Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗЛИЧНЫЕ СОБРАНИЯ НА ПОЛЬЗУ (ОБЫЧАЙ ОБЫЧАЕМ ПОБЕЖДАЕТСЯ)



 

Если гнев тебе сроден или ты по привыч­ке к нему склонен, то берегись прилежно то­го, что эту страсть возбуждает. Утишь себя на малое время и сосчитай, сколько дней ты не сердился. Ты по своему нраву ежедневно сер­диться привык, а будешь два или три дня ни на что не злобиться, это уже подлинный знак того, что гнев твой убывает. Если увидишь, что гнева с яростью целую неделю у тебя не было, то, сходив в церковь, за эту милость Творца своего усердно поблагодари. Сегодня я ни о чем не печалился и завтра тужить не стану, а что если я недель пять-шесть сряду то же делать начну, не лучше ли мне прежнего будет?

Февраля 9 дня. О Саприкии-священнике и Никифоре-мученике, которые между собою поссорились, и Никифор просил прощения у Саприкия, который и мучим был, и на смерть веден. Но не простил Никифора Саприкий, и перед смертью отвергся Христа, а Никифор вместо него вступил в подвиг и принял муче­нический венец. Так злоба богоненавистна!

В этой книге, которую вы видите, написа­но о людях чистых, трезвенных, истинно гово­ривших, милосердных, смиренных, кротких, нелицемерную любовь имеющих, все против­ное и жестокое понесших, скорби и беды пре­терпевших, наконец, настолько Христа воз­любивших, что Его любви не предпочли ни отца, ни матери, ни жены, ни чад, ни сел, ни богатств, ни чего-либо мирского, еще же и ду­ши свои не пощадили и за Христа предали. 

«Едино поприще текох, Господи, и воинство гнаше по мне, Господи, и не отвергохся Тебе, Господи, спаси дух мой». — Мученицы, ходящие по водам, пели песни (См. Четии Минеи, ап­реля 16).

В житии Марка евангелиста (Апреля 25) изрядное описание христианского жития во время апостольского пребывания, из Евсевия и Никифора историков.

Мученический подвиг духовный.

1. Что есть идол? Это грех совершаемый.

2. Что есть капище? Это грехолюбивое сердце.

3. Что есть идолопоклонник? Это грехолюбивый человек.

4. Что есть идолопоклонство? Это страстолюбие.

5. Что есть подвиг мученический? Это сопротивление греху.

6. Что есть мучитель? Это злой обычай.

7. Что есть слуги мучителя? Это помыслы, к греху приводящие.

8. Что есть многоразличное мучение? Это непрестанная борьба с помыслами.

9. Что есть отвержение Христа? Это соизволение на грех.

10. Что есть жертвоприношение идолу? Это исполнение греха делом. Противящийся им есть без крови мученик.

Признак прилежного покаяния — непамятозлобие. Некоторые предали себя в болез­ни и труды ради прощения: непамятозлобивый же предварил всех (Лествица. с. 135).

Апостоли, яко видеша Воскресение Содетеля, чудяхуся, поюще хвалу Ангельскую.

Господи. Боже мой, приими душу раба Твоего, иже Кровию Твоею омыт, и отверзи ему двери царствия небесного.

Когда Арсений молился и говорил: «Гос­поди, наставь, как спастись?» — был голос свыше, говорящий: «Арсений, бегай людей, и пребывай в молчании, ибо это есть корень безгрешия». (В житии прп. Арсения).

Душевная скверна — тщеславие, честолю­бие, сребролюбие, зависть, братоненавидение, гнев, памятозлобие, осуждение, гордость (В житии прп. Арсения).

«Арсений, зачем ты сюда пришел? Не на покой, но на труды; не на леность, но на по­двиг. Итак, подвизайся, трудись и не ленись. (В житии прп. Арсения).

Говорил святой Арсений сам о себе: «Много раз о слове, которое говорил, я каял­ся, но о молчании — никогда».

Пою Тя: слухом бо Господи, услышах и ужасохся; до мене бо идеши, мене ища заблуждшаго.

Епарх Рустик говорил мученику Иустину: «Итак, ты думаешь, что взойдешь на небеса и примешь некую награду от Бога твоего?» От­вечал мученик: «Не думаю, но точно знаю и без сомнения на это надеюсь» (В житии муче­ника Иустина 2-го, июня 1).

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долго­терпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Галл.5:22-23).

«Бога никто никогда не видел. Если мы лю­бим друг друга, то Бог в нас пребывает, и лю­бовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребы­ваем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (1 Ин 4:12-13).

«Глубоко сердце человека более всего, и он че­ловек, и кто познает его?» (Иер.17:9)

«От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и великое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс.129:5-6).

«Взыщите Господа и укрепитесь, ищите ли­ца Его всегда» (Пс.104:4).

«Господи Боже наш, мир дай нам, ибо Ты все дал нам. Господи Боже наш, стяжи нас, Госпо­ди, кроме Тебя иного не знаем, имя Твое именуем» (Ис.26:12-13).

«Господи, милость Твоя вовек; дел рук Твоих не презирай» (Пс.137:8).

«Скажи о беззакониях твоих прежде, чтобы оправдаться» (Ис.43:26).

«Вышел Семей и злословил, и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида. И все люди, и все сильные были по правду и по левую сторону царя. И так сказал Семей, проклиная его: «Уходи, уходи, убийца и беззаконник. Гос­подь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, поскольку ты воцарился вместо него, и дал Гос­подь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот ты в беде кровавой, ибо ты кровопийца». И сказал Авесса, сын Саруин… —и прочее. И ска­зал царь ко Авессе: «Что мне и вам, сыны Саруины? Оставьте его, и так пусть проклинает, ибо Господь сказал ему проклинать Давида… — и прочее. «Может быть, Господь призрит на уничижение мое»… и прочее (2 Цар.16:5-12).

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

«Хвалите Господа, вси языцы, похвалите Его ecu людие, яко утвердися милость Его на нас, истина Господня пребывает вовек» (Пс.116). Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

«Благослови, душе моя, Господа, и вся внут­ренняя моя имя святое Его» (Пс.102:1). Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

«Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа» (Пс.134:1). Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

«Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его» (Пс.135:1). Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

«Хвали, душе моя, Господа, восхвалю Господа в животе моем» (Пс.145:1). Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

«Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вы­шних» (Пс.148:1). Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

«Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утверждении силы Его» (Пс.150:1). Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

«Благословен еси, Господи Боже отец наших, и препетый, и превозносимый вовеки. И благословено имя славы Твоея святое, и препетое, и превозносимое вовеки. Благословен еси в храме святыя славы Тво­ея, и препетый, и превозносимый вовеки. Благословен еси, Видяй бездны, Седяй на Херувимех, и препетый, и превозносимый вовеки. Благословен еси на престоле славы царствия Твоего, и препетый, и превозносимый вовеки. Благословен еси на тверди небесней и препе­тый, и превозносимый вовеки» (Дан 3:52-56). Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Хвала Господу трех отроков: «Господа пойте дела и превозносите во вся веки. Благословите, вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его вовеки» (Дан.3:57). «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Ангелы поют Божие человеколюбие при рождении Сына Божия (см. Лк 2:14). Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

«Господа пойте дела, и превозносите во вся веки. Благословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Благословите, Ангели Господни, небеса Гос­подня, Господа, пойте и превозносите Его во­веки. Благословите, воды вся, яже превыше небес вся Силы Господни, Господа, пойте и превозно­сите Его вовеки. Благословите, солнце и месяц, звезды небесныя, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Благословите, всяк дождь и роса, вси дуси, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Благословите, огнь и вар, студ и зной, Гос­пода, пойте и превозносите Его вовеки. Благословите, росы и иней, лед и мраз, Гос­пода, пойте и превозносите Его вовеки. Благословите, сланы и снези, нощи и дние, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Благословите, свет и тьма, молние и облацы, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Благословите, земля, горы, и холми, и вся прозябающая на ней, Господа, пойте и превозно­сите Его вовеки. Благословите, источницы, моря и реки, кити и вся движущаяся в водах, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Благословите, вся птицы небесныя, зверие и ecu скоти, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Благословите, сынове человечестии, да бла­гословит Израиль Господа, пойте и превозноси­те Его вовеки. Благословите, священницы, Господни, раби Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Благословите, дуси и души праведных, пре-подобнии и смиреннии сердцем, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Благословите, Анания, Азария и Мисаил, пойте и превозносите Его вовеки» (Дан.3:57-78)

«Благословите апостоли, пророцы и мучени­цы Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще превозносяще во вся веки».

О ГРЕХЕ

 

(Статья эта составляет отрывок из уроков, читанных святите­лем Тихоном, когда он был еще ректором и учителем богосло­вия в тверской семинарии, ученикам семинарии (1759-1761). Эти уроки были потом, уже в Задонске, дополнены и в таком виде вошли в состав обширного сочинения «Об истинном хри­стианстве». Семинарские уроки свт. Тихона представляют та­ким образом интерес первого опыта писательства знаменитого впоследствии церковного учителя, и, в тоже время, знакомят с краткой редакцией столь известного его сочинения «Об истин­ном Христианстве»).

 

Рассуждение о грехе может с Божией помощью от греха отвести.

1. Начало греха. Начальник и изобретатель греха есть дьявол, первый, со злыми своими ангелами, отступник от Бога и Создателя сво­его. Этому бунтовщику и противнику Божию следуют и люди, по образу Божию созданные и так великою честью — образом, говорю, Бо-жиим — Богом почтенные, которые от Бога и Создателя своего, Отца и Промыслителя от­ступают, которые по своему произволению грешат, и так из Божиих чад делаются сынами дьявольскими, и вместо Божиего образа дья­вольским образом, как ужасным неким стра­шилищем, знаменуются в душе. От этого дья­вольского злого семени рождаются и вне яв­ляются богомерзкие плоды. Ибо как образ Божий носящие истинные христиане Богу, Отцу своему, от Которого водой и Духом ро­дились (см. Ин 3:5), сообразуются любовью, терпением, милосердием, правдой и прочими добродетелями, так имеющие в себе образ са­танинский, сатане уподобляются злыми дела­ми: ненавистью, злобой, завистью, лукавст­вом и прочим. Мерзок пред Богом начальник греха и предводитель, мерзки и последовате­ли его, бедные и окаянные люди.

2. Что есть грех? Внимай и рассуждай, возлюбленный христианин, что есть грех, ко­торый человеку, разумному Божию созданию, сладким кажется. Это отступление от Бога Живого и животворящего. Это измена, кото­рой нарушаем присягу, при Крещении Богу данную. Это разорение святого, праведного и вечного Божия закона. Это сопротивление святой и благой воле Благого Бога. Это огор­чение вечной и бесконечной Божией правды. Это оскорбление великого, бесконечного, не­описанного, страшного, святого, благого и вечного Бога, Отца и Сына и Святого Духа, пред Которым блаженные духи, Ангелы свя­тые весьма благоговеют. Это душевная прока­за, которая смрад свой издает и других зара­жает, и никем очищена быть не может, кроме Иисуса Христа, Врача душ и телес. Грех «злее самого демона», по свидетельству свт. Иоанна Златоуста (Беседа 41 на Деяния апостольские), потому что грех сделал демоном и демона, который Создателем своим добрым Ангелом создан был. О, если бы тебе, грехолюбивый грешник, можно было бы увидеть грех, который со сла­достью совершаешь, увидел бы ты ужасное страшилище, которое и самого демона гнус­нее, и непременно бы сам от себя хотел убе­жать и скрыться, так как внутри себя такую мерзость носишь! Не видна тебе ныне его мерзость, так как она внутри тебя, в сердце твоем кроется, но откроется тебе тогда, когда на позор миру всему явится и то, что ныне в сердце сокрыто было, тогда внешне проявит­ся. Когда телом и душой, как эфиоп страш­ный, перед неумолимым Судом Божиим явишься, и пожелаешь скрыться и обратиться в ничто, но не сможешь, так как всегда мер­зость эта с тобой будет и совесть твою, как червь, без конца будет уязвлять. Воображай ныне эту мерзость и берегись греха, а если каким грехом пленен, постарайся силой по­страдавшего Христа от него избавиться, пока время не ушло.

З. Мерзкое рабство греху. Видишь, воз­любленный христианин, мерзость греха? Но к этой мерзости бедный грешник сердцем прилепляется, любит ее и служит ей, когда совершает грех, ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха», по истинному свидетельству Сына Божиего (Ин 8:34). Святой Иоанн Зла­тоуст, изображая гнусность греха и мерзкое рабство ему, уподобляет его жене зверообраз­ной, варварской, огнем дышащей, некраси­вой, черной (Беседа 9 на первое Послание к коринфянам). Этому мерзкому чудищу разумное Божие создание «и образом Его Божественным по­чтенное», человек, раболепствует, повинуется, служит, поклоняется и прилепляется, и по­ступает так, как тот, который, будучи сыном царя и одетым в царскую порфиру, презрев высокую царскую честь, достоинство и титул, и свергнув свое разноцветное одеяние, и об­лекшись в мерзкое рубище, и оставив краси­вую и в многоценные украшения одетую жену свою, прилепляется к мерзкой и зверообраз­ной блуднице, любит ее и угождает ей. Так несмысленно поступает грешник, который в святом Крещении благодатью был сотворен сыном Небесного Царя и одет в чистейшую порфиру правды Христовой, но, не рассудив высокой сей чести и свергнув с себя эту пре­красную порфиру, облекается в смрадное гре­ховное рубище, и оставив добродетель, как прекрасную девицу, прилепляется к грехов­ной похоти, как к гнусной и всякими порока­ми замаранной женщине, или более — оста­вив Христа, Сына Божия, «Прекраснейшего красотою более сынов человеческих» (Пс.44:3), Которому верою обручен был, отдается в тяж­кое и мерзкое рабство дьяволу, и из сына Бо­жия сыном велиаровым делается. Плачевное позорище и ужасная слепота! Человек, в такое высокое достоинство по­ставленный, Великим и Бесконечным Богом по особливейшему Совету созданный, обра­зом Его почтенный, ценой бесценной Крови Христовой, будучи падшим, искупленным, к такому великому блаженству позванный, столь благородное создание — человек, ради которого весь прекрасный мир этот создан, согражданин Ангелам, сын Божий, наслед­ник будущей славы, член Христов, жилище Духа Святого, — в такую низость самовольно нисходит, что рабом греха и мучителя мерз­кого — дьявола — делается и все свое блажен­ство губит!? Дивились бы люди безумию и неистовству сына царя, если бы увидели его самовольно пришедшим в вышесказанную гнусность и неистовство. Дивятся святые Ан­гелы и соборы святых, видя человека, хрис­тианина, с такой высоты в такую низость са­мопроизвольно нисходящего, и от дорогой свободы, которую Христос так дорого купил, в такое тяжкое и мерзкое рабство, от которого Он Кровью Своею его искупил, вдавшегося! О, если бы у бедного грешника открылись сердечные очи и увидел бы он пленение свое, в котором находится, и тяжкое и мерзкое свое рабство, которым не человеку, созданию Божию, а греху — злу, виновнику всех зол, — и че­рез грех — дьяволу неистово служит, то считал бы себя блаженнее тех, которые в заточении и в темницах цепями окованы и находятся в пленении, посмеянии и озлоблении у варва­ров! Ибо это рабство и пленение — телесное и временное. То же — душевное и вечное, если не избавится от него благодатью Искупителя мира, Христа. Ибо душевное и вечное бедст­вие несравненно большее, чем телесное и временное, так как временное имеет конец — смерть, — вечное же смертью не прекращает­ся, а только начинается и вовеки бесконеч­ные не кончается. Поверь, возлюбленный христианин, что грешник, узнав о бедственном этом своем рабстве, непрестанно бы воздыхал и плакал, и старался бы всяким образом от нее освобо­диться, и лучше желал бы во всяком телесном бедствии находиться, нежели душевное тер­петь. Тогда бы он подлинно узнал, что такое грех и его мерзкое рабство. От этого рабства ничем иным, как толь­ко покаянием истинным и верою во Христа Иисуса избавляемся, по неложному Его сви­детельству: «Если Сын освободит вас, то истин­но свободны будете» (Ин 8:36). Воздыхай же к сему Избавителю, грешник, пока «время благоприятно и день спасения» (2 Кор.6:2), чтобы вечно без пользы не воздыхать.

4. Грех совесть мучает. За грех, совесть, как червь неусыпно мучает душу грешника, пока он истинным покаянием не очистится. (См. выше).

5. Грех стыд и срам пред людьми делает. Грех стыд и срам пред людьми делает. Поэто­му блудники ищут скрытых мест для совер­шения беззаконного дела; воры и разбойники тайно и по ночам совершают свои беззакон­ные дела; пьяницы ночью и втайне упивают­ся, а те, которые явно это делают, уже и стыд человеческий потеряли. Сребролюбцы, злоб­ные, лукавцы и хитрецы всячески стараются скрыть свои страсти, также поступают и про­чие грешники. Никто явно не хочет грешить, только бесстыдный. Потому говорит Христос: «всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, по­тому что они злы» (Ин 3:20). Это причина, по­чему явным грешником всякий гнушается.

6. Грех беды всякие наводит. От греха на свете всякие беды бывают. Если бы не было греха, никаких бы бед не было. (См. выше).

7. Грех смерть рождает. Грех временную и вечную смерть соделал, «ибо возмездие за грех — смерть», — по свидетельству апостола (Рим 6:23). Сколь велика его (греха) горесть, позна­ют умирающие, когда предстоит им подвиг против отчаяния и страха Божиего суда, когда болеют, тоскуют и мучаются, совестью снедае­мые, а особенно умирающие вечной смертью, где пресечется всякая надежда на избавление от этого бедствия. Ныне люди от смерти убега­ют, но тогда желали бы умереть, но не смогут. И это есть вечная смерть: пожелают грешники умереть или в ничто обратиться от нестерпи­мого мучения гееннского, но не смогут.

8. Грех казнь умножает. Чем более грешит человек, тем более собирает себе гнева Божия, как апостол говорит: «по жестокости твоей и непокаянному сердцу собираешь себе гнев на день гнева и откровения праведного суда Божия» (Рим 2:5). (Смотри главу о грехе и гла­ву о страсти и слепоте в первой книге).

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь