Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Неокантианская школа в русской социологии: Б.А, Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий.



Неокантианство – философское направление, сложившееся в 60-70 гг. 19 века в Германии. Пытались осмыслить основные проблемы философии на основе обновленной интерпретации учении И. Канта (лозунг «Назад к Канту» был сформулирован Отто Либманном).

Две основные школы:

1. Марбургская (Герман Коген, Пауль Наторп и Эрнст Кассирер) - изучали процесс социально-гуманитарного познания (гносеология), философия должна отбросить все чувства и ориентироваться лишь на мышление. Познание – логический процесс (образец науки – материматика и физика)

2. Баденская (Фрейбургская, юго-западная) – Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт – вопрос о соотношении исторических (науки о духе)и естественных (науки о природе) наук. Две разные методологии, два типа мышления: у естествознания (номотетический подход (законополагающий) – Виндельбанд, генерализующий (обобщающий – Риккерт) и истории (идеографический (описывает особенное) – Виндельбанд, индивидуализирующий – Риккерт). Естествознание имеет дело с понятиями, история - с деятельностью (в этом ее преимущество).

Принцип соотнесения с ценностью – в познании главное – нормы, категории должного.

Неокантианство (идеалистично, субъективно_ появляется в ответ на кризис позитивизма, натурализма и т.д.)

Россия: неокантианство появляется в конце 19 века – протест против изучения общества с помощью естественнонаучных методов, против сближения социологии и естествознания – идея специфичности гуманитарных наук о духе, о должном, имеет дело с реальностью особого рода – с культурой (сфера ценностей). Главное – понимание субъективного смысла социальных процессов, сочетание детерминизма и телеологии. Многие русские неокантианцы прошли через влияние марксизма (критиковали его), объединились вокруг идеи баденской школы.

Три группы:

1. Социальная гносеология (А.С. Лаппо-Данилевский (1863 – 1919), Б.А. Кистяковский);

2. Субъективно-нормативная концепция (философский иррационализм – П.И. Новгородцев, Вениамин Михайлович Хвостов);

3. Психологически - эмоциональный вариант неокантианства (Л.И.Петражицкий).

Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) – изучал философию и общественные науки попеременно в Киевском, Харьковском и других университетах. Вел активную политическую деятельность (исключали из университетов, аресты). Уделял большое внимание украинском вопросу, увлекался марксизмом (потом перешел к идеализму), учился в Берлинском и Страсбургском университетах. Слушал лекции Виндельбанда, Зиммеля, сотрудничал с Вебером). Рецензировал журнал «Юридический вестник», участвовал в создании Украинской академии наук.

Основные работы: «Общество и личность» (1899), «В защиту права» (Интеллигенция и правосознание - 1909). «Социальные науки право. Очерки по методологии социальной науки и общей теории права» (1916).

Голосенко, Козловский.

Предмет социологии: общество – совокупность индивидов, связанных между собой психологическим взаимодействием. Социология должна исследовать те явления, которые возникают лишь в результате этого взаимодействия. Формируется «коллективный дух» (общность чувств, желаний, побуждений и мыслей). Социология призвана изучать закономерности долженствования социальных явлений (главное понятие – норма). То, что создает каркас общества, определяет направление изменения всей общественной жизни. В социуме – противоречивый дуализм (одна часть явлений подчинена закону причинности, другая – закону цели – телеологии, без цели общество невозможно. Сюда относится нормативная часть общества (высший тип социальной связи).

Методологические проблемы социальных наук: позитивистская социология в кризисе:

1.  У социальной реальности особая специфика, позитивизм ее игнорирует (главное – человек, мир должного, он – творец культуры).

2. Перенос терминов и понятий из естествознания – тривиальность из обыденного сознания

3. Прагматизм (теряет научная ценность знания)

Основные социальные институты: право и государство. Право необходимо изучать как социальное явление (которое живет в народе, а не установлено в параграфах кодексов). Четыре аспекта права: социальный, психологический, государственно-организационные, нормативный (главное – цели права – свобода, справедливости). В основе права – мир должного, который формирует ценности людей.

Государство: его суть - в духовной природе. Важна идея власти - ее легитимности. Необходимо правовое государство (власть в нем ограничена народным представительством).

Статья «В защиту права…» в России правовой нигилизм, неуважение права (особенно в рядах интеллигенции), правовая неграмотность, отсутствует правовой порядок в повседневной жизни (право – лишь формальность). Это надо менять.

Павел Иванович Новгородцев (1866 – 1924) – был профессором Московского университета, основателем и деканом русского юридического факультета в Праге.

Основные работы: «Введение в философию права. Кризис современного естествознания» (1909), «Об общественном идеале» (1917).

Критика позитивизма:

Социальная наука не может дать объективный анализ социальных явлений. Она должна систематизировать абстрактные гносеологические типологии, построение нашей мысли. Позитивизм рассматривает культурные явления (мораль, нравы право и т.д.), как общественные и исторические. Лишает их автономности.

Специфика социальных явлений: в наличии «первоначальных задатков» всеобщего долженствования, в нормах (отличие от животных), это основа нравственной структуры личности (главный творец общества и культуры). Критика Дюркгейма: социальные факты – не вещи, а ценности (реализация идеальных целей). Нравственность – не только историческое и общественное явление, но и внутреннее психическое переживание, закон личной жизни (абсолютная ценность). Социология нуждается в концепции «естественного права» (ее надо возродить) с признанием самостоятельного значения за нравственным началом и его нормативным изучением. В социологии необходимо вычленить (дополнить ее) сферы нормативной регуляции (морально- правовой). Нормы – не только факты социальной жизни, но и внутренняя ценность, и принцип личности. Необходимо использовать теоретическое осмысление «естественности» норм – ценности в философии права. Нравственно-правовые императивы – посредники в отношении «среда – личность».

Все социальные явления получают свой смысл, реальность, ценность только как индивидуальные переживания личности. Общество – сознание отдельных лиц. Культурные системы получают реальность только как индивидуальные переживания исторических субъектов. Историческая действительность – несовершенна. Существует противоречие между абсолютным идеалом и реальными социальными условиями эпохи. Совершенное социальное устройство – идеал, а социальные теории реорганизации общества – утопии. Осознание этого – кризис правосознания и социальных наук (идеальное состояние государства и права находится в конфликте с его реальным воплощением – вера в идеал падает, необходимо нравственное совершенствование и религиозная вера – солидарность в обществе).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь