Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Максим Максимович Ковалевский (1851 – 1916).
См. лекции Агапова (по Чагину). Конец 19 века – в русской позитивистской социологии сознали ограниченность биологического и психологического редукционизма, малая эффективность географического детерминизма. Следовательно, необходимо учитывать всю совокупность и взаимодействие социальных факторов. Появились плюралистические подходы к обществу. Ковалевский говорил о многофакторности, считал, что необходимо синтезировать положительное в подходе к обществу, взятое у различных социологических школ. Принцип плюрализма (прохождение идеи Конта в о всеобщей взаимосвязи общественных явлений). В различные эпохи ведущее положение могут занимать отдельные факторы (объективные причины закономерно развивающегося общества). Ковалевский против субъективизма. В каждой отдельной сфере общества тоже существует единственная главная причина изменений. Пример, главный двигатель экономического развития - рост населения – биосоциальный фактор. «Генетическая социология». Семья (Энгельс даже использовал материал исследования Ковалевского). Матриархальная, патриархальная, индивидуальные семьи – три различных фазы одного и того же процесса развития. Важно изучать матриархат. Переход от матриархат к патриархату из-за роста плотности населения. Нехватка пищи – голод – расселение по новым территориям – утрачивается сознание общего происхождения – теперь муж для жены единственная опора. Власть мужа над женой и детьми (два фактора – биосоциальный и психологический – осознание женщины своей беззащитности). Частная собственность: община и общинная собственность (домашняя и сельская) – рост населения – укрепление индивидуальных инстинктов – частная собственность (стремление к ней в психике человека и в присвоении продуктов личного труда). Энгельс был с этим согласен. Государство (см.лекции). в начале замиренной сферой был род – союз – объединение этих союзов, которые выбрали себе вождя (пр., славянский княжь во главе дружины) – (государство. Государство возникло под воздействием психологического фактора (главный). Отсюда психологические склонности людей признавать над собой власть те, кто наделен сверхсилой (сильные личности обладают гипнотическим влиянием на народ – вождь творит государство, собирая вокруг себя разрозненные и враждебные роды и племени – расширяют замиренную сферу). Также важен экономический фактор – богатство одних руках – наследственная власть, но не определяющий. Важное значение Ковалевский придавал понятию социальный прогресс – расширение сферы солидарности (замирение) – расширение «замиренной среды» (круг объединенных союзов). Все народы проходят одни и те же стадии – прогресс непрерывен. Агапов. Плюралистичсекая теория Максима Максимовича Ковалевского (1851 – 1916) Генетическая социология Ковалевского: генезис социальных явлений, форм социальной организации, генезис происхождения социальных институтов. Ковалевский – историк, социолог, этнограф, правовед. В конце 19 века в русской позитивистской социологии наступает кризис детерминизмов (ограниченность биологического, психологического, географического подходов), т.е теорий одного фактора. Детерминизм использует для объяснения социальных явлений один фактор или группу факторов. Основные работы Ковалевского: «Современная социология» (1905), «Очерк развития социальных учений» (1906), «Социология» (1910), Современные французские социологи», «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии» (1914). Учился и преподавал в Европе. Один из первых представителей Школа общественных наук в Париже. 1908 – открыта кафедра, он ее возглавил 1916 – первое русое социологическое общество имени Ковалевского. Основные проблемы:
Теоретические основы социологии Ковалевского: В основе его социологии: Конт (сильное влияние). Позитивизм – начало формирования социологии. Уважал Конта, Спенсера – за функциональный и системный подход. Оказал влияние и К. Маркс – проблематика экономического развития общества. Влияние экономики на общественную жизнь. Социология - синтез результатов, полученных конкретными общественными науками, т.е. историей, правом, этнографией. Предмет социологии, как у Конта – организация и эволюция человеческого общества. Классификация наук: социология идет вслед за биологией и психологией. Социальная жизнь животных – из биологии. Психология должна уступить социологии коллективную и социальную психологию. Сравнительно-исторический метод – «историко-нравственный» - наиболее научный. Он способен открыть законы социального движения, наметить основные этапы развития общества. Сравнительно-исторический метод основан на признании целостности и единства человеческого общества, на существовании исторической закономерности, которую он призван обнаружить. Любой социальный объект динамичен. Чтобы его понять, надо посмотреть его историческое развитие и выявить наиболее важные его характеристики (как они развивались). Пример: семья (матриархальная – патриархальная). Различные социальные объекты разные в разных обществах – имеют разные характеристики. Сравнительно-исторический метод сравнивает социальные объекты в различных обществах. Выводы о генетическом родстве явлений, намечать тенденции развития. Многофакторность. Теории одного фактора не удовлетворили Ковалевского. Он считал, что совокупность факторов надо брать синтетически. Был против экономического редукционизма в марксизме. Для объяснения социальных явлений нельзя основываться только на одном факторе. Каждый из них, если он научно обоснован и доказуем, имеет право на существование. Главные факторы: - психологический - биосоциальный (основополагающий). Главный двигатель общественного развития – рост населения. Любой переход в обществе был связан с ростом населения (пример, от присваивающего к производящему хозяйству) Генетическая социология. Занимается происхождением социальных институтов, формированием социальных организаций. Ковалевский выделяет генетический метод. Пример: семья, частная собственность. Суть – проследить генезис социального объекта (государство). Использует сравнительно-исторический метод. Государство. С точки зрения Ковалевского, государство – расширение пределов «замиренной сферы». Развитие государства связано с расширением «замиренной сферы». Государство возникло, когда надо было установить мир между племенами. Постепенно «замиренная сфера» расширяется и становится боле разнообразной.
14. Субъективная школа в русской социологии: вопросы теории и метода, личности и общества в трудах П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского и Н.И. Кареева. Субъективная школа была наиболее влиятельной в русской социологической традиции: 1. Долго существовала ( с конца 60 годов 19 века до конца 20 годов 20 века) – ха это время неокантианство, органицизм и т.д. ушли с исторической арены, 2. больший ряд персоналий и публикаций. 3. Русская школа – акцент на российскую социальную реальность 4. Субъективная школа – продолжительна западных позитивистских идей (наука – инструмент социального измерения и умственного прогресса), но она из и критиковала, «систематический и критический обзор современной им западной социологии» 5. Огромное влияние на русскую интеллигенцию (наряду с марксизмом) Основные представители: П.Л.Лавров, Н.К. Михайловский и Н.И. Кареев, С.Н.Южаков (заменил название субъективной школы на этико-социальную ). Пётр Лаврович Лавров (см. конспект Агапова). Общие черты субъективистов: 1. личность – главная социальная сила, совокупность индивидов в их желаниями и Потребностями образует общество. 2. Общество не природа – в природе действуют причинные связи и закономерности, в общество – телеологические закономерности и целевые факторы. Ценностный подход, проблема идеала. Рассматривает общество с позиций определенного нравственного идеала, оно – продукт выполнения нравственно-идеальных установок. Попытки теоретически осмыслить «народнический опыт» (народничество – идеология и движение (разночинной) интеллигенции - сближение с народом, так как интеллигенция ощущала потерю своих корней, народной правды. 60-е г 19 века – начало 20 века – либеральные, революционные и анархические движения. Основные социологические проблемы творчества Лаврова: Базовый принцип – антропологизм, влияние позитивизма (главный заслуга – тесная связь позитивизма с наукой), соотношение истории и социологии, предмет и метод социологии, тезис о росте солидарности. Субъективный метод (первым предложил Кареев). Идея прогресса (центральная) – критическая личность (интеллегенция). Три фазы борьбы а социальный прогресс. Роль государства в жизни общества. Агапов. Основные работы: «Исторические письма», «О методе в социологии», «Государственный элемент в будущем обществе», «Теория и практика прогресса», статьи. Основные социологические проблемы творчества Лаврова: 1. Соотношение между социологией и историей 2. Предмет и метод социологии 3. Роль личности с истории 4. Теория прогресса 5. Роль государства в жизни общества Философские принципы творчества Лаврова: базовый принцип – антропологизм. Человек не только естественный организм, который изменяется под влиянием социальной среды, но и при этом и саам изменяет социальную среду. Огромное влияние на Лаврова окзал позитивизм. Позитивизм прежде всего обозначил научные границы социально-гуманитарного знания. Соотношение социологии и истории: эти науки тесно взаимосвязаны между собой. Все знание Лавров делили на естествознание (опытные эмпирические науки) и история (описание прошедших неповторяющихся фактов). Социология должна заниматься социальными формами – повторяющимися явлениями. Любые социальные вопросы тесным образом переплетены историческими. И история, и социология начинают изучение общества с изучения человечества. Социальная динамика – та часть социологии, которая соединяет социологию и историю. Пример: государство меняется. В принципе общество – динамически исторически развивающаяся система. Предмет и метод социологии. В предмет социологии Лавров включал четыре элемента: А) животные общества, в которых вырабатывалось в достаточной степени индивидуальное сознание Б) «существующие формы человеческого общения» - формы организации, взаимодействие и т.д. В) общественные идеалы, на основании которых человек надеется создать справедливое общество. Человеческое общество развивается в соответствии с теми идеалами, которые оно перед собой ставит. Г) практические задачи, вытекающие из стремления личности осуществить свои идеалы. Главное в социологии, по мнению Лаврова, тезис о росте солидарности в обществе и усилении сознательных процессов в человечестве. С точки зрения Лаврова, она должна рассматривает общество прежде всего со стороны форм проявления солидарности. Развитие общества идет в направлении усиления солидарности, которая у Лаврова становится критерием развития и социального прогресса. Три главные задачи в историческом процессе, с точки зрения Лаврова, решает человек: · Задачи установления господства над природой · Устранение борьбы за существование · Замена конкуренции кооперацией Кооперация должна вытеснять конкуренцию. Субъективный метод по Лаврову. Суть субъективного метода: нет знаний безотносительно человека – субъекта без учета того, что является для личности полезным и вредным. Здесь присутствует момент оценки: познание общества без учета мнения самого субъекта познания не может быть в принципе. Любое историческое событие, социальное явление расценивается ученым с позиции справедливости и идеала. Ученый не может быть беспристрастным, посторонним наблюдателем общественных явлений. Общественные науки проникнуты духом борющихся партий и групп. Центральная идея – прогресса. Роль личности в истории. Личность – орган социального прогресса. Развитие созидательных процессов личности – один из критериев социального прогресса. Критическая личность, сознание – историческая жизнь человечества возникает с момента появления критической личности. Критическая личность – личность, которая в состоянии заниматься не просто саморефлексей, но и рефлексией того общества, в котором она живет. Социальный прогресс начинается с того, когда личность способна критиковать общество. Социальный прогресс – усиление, расширение общественной солидарности. Он не сводится к деятельности критической личности. Роль личности и социальный прогресс: Лавров выделяет три фазы борьбы за социальный прогресс: 1. Революционная – новые идеи всегда выдвигают критические личности, 2. Этап появления энергетичных и фанатичных людей, ради идей они готовы жертвовать соей жизнью. 3. Период завоевания широких слоев народных масс - идеи уже удел широких масс, общество движется из одного состояния в другое. Вот тогда и происходит изменения. Роль государства в жизни общества (Работа «Государственный элемент в будущем обществе»). Лавров критикует договорную теорию происхождения государства, он считает ее устаревшей. Он также критикует взгляды Маркса. Государство – результат классовой борьбы. С точки зрения Лаврова, государство – результат естественной потребности человека в безопасности. Формы социального устройства для того, чтобы обеспечить безопасность и упорядоченность социальной жизни человечества. С ростом солидарности значение государства должно снижаться. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы