Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лев Иосифович Петражицкий (1867 – 1931).
Лекции, Чагин. Особе место в русском неокантианстве. 1. Последовательный упор на психологизацию норм и всего социального целого 2. Близость к позитивизму Учился в Киевском, Берлинском университетах, преподавал право в Петербургском университете, был один из руководителей кадетской партии, депутат первой Государственной Думы. После Октябрьской революции эмигрировал в Польшу. Возглавлял кафедру социологию Варшавского университета. Основные работы: «Очерки философии права» (1900), «Введение в изучение права и нравственности» (1905), «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1909-1910). Социология – наука о человеческом участи в процессах социальной жизни. Это особого рода психическая деятельность индивидуального характера. Две проблемы: 1. Методологическая критика образования общих гуманитарных понятий. Все основные социологические понятия метафоричны, многозначны, образованы ненаучного, источники понятий – обыденное сознание и жаргоны. Вывод: построение таких понятий, которые будут являются элементами в системе знания с четко очерченной спецификой объектов. Необходимо систематизировать обобщения, создавать семантическое единство между исходными понятиями. Выделял «хромые теории» - редукционизм, «прыгающие теории» (распространяют выводы далеко за границы класса объектов, в отношение которого они правильны). 2. Перестройка существующих психологических теорий. Центральное понятие социологии – социальное поведение и его мотивы (импульсы, эмоции). Предмет социологии – понимание социального действия. Главный метод – интроспекция. Необходима новая эмоциональная психология (теория мотивов поведения). Традиционная психология рассматривает разум, чувства и волю, но мотивы человеческого поведения – эмоции. Социологию интересуют групповое поведение, народная психика, => посредник между народной психикой и конкретным поведением – социальные нормы «(нормы – законы»). Любая социальная система – преходящая ступень социального поведения и воспитания – по мере выполнения своих функций она заменяется новой. Прогресс – рост разумности норм и учреждений, рост гуманности средств реализации норм и ускорения социального действия. Цель практической социальной науки = сознательно вести человеческого в направлении к общему благу. Лекции Агапова. Социология русского неокантианства. Неокантианство – философское направление, сложившееся в 70-80-е г. в Германии. Основные представители – Виндельбандт, Риккерт. Это философское направление занималось теорией познания (гносеологией), главным образом, интересовалось социально-гуманитарным познанием. Основная работа – работа Риккерта «Науки о природе и науки о духе» - возможно ли 100% познание в социально-гуманитарных науках. Существуют науки о природе и науки о духе – гуманитарные. У них разные методологии, так как субъект социального познания одновременно является и частью социального объекта. Соответственно, ценности, нормы данного общества играют важное значение в процессе социального познания. Один из базовых научных принципов неокантианства – «соотнесение с ценностью». Мы должны учитывать определенные ценности исследователя. Исследовать не может быть отделен от предубеждений, норм, ценностей и т.д. Неокантианская философия – это идеалистичная философия, это идеализм. Основной лозунг неокантианства – «Назад к Канту». По канту, есть понятие «трансцендентность» - абсолютное сознание. Неокантианство возникает именно в конце 19 века, так как позитивистская социология переживает в это время кризис, теории одного фактора больше не устраивают ученых. Характеристики неокантианства:
Их сложно считать классическими социологами, они скорее социальные философы. Лаппо – Данилевский (1863 – 1919). Основные работы: «основные принципы обществоведения», «Историческая методология», «Систематика социальных явлений разных порядков», «Методология истории» - главная работа. Основные идеи: социология – классическая наука, наука о духе. Социология – особая абстрактная, обобщающая наука, построение которой не может опираться на понятие механики, физики, энергетики. Социология не может оперировать понятиями из естественных наук. В своих работах Лаппо-Данилевский активно критикует позитивизм и О. Конта («Основные принципы социологической доктрины О.Конта). это первая достойная критика О. Конта. Лаппо-Данилевский говорит о гносеологической шаткости построений Конта: с одной стороны, Конт говорит о материализме, а с другой стороны – она частично стоит на позициях идеалистической философии. => Выдвигает идею социального прогресса, где пытается обозначить идеальные цели исторического существования. По Лаппо-Данилевскому, Конт недостаточно четко поработал над своим понятийно-категориальным аппаратом. У Конта встречаются понятия среда, консенсус, социальное взаимодействие, которые имеют у него двусмысленное определение. В концепции не должно быть противоречий, должна быть согласованность. Понятия должны трактоваться однозначно. Позитивизм, с точки зрения Лаппо-Данилевского, - нелогичное, ненаучное направление. Любая позитивистская конструкция не может выстроить нормальную гипотезу (главный недостаток) – хватается за какой-либо фактор из естественно- научной среды и подстраивается под него. Неокантианство в принципе большое значение уделяло понятию а науке, оно должно иметь одно основание. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы