Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Константин Михайлович Тахтарев (1871 – 1925)
Сначала влияние генетической социологии Ковалевского. Преподавал в психоневрологическом институте, был заместителем председателя (Лаппо-Данилевского) в Русском социологическом обществе имени Ковалевского, читал курсы по социологии в Петроградском университете. Работы «Первобытное общество. Этносоциологическое исследование», «Очерки по истории первобытной культуры», «Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности. Опыт изучения общественной жизни и построения социологии». Тахтарев защищал метод «численного измерения»» в социологии. С 1910 по 1916 г. занимается историей социологии – выделял 6 школ (позитивизм Конта, социал-дарвинизм, органицизм, исторический экономизм (Маркс), психологическое направление). Шестая школа – статистико-социологическая (Ле Пле, Кетле) – больше внимания и описание. Социологии нужен метод эксперимента (но у статистики – служебная роль). Социология – наука о «естественно сложившемся и органически развивающемся сожитии людей, необходимых участников всевозможных видов общения». «Сожитие» и «общение» - общество – самодостаточное (самая важная характеристика) сожитие людей, находящихся во всевозможных формах общения друг с другом с целью всестороннего обеспечения жизни и сознающих свое единство. Дифференциация общества (общение может и разъединять + биопсихическое неравенство людей). Ей противостоит общественная солидарность. Социальную структур общества составляют многочисленные социальные группы и институты. Общение – закономерность общественной жизни. Главный метод социологии – функциональный («соотносительный) (+ математические методы сбора и обработки) – отмирание эмпирических законов. В основе общества – общественной разделение труда и образ жизни. Пять типов обществ. Агапов. Звонницкая Агнеса Соломоновна (1897 – 1942). Первая женщина-социолог в России. Родилась в Киеве, училась в Германии. «Опыт теоретической социологии» - задумывалась как четырехтомный, но в свет вышел только один, работа, которую она написала в 17 лет – 1914 г. Она рассматривала стык между социологией и социальной психологией, открывает социологию личности. На Звонницкую повлияли Тард, Болдуин (ввел термин социальная связь и социально ожидание), Бехтерев (долго сотрудничала). Преподавала в Петроградском университете, предложила курс социологии с рефлексологической точки зрения. Звонницкая – неопозитивист, социальный бихевиорист. В основе социальных взглядов Звонницкой лежит ряд постулатов: 1. общество создается только общением между индивидами (сначала социальная группа, и потом общество) 2. общение носит закономерный характер и эволюционирует (меняется) 3. личность и социокультурная среда находится в неразрывном единстве 4. в основе общества лежит не просто общение, а социальная связь – эективация. => Это состояние самосознания личности и деятельности. Социальная связь – единство самосознания личности и социальной действительности (общения) этой личности. Типология социальных связей. · Подражание · Обычаи · Традиции Преступления, конфликт, социальный кризис – разрыв социальных связей. Альтруизм, солидарность, симпатия – способы восстановления социальных связей. Центральное понятие социологии Звонницкой – социальная связь, это основной предмет социологии. В процессе общения между людьми возникают специфические социальные связи и отношения, которые выступают в виде общности сознания и деятельности. Через общение возникает некая общность сознания человека, передается содержание сознания от одного человека к другому. Возникают социальные связи, которые создают некую общность, сначала социальные группы. Общество начинается с общения. Социальные группы в общество объединяют общие социальные связи. Значение общения: в его процессе развивается и формируется личность. Развитие личности, с точки зрения Звонницкой, включает три момента (этапа) 1. Проективный момент – приобретение личностью сведений об окружающей среде, прежде всего, социально-психологической. + знания о других. 2. Субъективны момент – самосознание, выступающие в форме обобщения и типологизации полученных сведений (синтез предыдущих знаний – самосознание противопоставлено внешнему миру). Человек осознает и делает обобщение о том, что его окружает, структурирует, типологизирует группу. 3. Эективный момент – система социальных ожиданий, означающая предположение о наличии сходных обобщений у других личностей и согласование совместной деятельности. Эти моменты формируют личность как категорию социальную. Выделяем тех людей, у которых есть общие с ним моменты, общие воззрения, реакции, оценки, возможна совместная деятельность. Первый и третий момент – два полюса самосознания, между которыми происходит движение Я. Эективация = ожидание – не только социальная связь, это ожидание, составляет основу общения и природу социального, с точки зрения Звонницкой. Наиболее распространенная форма эективации – подражание. Когда эективация подтверждается, общество развивается в рамках определенной нормативности. Стоит только не подвергнуться ожиданием, получается конфликт между личностью и обществом. Если ожидания не подтверждаются со стороны социальной группы, то наступает социальный кризис (охватывает уже культуру), возникает недоверие к нормам социальной жизни. Кризис завершается социальной бурей, распадом общества, но все равно идут процессы выздоровления и восстановления социальной системы (после распада). Пример: Россия 90-х, система сама по себе способна выздороветь и способна восстановиться. У Звонницкой общество уже некая социальная система. Восстановление социальных связей – солидарность, альтруизм во время пограничных крайних состояний. Самое большое расстройство социальной системы – война. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы