Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Краткое изложение послания. В связи с тем, что это послание является ответом на апокрифическое послание Коринфян к



 

В связи с тем, что это послание является ответом на апокрифическое послание Коринфян к Павлу, в приложении к данной работе будут приведены оба текста. Греческий текст существует практически полностью, латинский местами утрачен. Комментарии приведены с использованием комментариев Ефрема Сирина (признававшего их подлинность).

Послание коринфян Павлу повествует о неких лжеучителях:

1 Стефан и еще несколько пресвитеров приветствуют ап. Павла. Возможно имеется ввиду тот Стефан , который упомянут в 1Кор 16:17. Имена остальных пресвитеров неизвестны в канонических писаниях

2-4 Сразу переходя к делу, они сообщают что в Коринфе объявились некие лжеучителя Симон и Клеобий, которые совратили многих. И просят ап. Павла в этом деле разобраться, потому что никогда до этого они не слышали такого учения от апостола. Св. Ефрем Сирин в основном пишет свои комментарии[150] в своеобразной манере в виде дописок к основному тексту. «Но совратили они их не словами истины, а посредством речей растленных, каковыя речи ты сам должен (теперь) узнать.»

5-6 Однако пресвитеры держатся крепко того учения, которое принёс им истинный апостол. И так как Павел ещё жив, они хотят заново это учение услышать.

8 Упоминается имя некоторого Феона и о явлении ему Господа. комм. Ефр.Сир.: Может быть Ефеона было имя судьи, заключившего его в оковы и посадившего в тюрьму в городе Филиппах. 

9-15 далее идёт тезисное изложение учения лжепророков: не должно почитать пророков, Бог не всесилен, воскресения плоти нет, человек – не творение Божие, Господь не являлся в мир и соответственно не был рождён Марией девой и что наш мир не является Божьим, но это мир ангелов. Комментарии Ефрема Сирина говорят о том, что описанное выше учение очень похоже на учение бардесанитов, представителей Сиро-халдейского гностицизма. [151]

В заключение умоляют адресата поскорее прийти к ним и разоблачить еретиков. После таких усердных воззваний о помощи, «апостол Павел» в исполнении безымянного малоазийского клирика немедленно написал ответ коринфской пастве. Однако лучше всего реакцию апокрифического «Павла» передаст отрывок из «Деяний Павла и Феклы», в которые включена и переписка ап. Павла с Коринфянами : «2. Когда же он получил послание, то забыл узы и воскорбел ради слов, кои услышал.

3-4. И сказал с плачем: сколь лучше было бы мне, если бы я умер и с Господом был в надежде и мире, нежели чтобы после того, как я претерпел узы от людей, снова преуспевали жрецы сатаны для смущения и соблазна людей, коих я обращаю.

5. И таким образом Павел, при многих страданиях, кои терпел он от преследователей и совратителей, дал ответ на послание Коринфян, проливая слезы и говоря так»

Ответ «ап. Павла» раскрывающий истинное учение христианства и обличающий еретиков:

1-3 Начало послания апокрифист сделал практически калькой с канонического: «Павел, узник Иисуса Христа, братьям в Коринфе – радоваться!)». Далее он пишет о том, что неудивительно, раз он (ап. Павел) в заточении, то ереси начинают набирать вес. Потому и придёт вскоре Господь, так как Его учение извращают.

4-5 Сам же апостол учил до этого Церковь Коринфа всему, что услышал от апостолов которые были прежде него с Иисусом Христом. Учил он паству тому, что Христос был рождён Девой от семени Давидова, когда ниспослан был от Бога Духом святым, для того чтобы мог он Плотью всякую плоть искупить. В латинском варианте указано, что Дух святой через архангела Гавриила снизошёл.

7-10 И так как человек был Богом Отцом сотворён, то будучи пропавшим, был найден, чтобы воскреснуть через усыновление. Для этого народу израильскому сначала посылались пророки, которые Духом Святым возвещали кристальную истину веры заблуждающемуся временами народу.

11-16 Но так как возжелал дьявол сам быть богом, то увещевал народ убивать пророков. Но Бог не отвергает своё творение, и посылает в огне Он Духа в Марию, веровавшую всем сердцем своим. Чтобы через плоть, которой получил власть, дьявол был побеждён и понял, что не бог он вовсе. И потому собственным Телом Иисус Христос спас всякую плоть и привёл через веру (!) в жизнь вечную. Уточнение о спасении через веру соотносится с позицией апостола Павла, однако, подобных слов у канонического апостола не имеется. Латинский и греческий тексты в данном отрывке попеременно прерываются, однако, с помощью двух текстов можно восстановить мысль.

19-20 Исходя из сравнения учения еретиков и вышеизложенного краткого конспективного изложения учения Христа псевдоПавлом, он называет их сынами зла исповедующими проклятую веру змия, так как говорят, что земля и небо не были сотворены Богом. В каноническом тексте так же нет подобных высказываний («проклятая вера змия» и т.п.), однако, по формальному, а не смысловому признаку.

21-23 «Павел» говорит, чтоб христиане Коринфа бежали от этих еретиков. Опять греческий текст пропадает на 2 стиха.

24 – А те, кто говорил, что воскресения нет, по мнению псевдоПавла не ошибаются, так как для них воскресения и не будет, потому, что они не верят в воскресение Христа.

26 – Далее ПсевдоПавел с некоторым намёком на притчу о Сеятеле говорит о воскресении из мёртвых на примере брошенного и возросшего зерна, к тому же дающего больший урожай. Для сравнения текст из первого послания к Коринфянам: «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело»[152]

29-31 Так же автор апокрифа приводит другой пример о воскресении – историю о Ионе в чреве кита. Так же как у Ионы не пострадал ни один волос с головы, так и Господь нас воскресит, как воскрес Он сам.

32- и как ожил труп, который бросили на кости пророка Елисея, тем более и они воскреснут, так как брошены на кости и дух Христа. И, так же как и пророк Илья воскресил сына вдовы, тем более сможет это сделать Бог. Греческий текст стиха отсутствует.

34 - Если же коринфяне принимают какое-либо другое учение, то пусть не тяготят апостола Павла. Потому что оковы и язвы на теле Павла для того именно, чтобы он смог достигнуть воскресения. И кто живёт по заповедям, которые даны в Евангелии и от пророков, тот получит награду после смерти и жизнь вечную после воскресения.

37-40 те же, кто отступает от этих заповедей, пусть горят в огне, потому что они безбожники и порождения ехидны. От них необходимо отвергнуться силой Божией. Заканчивается послание пожеланием мира, любви и милости.

Вывод:

 

Послание третье к Коринфянам имеет в себе догматическое учение, изложенное достаточно последовательно и схематично. Подобную форму изложения легко себе представить, если представить его автора полемизирующим с гностиками. Однако это делает удар по стилю автора, и становится нетрудно заподозрить апокрифиста в неаутентичности уже исходя из формы изложения. Представить подобную полемику как форму изложения в канонических посланиях апостола Павла невозможно. Однако, несмотря на то, что форма послания разнится с канонической, как по типу изложения, так и по лексике, содержание его учения полностью совпадает с тем, чему учил апостол. Затронуты те же темы, что затрагивал и Павел в своих посланиях. Это подтверждает то, что автор послания был православным христианином, и его целью не было желание извратить учение Церкви или опорочить апостола. Апокрифист чётко ответил на все неправильные пункты учения еретиков, используя послания апостола, которые он знал достаточно хорошо (не удивительно, что в одной из поместных церквей это писание стало на один ряд с каноническими). Однако стремление придать своему сочинению больший авторитет, чем у него имелся по праву, принесло его писанию печальную славу апокрифа, а самому автору – отлучение от Церкви.

 

Глава 2


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь