Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Размышление 17 (о том, как и что следует читать)



 

Нет никакой пользы книгу читать и не де­лать того, чему книга учит. Поэтому читаю­щему всякую книгу должно делать нижесле­дующее: 1. Должно читать прежде всего Священ­ное Писание, а затем и другие христианские православные книги. Читать не помногу лис­тов и страниц, ибо много прочитавшему не­возможно все понять и в памяти удержать. 2. Мало прочитывать и много рассуждать о том, что прочитано. Ибо так лучше прочи­танное понимается и в памяти углубляется, и тем ум просвещается, и большее поощрение и желание к следующему чтению возжигается. 3. Смотреть, понятно ли то, о чем читаешь в книге, или непонятно. Если понимаешь, что читаешь, хорошо; а если не понимаешь, про­пусти и дальше читай. Непонятное или из по­следующего прояснится, или, когда будешь в другой раз читать, с помощью Божией, уразу­меешь. 4. От чего книга учит уклоняться, от того старайся уклоняться. Чего учит искать и де­лать, о том старайся, чтобы самим делом ис­полнить. От зла уклоняйся и твори добро. Этому всякая христианская книга учит. 5. Если только ум будешь от книги изощ­рять, а волю не будешь исправлять, то от чте­ния книги еще злее будешь, чем прежде был, поскольку самыми злыми бывают ученые и разумные дураки, нежели простые невежи. 6. Помни, что лучше любить по-христиан­ски, чем разуметь высоко. Лучше красиво жить, чем красиво говорить: «Знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор 8:1). 7. Чему сам с Божией помощью научишь­ся, тому и других при случае с любовью учи, чтобы семя посеянное росло и творило плод достойный небесного царствия, — чего тебе искренно желаю.

ПРИМЕЧАЙ! (О сопротивлении христианина сатане. О картежной игре. О грехах сердца)

 

1.

Сатана нас ко всякому греху старается привести, чтобы так Бога оскорбить и прогне­вить, а нас погубить. Если же кто греху не со­изволяет, но отвращается от него, тот против сатаны стоит и подвизается. Если кто греху соизволяет, тот и сатане повинуется. Если кто во грехах живет, тот во власти его находится.

2.

Когда сатана видит, что человек противит­ся ему, и человека низложить через грех не может, то наносит ему беды или сам, или че­рез злых людей, чтобы хотя бы так человека, противящегося ему, привести в грех через не­терпение, негодование и хуление. И такое ис­кушение от него бывает этому человеку на пользу великую, если он не изнемогает, но стоит твердо в том искушении, то есть, когда он это искушение великодушно и безропотно претерпит.

3.

Чем более человек-христианин подвиза­ется против греха, и противится дьяволу, и прилежит Богопочитанию, тем более дьявол на него вооружается и наносит искушения. Поэтому видим в книгах святых, что великим святым великие искушения и гонения были.

4.

Человек, когда все искушение претерпит, тогда от Подвигоположника - Христа венчает­ся, а искуситель посрамляется, потому что побеждается немощным человеком, который против него как младенец против исполина. Рассуди, не посрамления ли и смеха достоин был бы тот человек, который, будучи хитрым, крепким, искусным в брани, отроком малым был бы побежден и низложен? Воистину, всякий бы над тем смеялся, и побежденному несносный был бы стыд. Такой стыд и срам бывает дьяволу, духу крепкому, лукавому, хит­рому, которого Христос, Победитель его, от­дал в попрание и посрамление рабам своим, самим по себе немощным, но невидимой Его силой укрепленным.

5.

На войне, где люди с людьми сражаются, бывает так, что та сторона побеждает, которая гонит противную сторону. Но на брани хрис­тианской, которая против дьявола ведется, бывает не так. Тут побеждает дьявола тот че­ловек, который людям, обижающим его, усту­пает, прощает, не воздает злом за зло. Еще большая язва врагу бывает, когда человек не только не воздает злом за зло, но и любит вра­гов своих, «благословляет проклинающих его, благотворит ненавидящим его и молится за обижающих его и гонящих» его, по учению Гос­пода (Мф.5:44).

6.

О картежной денежной игре, которая ныне у христиан вошла в обычай и забаву. Оба картежника желают друг у друга выиг­рать денег и чужим добром пользоваться; по­тому оба грешат против десятой заповеди: «не пожелай»; и оба перед Богом — воры. Кто выиг­рывает, тот грешит и против восьмой заповеди: «не кради». И так человек, хотя бы не только имение свое, но и себя самого проиграл, есть вор пред Богом, так как имеет сердце, испол­ненное желанием чужого добра. Ибо Бог по сердцу или внутреннему состоянию судит че­ловека. Так не только тот блудник, убийца, вор, кто делом блудодействует, убивает, вору­ет, но и тот, кто хочет блудодействовать, уби­вать, воровать. Каждый человек сердцем грешит или не грешит: чего на сердце у человека нет, того и в самом деле нет. Грех прежде в сердце у челове­ка начинается, а потом внешне проявляется, когда человек ему соизволяет. И члены теле­сные — орудия сердца человеческого. Так ру­ками похищает, бьет, убивает. Языком клеве­щет, злословит, ругает. Глазами на непристой­ное смотрит, ушами срамное слышит. Чревом объедается и упивается, ногами на худое дело ходит, прочими членами с женою смешается, и прочее. Следовательно, хотя человек через члены греха и не творит, но внутри, в сердце соизволяет греху, — все равно пред Богом гре­шит, ибо Бог на сердце наше смотрит, и видит, что в нем делается, добро или зло, и по серд­цу всякого будет судить. Рука человеческая красть, язык злословить, тело блудодейство­вать не будет, если сердце не захочет. Так разумей и о картежной игре. Если серд­цем не пожелаешь чужого добра, не будешь и играть ради денег. Всякий же картежник — вор пред Богом, и как вор на суде Христовом явится, и с ворами осудится. А сколько при той пакостной игре бывает других беззако­ний, как-то: хитростей, сквернословии, об­манов, ссор, драк, бесчинных смехов, и сколько последует домашним проигравшего­ся печали, негодования, проклинания, плача, и самому проигравшемуся стыда и бесчестия, о том умолчу. Итак, надо христианину сердце свое ис­править, и тогда исправен будет. Сердце же правое то, которое воле Божией следует, то есть: что хочет Бог, хочет и оно, и чего не хо­чет Бог, того и оно не хочет, — чего как себе, так и тебе желаю.

7.

Примечай и то, христианин, что Бог в Пи­сании Своем не к телу нашему обращается, не к рукам говорит: «не убивай», не к рукам говорит: «не кради», и прочее, но к сердцу. Следовательно, хотя телом не грешит человек, руками не уби­вает, не крадет, телом не прелюбодействует, но если в сердце похоть питает блудную, сердцем озлобляется, ненавидит ближнего, сердцем желает чужого, то и блудодействует, убивает, крадет. Сердце же человеческое грешит, хотя бы внешне и не проявлялся грех. Это во мно­гих местах Святого Писания увидишь, если прочитаешь: смотри, например, 1-е послание Иоанна гл. 3, стихи 14 и 15, и Евангелие от Матфея гл. 5, стих 28. В исправлении же и об­новлении сердца человеческого вся сила (христианства) состоит, как выше сказано. Старайся же сердце свое исправить, христиа­нин, к чему много труда и подвига требуется, ибо надо себя побеждать, и для этого помощи Божией с усердием просить.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь