Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Краткое изложение переписки.



 

       До нас сохранилась переписка Сенеки с ап. Павлом, состоящая из 14-ти писем. Еще в средние века она пользовалась уважением, ибо никто не сомневался в ее подлинности. Однако современные ученые никоим образом не допускают ее аутентичность. Даже те исследователи, которые убеждены в знакомстве Павла и Сенеки, подчеркивают, что если настоящая переписка и существовала когда то, то до нас она не дошла, ведь должны были бы быть какие-то серьезные побуждения к возникновению подложной.

Проф. Лебедев утверждает[64], что даже неглубокий анализ переписки говорит о том, что она неподлинна. И по содержанию и по форме она чрезвычайно бедна и наивна, а грамматика и лексика по сравнению с настоящими письмами Сенеки совершенно варварские. Однако Пол Берри, современный исследователь, в своей книге «Paul Berry - Correspondence Between Paul and Seneca» выпущенной в 1999 году исходит в своем анализе переписки из того, что объект исследования является подлинным, и до нас сохранились полные его дубликаты.

Проф. Лебедев приводит краткий анализ переписки (параллельно я буду вставлять некоторые важные комментарии Пола Берри и Альфонса Фюрста, составленные ими в своих работах к каждому из писем).

Письмо первое

В нем Сенека извещает Павла о том, что читал со своим другом Луцилием и некоторыми учениками Павла некоторые послания Павла, находясь в Саллюстиевых садах (Рим) и сам он был очень сильно утвержден в правилах морали.

Алфонс Фюрст пишет, что локализация места чтения посланий в Саллюстиевых садах для автора апокрифа было подражанием античной литературной традиции, где беседы обычно описывают в садах или на похожих ландшафтах.[65]

Письмо второе

Павел отвечает Сенеке, что очень доволен, что заслужил похвалу от такого человека, как Сенека и просит прощения, что задержал отправление ответного письма, объясняя это тем, что не мог найти надежного посланника.

Письмо третье

Сенека пишет Павлу, что намеревается прочесть императору одно из своих сочинений и просит Павла присутствовать при этом. Если же это не удастся, то Сенека хочет прочесть его наедине с Павлом.

Пол Берри в комментарии к этому письму задается несколькими вопросами, однако по данной теме интересен только один, а именно: каково время датирования Венского пергамента, так как эта копия была сделана переписчиками Средневековья. Отвечая на этот вопрос, Пол Берри отмечает, что палеографы датировали копию Венского пергамента 9-м веком. Далее следует его анализ слова carissime (самый дорогой), в оригинальном тексте написанного как karissime. Данный исследователь считает, хоть это и кажется на первый взгляд ошибкой переписчика, однако такой вариант написания этого слова встречается часто в 9 и даже в 8 веках. [66] [67]

 

Письмо четвертое

Павел отвечает Сенеке комплиментами, говорит, что хотел бы, чтобы Сенека был всегда с ним, но ничего не говорит по поводу предложения философа присутствовать при чтении.

По поводу этого письма Пол Берри говорит, что Павел не нашел в Сенеке христианина, но нашел римлянина, который родился в этой культуре и отверг множество богов хранимых в Пантеоне. Павел столкнулся с философским умом, готовым слушать христианское слово. В доказательство некоего этого родства мыслей Пол Берри цитирует письмо Сенеки к Луцилию: «прежние твои моления предоставь воле богов, а сам моли их заново и о другом: о ясности разума и здоровье душевном, а потом только - телесном. Почему бы тебе не молить об этом почаще? Смело проси бога.»[68] и послание ап. Павла «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе»[69].

 

Письма V и VI довольно таинственны и малопонятны.

Письмо пятое

Сенека говорит о каком-то удалении апостола, спрашивает о причине этого, а так же высказывает предположение, что возможно этому причиной недовольство императрицы за то, что Павел не только сам отклонился от древней религии, но и склоняет к этому других. Так же Сенека пишет, что Павел сможет найти способ объяснить ей, что он это делает по разуму, а не по легкомыслию. (По связи речи в корреспонденции Сенеки с ап. Павлом можно догадываться, что в этом письме дело идет о том, что ап. Павел отклонил от себя предложение Сенеки читать вместе с ним какое-то сочинение Сенеки перед императором - разумеется, с миссионерской целью - из нежелания сделать неугодное императрице, о которой будет сказано ниже.)

 

Письмо шестое

Павел, отвечая Сенеке, не хочет входить в какие-либо объяснения, он говорит, что такие вещи не следует вверять чернилам. Затем говорит о необходимости почтительности ко всем и о том, что нужно побеждать терпением.

Здесь появляется упоминание друга Сенеки Луцилия.

 

Письмо седьмое

Сенека сообщает Павлу, что читал его послания к Галатам, Коринфянам и Ахеянам самому императору, и тот выразил удивление, что такие исполненные мудрости слова мог написать человек без образования. В ответ на замечание императора Сенека заметил, что богам угодно открывать высокие мысли устами простецов, и в доказательство привел некоторого Вациния.

Пол Берри говорит, что видимо вышеупомянутые послания Павла к разным городам были в ходу в Риме.[70] Письмо к Ахеянам, по его мнению, не писалось никогда, но это вероятно так названо 2-е послание к Коринфянам, в которое начинается приветствием: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии»[71]

Как будто в ответ на приветствие Павла Сенеке и Луцилию, сам философ отвечает приветствием Павла и Феофила. Ничего не известно об отношениях между ап. Павлом и Феофилом. Анонимный автор, возможно, путает Феофила, адресата Евангелия от Луки и Тимофея, соработника ап. Павла.[72]

Письмо восьмое

Павел недоволен действиями Сенеки[73]. Он считает, что такому человеку как император не стоит проповедовать христианство, ведь оно совсем другое, чем его воспитание и традиции. Он советует Сенеке больше так не поступать, тем более что из-за этого может расстроиться императрица, хотя не как царица, но как женщина.

Письмо девятое

Сенека извиняется перед Павлом и посылает ему книгу «de verborum copia» для того чтобы Павел научился писать правильной латынью (на этот недостаток Сенека часто указывает Павлу в переписке) [74].

Письма Х и XI, по мнению проф. Лебедева, довольно смешные по содержанию:

Письмо десятое

Павел извиняется перед Сенекой, что он пишет свое имя впереди имени Сенеки (Paulus Senecae), хотя тот как сенатор имеет право писаться вначале имени Павлова. При этом Павел замечает, что такой поступок идет врозь с правилами христианства, где для всех человек должен быть всем, как сам Павел неоднократно говорил.

Пол Берри замечает, что Павел ошибочно называет Сенеку сенатором, каким тот не являлся с 58г по Р.Х.. В следующем письме Сенека нарочно укажет действующих в тот момент сенаторов. Это означает, что в момент написания этого письма Павел находился довольно далеко от «юридической инфраструктуры» Рима.[75]

 

Письмо одиннадцатое

Сенека утешает Павла и говорит много лестного для него. Он выказывает радость, что его имя тесно связанно с именем Павла и говорит, что для него честь быть в такой тесной связи с таким избранным и великим человеком как Павел. При этом он напоминает, что Павел сам римский гражданин, и, следовательно, недалеко от него, Сенеки отстоит.

Письмо двенадцатое

Следующее письмо так же написано Сенекой. Его автор касается темы пожара в Риме, произошедшего при Нероне в 64 году. Сенека в нем высказывает сожаление, что пожар послужил поводом для гонения на христиан и увещевает христиан стойко переносить это бедствие. Он пишет, что известно кто истинный виновник пожара, намекает на Нерона и говорит, что этот тиран скоро сойдет в ад. Сенека пишет, что пожар продолжался 6 дней, 132 дома и 4 insulae сгорели дотла.

Здесь Пол Берри замечает, что в этом письме кроется одна из немногих ошибок. Дата надписана как «пятый день апрельских календ», однако на самом деле это был август. Он приписывает это ошибке переписчика, особенно если счесть во внимание, что оба месяца начинаются с буквы «А», а в начале нашей эры латинская скоропись только зарождалась. [76]

Письмо тринадцатое

Сенека учит Павла, как лучше писать свои сочинения, советует обращать больше внимания на внешнюю форму своих сочинений и писать их более изящной латынью. Кроме того он говорит, что однако же внутреннее содержание писем важнее их формы.

Здесь можно увидеть параллель с «Нравственными письмами к Луцилию», где Сенека пишет, что содержание важнее стиля – quam quid scribas, non quemadmodum[77].

Письмо четырнадцатое

Написано от лица Павла, представляет собой прощальное письмо. Павел внушает Сенеке, чтобы он уже, будучи христианином, позаботился о возвещении Слова Божьего, в том числе и самому императору и его семейству.

Альфонс Фюрст восклицает, что в этом последнем письме мы можем увидеть, что анонимный апокрифист устами ап. Павла практически причисляет Сенеку к христианам! [78] Однако как же этот «христианин» согласился на самоубийство, и перед смертью сказал «Это — возлияние Юпитеру Освободителю![79]»?[80]

Стоит отметить, что в переводах Пола Берри, 13 и 12 письма стоят в другом порядке, нежели в переводе А.П. Лебедева. С другой стороны в исследовании Альфонса Фюрста указаны двойные номера некоторых писем, так как исследователи сомневаются в их порядке. Им же был составлен предполагаемый порядок последних писем в хронологическом ключе. (таблицу см. выше)

 

         В бакалаврской работе за основу взят русский перевод и расположение писем из работы А.П. Лебедева.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь