Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Богдан Кистяковский (1868 – 1920).



Основная работа: «Общество и личность», «Социальные науки и право», «Очерки по методологии социальных наук». Кистяковский – философ, социолог, но в большей степени правовед. Его в первую очередь интересуют методологические проблемы. Выяснение строгости метода через анализ используемых в нем социологических понятий. По Кистяковскому, социальные науки в конце 19 века находятся в кризисе. Причины кризиса:

1.  В прагматизме – каждый сводит значение к познанию, а последнее – к практической выгоде, привнося тем самым в науку категории из обыденного опыта. Это, по Кистяковскому, одна из причин кризиса, так как теряется само научное знание, оценивается его выгода/невыгода, берутся понятия из обыденного опыта (демократия, общечеловеческие ценности).

2. Марксизм: он идеологизирует науку. По Кистяковскому, марксизм – это чистой воды идеология, которая начинает разрушать подлинную социологическую науку (по марксизму, она буржуазная)

3. Неразграниченность социологии и социальной философии. Чтобы социология стала нормальной наукой, нужна четкая грань. В 19-20 вв. такой грани между социологией и социальной философией не было.

4. Некритическое заимствование, прежде всего позитивизмом, категорий и методов естественных наук. Позитивизм игнорирует специфику предмета социального знания. Изучение человека как деятеля и творца культуры. С точки зрения Кистяковского, человек – основной элемент сознательной организации человеческого общества.

Основные темы, проблемы творчества Кистяковского:

· Проблемы образования социально-научных понятий;

· Проблема применимости причинного объяснения к социальным явлениям

· Проблема роли и значения норм в социальной жизни

Социология должна заниматься постоянным изучением, рефлексированием своего предмета. Основная задача социального познания – отработка социальных явлений с точки зрения категорий общности, необходимости и долженствования. Надо находить какие-то общие социальные формы (пример: социальная революция – имеет общие черты). Необходимость: те или иные понятия могут быть необходимы, а могут – и нет. То понятие, которое необходимо, продолжает существовать в науке. С точки зрения Кистяковского, Во его время социология была переполнена понятиями, которые ей не нужны. Долженствование: в социальном познании всегда присутствует понятие нормы, должного как «должно быть», с точки зрения Кистяковского. Суть познания – выявление с помощью выделения, изолирования общезначимых причинных соотношений между социальными явлениями. Социология должна, прежде всего, искать причинность социальных событий, явлений и т.д. социология должна анализировать необходимость и случайность тех или иных социальных явлений. С точки зрения Кистяковского, это извечная проблема. Он был идеалистом и считал, что он стоит на подлинно научно-философском идеалистическом мировоззрении.

Истина, с точки зрения Кистяковского, она не вне, а внутри нас. Люди схематизируют и природу, и социум. Все, что окружает человека в жизни является конструктами нашего сознания и понимания. С точки зрения Кистяковского, сама категория причинности – тоже схематическая вещь, и тоже является продуктом нашего сознания. Мы сами выдумываем причины, здесь трудно быть объективным.

Кистяковский критикует субъективную школу: за неясность социально-научных понятий, которые вводит эта школа: идеалы, идолы, выбор, норма, герой, толпа – с точки зрения Кистяковского в субъективной школе недостаточно четко отписаны и объяснены. Социальная действительность, общество он понимал через призму психологического взаимодействия между индивидами. Общество делает обществом однородность в чувствах, желаниях и мыслях. Телеологические элементы общества – без целеполагания невозможно общество в принципе. Общество без целей разлагает и умирает.

Лев Иосифович Петражицкий (1869 - 1931). Его теорию называют психолого-эмоциональной. Петражицкий – переходная фигура от неокантианства к неопозитивизму.

Основные работа: «Введение в изучение права и нравственности», «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».жил в эмиграции, руководил кафедрой социологии в Варшавском университете. По Петражицкому, социология – наука, призванная изучать участие человека в процессах социальной жизни. Социальная жизнь – особого род психологическая деятельность индивидуального характера. Проблема: как человек и посредством каких механизмов он участвует в социальной жизни. Центральное понятие социологии Петражицкого – мотив, эмоции и социальное поведение. Здесь Петражицкий переходит на позиции неопозитивизма (основа – социальный бихевиоризм). Другая социальная проблема Петражицкого – анализ понятийного аппарата социологической науки. Основная задача социологии – построение подлинно научной социальной гносеологии. Такие понятия, как культура, хозяйство, общество, государство, ценность – многозначны, метафизичны, образованы ненаучно.

«Хромые теории» по Петражицкому – теории одного фактора, детерминизмы, он их критиковал. В социологии существуют хромые теории, с одной стороны, с другой стороны, он выделяет прыгающие теории, они ему не нравятся в большей степени (пример, теория Ковалевского) – где учтено много факторов, не нет их системы, нет конкретной концепции. Далее Петражицкий отказывается от неокантианства, подлинно центральными понятиями социологии считает социальное поведение и мотивы. Мотивы - эмоциональные импульсы. Предмет социологии – социальное действие и его понимание. Петражицкий опирается на категории психологии. Социальную психику он делит на

1. Народную, групповую психику

2. Психику, основанную на нормах – нормативная психика.

Центральное понятие – норма и закон. Социальное действие можно определить через призму категории нормы и категории официальной нормы (законы). Норма делится на мораль и право. В своем социальном действии человек, группа руководствуются либо моралью, либо правом. По Петражицкому, экономика, хозяйство – индивидуальное и коллективное поведение людей, определяемое мотивацией (она играет важную роль в экономической деятельности). Любая социальная система – совокупность социального поведения и социального восприятия. Для Петражицкого свойственна идея прогресса, которая состоит в том, что рост разумности человеческих норм, рост гуманности средств реализации норм.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь