рассуждай, и возго­рится сердце твое, и забудешь всю печаль.

IV. Не води дружбу ни с кем, пока хорошо не узнаешь, подлинно ли добрый человек, а не лицемер тот, с которым хочешь знаться, чтобы после не раскаиваться и жалеть, но поздно. Ибо многие волки в овечьих шкурах ходят: по плодам их, — говорит Господь, — «узнаете их» (Мф.7:16). Многие тихо, гладко и мягко гово­рят, многие молчат, многие много постятся и много молитв читают и прочее (что само по себе неплохо и похвально), но внутри злы, горьки и гнилы, подобно яблокам, которые снаружи красивы, но внутри гнилы и с черво­точинами. Знай точно, что если внутри благо­честия нет, то и на самом деле нет, а внешнее, видимое благочестие без внутреннего — лице­мерие и обман. Однако же никого не прези­рай, никем не гнушайся, но всех по-христиан­ски люби и почитай, и никого не осуждай, ибо не знаешь, что у человека внутри.

V. К настоятелю имей всякое почтение и послушание. Берегись, чтобы его никак: ни словом, ни делом — не оскорбить. Когда бу­дет журить за что, молчанием и поклоном и признанием вины своей отвечай. Это от тебя чести твоей не отнимет, ибо лучше всегда се­бя признавать виновным, нежели себя оправ­дать. Бог только тех оправдает, которые себя грешниками признают, а тех, которые сами себя оправдывают, со своей правдой оставля­ет. Итак, если будем себя признавать винов­ными и грешными, тогда Бог благодатью Своей оправдает нас во Христе Иисусе. Хотя и бывает, что пред людьми мы невиновны, но пред Богом всегда виновными оказываемся. Итак, лучше себя всегда и везде виновными признавать. Такое смиренное признание де­лает человека Богу и людям любезным.

VI. Если хочешь жить по монастырски, забудь благородство, но думай, что ты один из подлых (простых) людей. (Хотя это и всем христианам нужно, но особенно живущим в монастыре, которых и одеяние, и место должны смирять). Так гордость и пышность уничтожится, и на ее место войдет в твое сердце смирение, Богу и людям благоприят­ная добродетель. Ибо благородство нынеш­него века — один только пустой титул и имя. Ибо все люди по естеству равны, бедные и окаянные, и грешниками являются. Никто в чине не рождается, также и смерть всех рав­ными делает. Нельзя познать, где ныне ваши деды и прадеды, и рабы их по смерти лежат в земле: все в землю одинаково обратимся. А что если в теле благородном душа грешная жила?.. Тогда раб лучше своего господина бу­дет у Того Господина, Который «не взирает на лица человека» (Галл.2:6) и судит по делам, а не по лицам.

VII. Живя в монастыре, надобно трудить­ся, читать полезные книги и молиться. Эти три вещи тебе нужны, но делать это советую попеременно, то есть то читать, то трудиться, то молиться, так чтобы и малейшего времени не прошло в праздности, разве только когда разговор будет о душеполезных вещах, как-то: о царствии Божием, о спасительном во­площении Сына Божия, и о прочем. Тогда разговор этот сам будет побуждать к молитве и благодарению Бога. Так поступая, избе­жишь лености и праздности. Так человек не­заметно в добродетельной жизни с помощью Божией будет преуспевать, чего я как себе, так и тебе желаю.

VIII. На всякого христианина, но особен­но в монастыре уединенного, находит скука, уныние, печаль и тоска. В таком случае долж­но обратиться к рассуждению о вечности, царствии небесном, муке вечной и прочем. Такое рассуждение всякое уныние и суету прогоняет. Также должно молиться, возды­хать и петь песни духовные, и так печаль и скуку победишь. Ибо лучше здесь все времен­ное терпеть, а там вовеки веселиться, нежели здесь временно с миром гулять, и там вовеки мучиться. Рассуждай об этом.

IX. Если унынию и скуке будешь подда­ваться, то еще большее уныние на тебя восста­нет, и со стыдом изгонит тебя из монастыря. А если будешь против него стоять и побеждать предписанным образом, то всегда после побе­ды последует радость, утешение и большая духовная крепость. Всегда у подвизающихся бывает попеременно то печаль, то радость. Как под небом бывает то мрак, то буря, то хо­рошая погода, так и в душе нашей бывает то печаль, то искушение, как буря, то утешение и радость, как ясная приятная погода. И как после непогоды бывает приятное солнце, так после искушения и печали сладкое бывает нам утешение.

Вот тебе, по обещанию моему, написал по силе моей, как в монастыре жить. Впрочем, читай и мое посланное прежде наставление. Это можешь и прочей братии своей сообщить ради пользы. Наконец всякого, кому эти пункты понравятся, прошу молиться обо мне, грешном, который сии пункты написал. А ко­му не нравятся, тот, как хочет, так пусть и ду­мает. Воли человеческой связать и уст затво­рить никто не может. Ваш доброжелатель, Недостойный Тихон епископ.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь