Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КИНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В УПРАВЛЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБЩЕНИЕМ.
Выразительность речевого поведения зависит от умелого использования кинетических (от греч. kinetikos — движение) средств — мимики, жестикуляции, пантомимики. Действуя на зрительный канал восприятия, они усиливают впечатление от звучащей речи, экономят время, позволяют оттенить смысл словесного высказывания, отделить главное от второстепенного. Кинетический рисунок поведения учителя сигнализирует о своеобразии характера, переживаемых эмоциональных состояниях. Как язык тела кинесика включает и манеры индивидуального самооформления одежду, украшения, прическу, макияж, т.е. все то, от чего зависит в значительной мере внешняя привлекательность учителя, его аттракция. Рассмотрим более детально средства телесной экспрессии. Всю моторику, свойственную лицу (мимику), рукам (жестикуляцию), телу (пантомимику), включают в понятие "жесты". Дифференцируют жесты речевые и двигательные, выполняющие прагматические функции. И.М. Юсупов и Л.В. Бевзова предлагают следующую классификацию речевых жестов учителя[9] — коммуникативные, способные заменять в речи элементы языка: приветствия и прощания; привлекающие внимание, подзывающие, приглашающие, запрещающие; утвердительные, отрицательные, вопросительные; выражающие благодарность, примирение и т.п.; — описательно-изобразительные, сопровождающие речь и теряющие смысл вне словесного контекста; — модальные, выражающие отношение к людям, предметам, явлениям, процессам (неуверенность, раздумье, сосредоточенность, разочарование, радость, восторг, удивление, неудовольствие, иронию, недоверие и т.д.). Решающую роль в формировании внешнего впечатления о человеке играет лицо. При этом обращается внимание не только на овал и черты, но и на характерные физиогномические маски, как отражение внутреннего мира, личностных качеств. Доминирующие эмоциональные состояния открытости и доброжелательности, злобности и подозрительности со временем накладывают зримый отпечаток на внешность, проявляясь в типичных экспрессивных масках. Именно поэтому можно иметь от природы красивое, но непривлекательное лицо. Выражение суровости, непреклонности, ехидно поджатые губы, холодный блеск глаз настораживают детей, лишая естественной живости. Очевидная доброжелательность располагает к диалогу, активному взаимодействию. Несмотря на свою неоднозначность, экспрессивно-мимические средства общения являются наглядным индикатором эмоционального отношения человека к человеку, обнаруживая содержание, не передаваемое больше никакими иными средствами с такой полнотой и в таком качестве. Мимика может быть более или менее развитой, красноречивой и неопределенной, разнообразной и однообразной, характеризоваться быстрой и медленной сменой выражений, стереотипной и индивидуальной, передающей и непередающей нюансы, гармоничной и беспорядочной, естественной и манерной. Общепринятым знаком расположения к собеседнику является улыбка. Однако далеко не всегда она внушает доверие.Л.Н. Толстой описал около ста ее разновидностей. Кривая, снисходительная, насмешливая, саркастическая, издевательская, деланная, приклеенная и другие подобного рода мимические экспрессии отталкивают ребенка. Привлекает искренняя, лучистая, сердечная, открытая, широкая, мягкая, ободряющая улыбка. Ложно понятый педагогический авторитет, стремление к самовозвышению побуждает некоторых учителей, в обыденной жизни веселых и жизнерадостных, надевать на себя тогу нарочитой официальности, мимической невозмутимости и эмоциональной сухости. Такая тенденция затрудняет переход от ролевого взаимодействия к межличностному, снижает силу личного влияния педагога. Мимика может быть спонтанной и произвольной. Каждый человек способен к управлению лицевыми мускулами, хотя механизмом формирования мимической экспрессии является подражание, уходящее корнями в раннее детство. О своеобразии лицевой экспрессии судят по целостному восприятию динамики движения комплекса мышц, в котором выделяют следующие зоны: верхнюю (лоб, брови), среднюю (глаза, нос) и нижнюю (губы, подбородок). Каждая из зон обладает своеобразной информативностью, например, сдвинутые нахмуренные брови сигнализируют о недовольстве, широко открытые глаза об удивлении, дрожащий подбородок о сильной обиде. Серьезную регулятивную функцию выполняет "контакт глаз". Взглядом, направленным на собеседника, привлекают внимание к себе и предмету разговора, демонстрируют расположение (ласковый взгляд) и отчуждение (холодный взгляд), выражают недоумение (вопросительный взгляд), иронию (насмешливый взгляд), осуждение (строгий взгляд), оповещают собеседника о предоставлении ему слова, поддерживают психологический контакт. Пристальный взгляд усиливает внушающий эффект слова. Блуждающий, бегающий, ускользающий, тяжелый, злобный, испепеляющий взгляд настораживает, раздражает, отталкивает. Каждый ребенок нуждается в визуальном контакте с наставником, его внимательном, личностно заинтересованном взгляде. Однако взгляд, длящийся более десяти секунд, вызывает у собеседника чувство дискомфорта. Исключительной силой экспрессии обладает рука. Она развивалась и совершенствовалась вместе с психикой человека, выступая не только как орудие труда, но и орган выражения тончайших переживаний. По словам Г.Я. Элькиса, она "обрела высший дар образного выражения души человека"[10] Е.Н. Ильин называет руку учителя "главным техническим средством". "Когда она развернута, пишет он, это картина, иллюстрирующая слова и иллюстрированная словами, поднятая вверх или на кого-то направленная "указующим перстом" акцент, требующий внимания, раздумий; сжатая в кулак некий сигнал к обобщению, концентрации сказанного и т.д"[11]Справедлив его вывод о профессиональном значении для учителя артистизма как элемента мастерства. Неотъемлемым элементом оптико-кинетической экспрессии являются позы учителя, связанные с осанкой, ее стройностью или сутулостью, привычками определенным образом стоять, садиться, передвигаться. В общении используются открытые или закрытые позы. Закрытые позы, когда прикрывается передняя часть тела и очевидно стремление занять меньше места в пространстве ("наполеоновская" поза), воспринимаются как знак недоверия и несогласия. Наоборот, открытая поза - широко раскинутые руки ладонями вверх, является экспрессией доверия, эмоционального расположения к собеседнику. Прямая, напряженная спина, широко развернутые плечи, поднятый подбородок расшифровываются как стремление к утверждению своего статуса. Диалогическая инициативность предполагает пантомимическую энергичность, очевидную волевую собранность. Телесная расслабленность, неконтролируемость внешнего рисунка поведения - круглая спина, выпяченный живот, привычка не опускаться на стул, а грузно "плюхаться", широко расставлять ноги, беспорядочное хождение взад и вперед или топтание на месте - критически осмысливаются детьми, вызывают насмешки, отвлекают внимание от предмета разговора. Подобные пантомимические изъяны прощаются немногим педагогам, чаще всего немолодым, способным своей эрудицией и обаянием, профессиональным мастерством в какой-то мере нейтрализовать их. Для большинства же недооценка телесной экспрессии оборачивается возникновением трудно преодолимых психологических барьеров. Характерен перечень экспрессивных проявлений, способствующих, по А.А. Леонтьеву, сближению коммуникантов: высокая степень контакта глаз, улыбки, утвердительные кивки, интенсивные движения рук, наклон тела вперед, прямая ориентация. Негативное впечатление производит малый контакт глаз, слабая пантомимическая и жестикуляционная экспрессия, отклонение торса от собеседника, отрицательные движения головой.[12] К невербальным средствам общения относятся рукопожатия, объятия, прикосновения, поцелуи, поглаживания, похлопывания по спине, плечу, объединяющиеся понятием такесики. Такесические способы выражения эмоций, символизируя об определенном уровне близости собеседников, требуют особой культуры и такта. Не любое прикосновение учителя может быть учащемуся приятно. В особенности необходима осторожность в общении с взрослеющими ребятами, у которых проявляется повышенная чувствительность, нередко негативизм в отношении такесических знаков внимания. Каждый человек учится языку жестов, обретает умение координировать свои движения в пространстве. Высокая пластическая культура, которой обладают актеры, формируется в процессе специального тренинга. Вероятно, в профессиональном обучении будущих преподавателей подобные занятия также необходимы. Пока, к сожалению, в жестах многих учителей доминирует интуитивное начало. Поэтому нередко столь шокирующими бывают их манеры: экспрессивная скованность или мимическая и жестикуляционная избыточность, неоправданность, неуместность телодвижений. 5.Эмоциональная зрелость личности предполагает развитую способность контролировать внешнюю экспрессию, придержи ваться общепринятых нравственно-эстетических эталонов. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы