Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Натурализм и партикулярные школы в социологии конца 19 века – начала 20 веков.



Зборовский. Натурализм – направление (совокупность направлений, авторы которых опирались в изучении общества на методы естественных наук (о природе – механика, физика, биология). Отсюда стремление выработать объективную и строгую систему знаний об обществе, о социальных явлениях, как и в развитых естественных науках (достижения в области физики, биологии т.д.). вспомнить про основные характерные черты позитивизма О. Конта (социология – социальная физика) и социологии Г. Спенсера (общество – организм +теория эволюции).

Два направления натурализма:

· Социальный механицизм – общие законы – законы механики и физики – редукционизм (сведение в более простому) – одна из крайних форм позитивизма, импульс к развитию механицизма – появление термодинамики .

Култыгин: Один из ярких представителей Вильгельм Фридрих Оствальд (1853 – 1932). Его физиосоциология – идея энергетизма. Следовательно, энергия, а не материя является единственной субстанцией мира, к трансформации энергии могут быть сведены все, в том числе и социальные, психологические явления. «Энергетический императив» - не растрачивай энергию, используй ее (в отношении человеческих действий). Социальный прогресс – человек все более улучшает использование свободной энергии мира (через разделение труда и его комбинацию). Идеи механицизма встречались у В.М. Бехтерева (рефлексология), А. Кетле (использовал термин социальная физика), В. Парето (общество – равновесная система, факторы детерминации общества, отсюда, динамическое равновесие).

· Социальный биологизм – основное влияние

См.Г. Спенсер (общество как организм). Кроме того, важно открытие в середине 60-х г. 19 века биогенетического закона (Ф. Мюллер, Э. Геккель), согласно которому онтогенез повторяет филогенез. В общественной мысли социальная эволюция стала рассматриваться таким же необратимым, линейным, внутренне детерминированным процессом, как и естественный рост организма. Влияние Г. Спенсера (идея дифференциации и социальная аналогия биогенетического закона). Отсюда попытки предсказать будущее фазы общественного развития и реконструировать основные закономерности исторического прошлого человечества. Представители: Рене Ворис, Альфред Эспинас (рождение социологии подготовлено изучением связей между животными, общество – живое существо, подверженное естественным законам), Альфред Фулье, П.Ф. Лилиенфельд (см. №12).

Альберт Шеффле (1831 – 1903). Главный труд – «Строение и жизнь социальных тел» (т. 1—4, 1875—78). Общество – единый организм и его законы развития и функционирования следует изучать методами, выработанными естествознанием. Органическое единство общества = результат превращения взаимодействующих воль и оценок в коллективное сознание (дух народа). Общество – социальное тело, у которого есть ткани с разными социальными функциями. Главное – духовно-психические (ментальные) связи индивидов, это признак социальности.

Гофман. Социальный дарвинизм: Социальная жизнь – арена борьбы, конфликтов, отсюда опора на теорию эволюции Ч. Дарвина (естественный отбор и т.д.) +идеи Г. Спенсера. Представители :

Томас Мальтус (1766 – 1834). «Опыт о законе народонаселения». Население растет в геометрической прогрессии, а средства существования – в арифметической, естественные регуляторы –войны, эпидемии, голод. + борьба за существование.

Уолтер Беджгот (1826 – 1877). Работа «Физика и политика» - борьба между группами, необходима групповая сплоченность, основанная на подражании более низкого слоя более высокому. Прогресс = подражание (устойчивость общества) + инновации (изменчивость).

Людвиг Гумплович (1838 – 1909). Основные работы «раса и государство», «Расовая борьба», «Основы социологии». Основной социологический закон – борьба между расами, которая стремится к господству. Орудие порабощения – государство. Ввел термин «этноцентризм».

Густав Ратценхофер (1842 – 1904). Важны конфликты (управляют социальными процессами) и интересы. Пять интересов: прокретивные (продолжение рода), физиологические (питание), индивидуальные (самоутверждение), социальные (родственники, группы), трансцендентные (религиозные).

А. Смолл, У. Самнер – см. №10.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь