Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТЕМА 9: ТЕХНИКА НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.Фонационные средства в управлении педагогическим общением. 2.Кинетические средства в управлении педагогическим общением. 3.Проксемические средства в управлении педагогическим общением. 4.Индикаторы невербального поведения по Ершову П.М. В результате изучения содержания этой лекции Вы: · узнаете о невербальных показателях поведения педагога; · овладеете техникой диагностики невербальных показателей; · сможете сформировать и скорректировать собственную технику поведения; · будете иметь представление о педагогической имиджиологии. Ключевые слова: фонация, кинесика, мимика, жестикуляция, пантомимика, проксемика, интонация, мобильность, “вес”, “пристройка”, педагогическая имиджиология. Самостоятельная работа: 1. Язык жестов 2. Перцептивные ошибки преподавателя.(Рыданова с.41-57) 3. Невербальные средства в управлении педагогическим общением (Рыданова с.117-133) Литература: 1. Реан А.А.,Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.-СПб:Питер,1999 2. Кан-Калик В.А.Граматика общения.-М.,1995. 3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.-М.,1987 4. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.-М.,1995. 5. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти.(Техника профессионального поведения)-М.,1994. 6. Учителю о педагогической технике.под ред. Л.И.Рувинского.-М.,1987 7. Бороздина Г.В. Психология делового общения.-М.,1998 8. Ершов П.М. Технология актерского искусства.-М.,1959. ФОНАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА В УПРАВЛЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБЩЕНИЕМ[7]. Все многообразие невербальных средств принято разбивать на три группы: 1) фонационные, 2) кинетические, 3) проксемические. Соответственно невербальное поведение учителя складывается из интонации — движений голоса, движений тела и расположения в пространстве. Фонация[8]. Голосовой аппарат, состоящий из дыхательных органов, вибраторов, резонаторов и артикуляторов, является главным рабочим инструментом учителя. От того, насколько им владеют, зависят звучность, тембр, темп, артикуляция (произношение) — те компоненты устной речи, которые определяют ее интонационное богатство и своеобразие. Изменяя звучность, мелодику, темпоритм высказываний, учитель может выразить тончайшие нюансы эмоционального отношения к предмету разговора, собеседнику, расширить смысловую емкость слова, при желании придать ему обратное значение. Например, сказав "спасибо", можно выразить и сердечную благодарность, и обиду, и равнодушие, и насмешку. Ритмико-мелодическая характеристика речи обусловлена движением голоса (его повышение и понижение), темпоритмом, тембром, интенсивностью звучания и ударением — фразовым и логическим. Звучность речи зависит не только от природных особенностей голосового аппарата, но и настроения, эмоциональных состояний. Например, переживание печали придает голосу приглушенное звучание, радости — звонкость. Речевое обаяние учителя зависит и от тембра голоса. Он может быть не только теплым и нежным, глубоким и мягким, но и глухим, скрипучим, стеклянным. Учащихся раздражает сбивчивая, невнятная, монотонная, плохо слышимая или громкоголосая речь, дефекты произношения — шепелявость, гнусавость, хрипота. При отработанной дикции даже произнесенное шепотом слово доходит до каждого из сидящих на уроке ребят. Темпоритмическая организация устных высказываний может быть самой разнообразной. Выбор темпоритма обусловлен конкретными обстоятельствами общения, его целевой направленностью, эмоциональным состоянием говорящего. Взволнованности свойственно ускорение, состоянию невозмутимости — замедление ритм Убыстрение речи бывает опасно тем, что не все дети, схватывают смысл высказывании, а неоправданное замедление вызывает интеллектуальную и эмоциональную заторможенность слушателей. Учитывается и возраст учащихся: для младших школьников это не более 40—60 слов в минуту, для подростков — 60—100, для старшеклассников — 80—120 слов. При расширении круга общения естественно повышение громкости, при сокращении — понижение. Голосовые модуляции позволяют расставлять необходимые смысловые акценты. Восприятие звучащей речи обусловлено фразовым ударением, паузами. С помощью ударения делаются необходимые лексические акценты. Помимо физиологической функции, позволяющей говорящему сделать вдох, пауза способна упорядочить высказывание, разделить на смысловые куски, привлечь внимание к сугубо важной информации. Учитель общается с учащимися не только, когда говорит, но и когда выразительно молчит. Если класс возбужден, ведет себя шумно, надежным средством дисциплинирования выступает спокойное недоумение педагога, его затянувшееся молчание. Молчание как коммуникативный знак может выполнять многообразные функции: 1) контактную, реализуемую в ситуации взаимопонимания, 2) дисконтактную, проявляющуюся при отсутствии взаимопонимания, свидетельствующую об отчужденности коммуниканта; 3) эмоциональную, когда таким образом передаются различные эмоциональные состояния: страх, удивление, восхищение, радость и др.; 4) информативную, как сигнал согласия или несогласия, одобрения или неодобрения, желания или нежелания совершить какое-либо действие; 5) стратегическую, когда выражается нежелание говорить с 6) риторическую, как способ привлечения внимания, придания особой весомости последующему высказыванию; 7) оценочную, как реакцию на действия и слова собеседника; 8) акциональную для выражения извинения, прощения, примирения, нередко сопровождаемую паралингвистическими средствами — жестами, мимикой. Учащиеся весьма чутки к интонационным тонкостям речевого поведения учителя. Известны такие разновидности интонационных стилей, как информационный (деловой), научный, публицистический, худо жественный, разговорный. Специальные исследования показали присутствие в речи учителя всей интонационной палитры. Стилистика речевого поведения обусловлена педагогическими задачами, тематикой высказываний, конкретной ситуацией и другими обстоятельствами. Для профессионального владения голосом необходима специальная работа, обеспечивающая культуру звукоизвлечения, речевую экспрессию и исправляющая недостатки. Многие профессиональные заболевания голоса являются следствием форсирования звука, игнорирования правил фонационного дыхания. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы