Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Классическая позитивизм в русской социологии конца 19 века – начала 20 века.
Голосенко, Козловский. Социология в России появилась в связи с переменами в российском обществе. 1861 г. – отмена крепостного права, столыпинские реформы. В России начинается процесс индустриализации, она медленно вступала на капиталистический путь развития. Как и в западной традиции социология возникла в русле позитивизма. В 1842 г. Конт выпустил заключительный том «Курса позитивной философии» (1823 – 1847) и через три года появилась на него реакция в России. Валериан Майков – стране необходима новая наука – социология. Один из первых русских позитивистов. Его работа «Общественный науки в России». России нужна «социальная философия», «физиология общества». Социология, по Майкову, должна изучать социальный порядок (экономическое, политическое, духовное благосостояние), а также использовать результаты частных наук, но фиксирует целостное общественное благополучие. Развитие общества – одно из условий развития человека. Необходим научный реализм (преодолеть абстрактность и субъективизм в старой философии истории), а также использовать данные истории и статистики. В 60-е годы 19 века появились идеи Майкова, а также интерес к позитивизму проявили Эрнст Карлович Ватсон (1839 – 1891) и Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900). Эрнст Карлович Ватсон (1839 – 1891) составил очерки творчества отцов позитивизма – О. Конта и Дж..С. Миля. «Огюст Конт и позитивная философия» - один из самых ранних отзывов, хотя к началу 10 века литературы о Конте было больше, чем на какого-либо другого западного социолога. Следовательно, он принимал «Курс позитивной философии» и отрицал «Систему позитивной политики» Конта (как и большинство позитивистов в России). Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900). См. №14. Активно пропагандировал контовский позитивизм («Курс позитивной философии» дополнял субъективным методом, извлеченным им из «Системы положительно политики»). Выступил против крайностей натурализма в социологии. Его субъективный метод: только психология, особенно социальная, может стать исходной точной зрения социологии. Лавров рисует широкую панораму мировой эволюции (важна история человеческой мысли). Человеческая история – единая преемственная история человеческой мысли. Главная действующая сила истории – критическая мысль. В отличие от Конта, Лавров уделял большое внимание личности, особенно к тем, кто участвует в прогрессе, способствует росту солидарности наибольшего количества лиц и росту их личностного развития. Социология должна указывать пути прогресса. Таким образом, ранняя социология в России выступает в виде следующих позитивистских подходов: органицизм – быстро теряет свой научный потенциал (П. Лилиенфельд, А. Стронин и др.), географическая школа (А. Щипов, Л.И. Мечников), психологизм (субъективная школа – П. Лавров, Михайловский, Н. Кареев, С Южаков и др.), в том числе социопсихизм (Е.Де Роберти), историческая школа (В. Ключевский), генетическая социология Ковалевского. Таким образом, социология – систематическая наука об обществе, должна использовать эмпирические обобщения и фактические данные из всех других наук. Таким образом, особенно четко позитивистские ориентации прослеживаются органицизме. См. лекции Агапова, лекция о «Социальные мысли в России». Географическая школа (Л.И. Мечников, С.М, Соловьев, В.О. Ключевский – географическая среда является одной из исторических сил) - стремление объяснить общественную историю с помощью естественных сил, дать оценку социального прогресса на основе естественнонаучного критерия. Про позитивистские взгляды Кареева, де Роберти, Ковалевского – смотреть далее. Агапов. Позитивизм в истории русской социологии. Органическая школа – органицизм (конец 60-х 19 века, в конце спад его значения) Географическая школа. Русская социология проходит те же основные этапы развития социологии в Европе, те же направления. Представитель эволюционизма в Европе – Г. Спенсер, эта школа оказала влияние на русскую социологию. Основные представители органической школы: Стронин, Лилиенфельд. А.И. Стронин (1826 - 1889). Основные работы: «История и метод» (1869), «Политика как наука» (1872), «История общественности» (1886). Русская органическая школа развивалась в 60-70 г. 19 века. Идеи в основном публиковались в журнале «Свет» (основные проблемы творчества Стронина). Основные принципы органической школы: Общество – некий социальный организм, перенесение основных характеристик с организма биологического на организм социальный; функциональность различных элементов социального организма. Стронин ставил основные три проблемы:
Основной метод, который выделял Стронин, - метод аналогии (это не просто сравнение). Проведение параллелей между двумя природами: биологической и социальной. Социальный организм развивается так де, как и биологический. Структура социального организма функциональна также, как структура биологического организма, то есть любой элемент функционален. Органическая социология Спенсера – первая школа, которая поднимает проблему функциональности. Общество – пирамида (самая устойчивая геометрическая фигура). Наверху – элита, внизу – крестьяне, ремесленники. Стронин выделял три закономерности функционирования социального организма: Общий биологический закон – в основе существования общества Общий социальный закон – заставляет соизмерять свои возможности, есть социальное неравенство, социальные блага распределяются неравномерно. Общий политический закон – самый сложный закону управления сложным социальным организмом. Для Стронина характерна идея прогресса и регресса. С его точки зрения деградация общества происходит в результате ухудшения человеческого вида, гибнет само человеческое общество. Павел Федорович Лилиенфельд (1829 – 1903). Основные работы: «Мысли о социальной науке будущего» (1872), «Социальная патология» (1894 – 1896), «Человеческое общество как социальный организм». Основные идеи Лилиенфельда: основной метод – метод индукции, проводил аналогии между социальными силами и силами природы. Он выделяет почву и климат, которые влияют на социальный организм. Он много рассматривал вопрос функциональности (больше чем Стронин). Он любой социальный организм рассматривает с точки зрения функции. Критика органической школы – крайний механицизм, упрощенный подход. Но для социологии 19 века это было нормальным, ведь социология только зарождалась. Лев Ильич Мечников (1838 – 18888). Был заведующим кафедры географии в Лозаннском университете, общался с крупнейшими общественно-политическими деятелями (Бакунин, Кропоткин). Основная книга «Цивилизация и великие исторические реки», «Доазбучная цивилизация», «Вопросы общности и нравственности», «Школа борьбы в социологии». Мечников критикует социал-дарвинизм. Общество это не биологический организм. Учение Дарвина нельзя переносить на человеческое общество, у общества свои особенные закономерности. Мечников ценил Спенсера за то, что он обосновал принцип законообразности общественных явлений (ничего в обществе не происходит просто так). Суть социологической концепции. В органической жизни борьба и сотрудничество составляют две равно необходимые силы. В обществе стремление к кооперации становится ведущим. Кооперация делит биологическое и социальное. Социология должна интересоваться именно проявлениями солидарности и кооперации, а биология – борьбой за существование. Рост солидарности – это и есть основной критерий социального прогресса. Идея прогресса в социологии Мечникова – главная. В истории Мечников выделяет несколько типов кооперации: · Кооперация подневольных союз – кооперация, основная на внешних принудительных силах · Кооперация подчиненных союзов – основана на иерархии и дифференциации человеческого общества, возникает, когда возникает агрегация, социальное неравенство. · Добровольная ассоциация людей, свободный добровольный союз – идел будушего Социальный прогресс проходит через эти типы кооперации. Основной географический фактор по Мечникову – гидрологический, то есть все определяет воды. Это главный двигатель цивилизации. Способность человека укрощать воду – главный двигатель развития цивилизации. Существует три эпохи в развитии человеческой цивилизации: Речная – все первые цивилизации формировались в устьях известных рек. Но человек мог осваивать эти реки только с помощью солидарности. Появлятся основные формы кооперации, в том числе и государство. Морская – очаг европейской цивилизации связан с морем (Средиземное, Черное). Финикийцы освоили все Средиземное море. Сложно было выжить – началось освоение морей, например, Греция, им завозилось зерно. Это воплощение солидарности и кооперации. Океанская – прежде всего, Атлантический океан. Великие географические открытия. Европа была перенасыщена трудовыми ресурсами – голод, войны. Кроме того, там заканчивалось золото – стимул на поиски чего-то нового. Таким образом, европейцы приобрели дополнительные капиталы.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы