Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Николай Константинович Михайловский (1842-1904). Конспект



Он разделал многие идеи позитивизма, в том силе классификацию наук Конта, но критиковал контовский закон трех стадий, его новую религию и т.д. в своей гносеологии он придерживался позитивистских принципов.

Основные проблемы творчества Михайловского:

Субъективный метод в социологии (символичность явлений, правда – истина (объективная) и правда – справедливость (субъективная). Следовательно, личность – носитель социального прогресса.

Борьба за индивидуальность

Два типа кооперации (простая, сложная) – связи личность – общество.

Личность и толпа (там,где индивидуальность подавлена, возникает толпа – «Герои и толпа» - 1882).

Социальная динамика. Три этапа истории человечества (в зависимости от соотношения личности и общества)

· Объективно-антропоцентрический (простая кооперация)

· Эксцентрический (сложная кооперация)

· Субъективно-антропоцентрический (идеал – возраст к просто кооперации)

Сходство с периодизацией Конта. Три этапа борьбы за индивидуальность – смена типов кооперации.

Голосенко И. А. Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв.

Пять формул прогресса.

1. Прогресс – постепенно приближение и целостности, надежности, к возможно полному и всестороннему разделение труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми

2. Прогресс – борьба за индивидуальность

3. Прогресс – последовательная смена форм кооперации

4. Прогресс – смена трех этапов борьбы за индивидуальность

5. Прогресс – смена трех исторических напластований в ходе функционирования, развития и смены сложной кооперации (похож на закон стадий Конта)

Агапов. Н.К.Михайловский.

Публицист, литературный критик. Крупных произведений он не написал. Основные работы: «Что такое прогресс?» (1869), «Герои и толпа» (1882), «Научные письма» (1884), «Борьба за индивидуальность» (1875, 1876).

Четыре основные направления проблем Михайловского:

1. Субъективный метод в социологии

2. Борьба за индивидуальность

3. Биологические и психологические основы борьбы за индивидуальность

4. Исторические этапы развития общества

Метод в социологии. Трактовка примерно такая же, как и у Лаврова. Образ предмета или явления, которые складываются в сознании человека, но интерпретировал как символы и знаки, непроизвольно навязанные условиями существования человека. Все явления глубоко символичны. Это отличие трактовки Михайловского от трактовки Лаврова. Субъективное представление всегда присутствует (это вообще).

Индивидуальность – любое целое, независимое по отношению к другим организмам. С точки зрения Михайловского, вся человеческая история – это борьба за индивидуальность. Индивидуальность – это свойство (человека, семьи, племени, сословия). Развитие человеческого общества идет по мере того, как развивается индивидуальность. Главный критерий социального прогресса – развитие индивидуальности. Михайловский – одни из первых выделил уровни активности:

- биогенный

- психогенный

- социогеннный

«Правда-истина» и «правда справедливости» - два основных понятия Михайловского. Правда-истина – правда, добытая беспристрастно, объективным путем. Существует и «правда справедливости» - она субъективна, соответствует нравственным понятиям и представлениям человека. Объективный метод необходим при отборе и описании фактов, но при оценке событий его недостаточно. Необходим субъективный метод.

Важно у Михайловского учение о кооперации. Она бывает простая и сложная. В простой кооперации люди выполняют одинаковую функцию, сохраняя при этом свою разнородность. Это простое разделение труда. Сложная кооперация – глубокое разделение общественного труда и человек утрачивает свою индивидуальную разнородность. Он не в состоянии постичь целостность. Таким образом, сложная кооперация – это очень плохое явление. Глубинная проблема – проблема отчуждения человека от нечто целого. Возникает другая проблема – личность и толпа ( в работе «Герои и толпа»). 70-е гг. – он занялся психологией толпы. Рассмотрение психологических особенностей поведения личности в группе, масс людей; исследование роли социальной среды в формировании психологии индивида и массы.

Михайловский за 8 лет до появления теории Тарда открыл закон подражания (1882, Тард - 1890). Суть идеи Михайловского: толпа подвержена подражанию, она в своих ценностных характеристиках очень ограничена. Герой, личность дает толпе сильный эмоциональный толчок. Начинает действовать механизмы подражания – толпа, масса приходит в действие. 80-е г. 19 века социальный гипнотизм, психологическое заражение).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь