Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВОПРОСЪ О КРЕЩЕНШ АСКОЛЬДА И ДИРА.
51 нилось и гн^въ его утихъ, и помиловалъ Господь достояте свое. Носилась она вокругъ этихъ стенъ, и непр1ятели непостижимо какъ обращали тылъ свой; покрывала она городъ, и ихъ насыпь ') разсыпалась какъ бы по данному знаку; пршсйняла она осажденныхъ, и осада непр1ятелей не удавалась сверхъ чаяшя, которымъ они окрылялись. Какъ только девственная риза эта обнесена была по оной стене, варвары Сняли осаду города, и мы избавились отъ угрожавшаго плена и сподобились нечаяннаго спа-сешя" г). О крещенш Руссовъ говорятъ: патр! архъ ФотШ въ окружномъ по-сланш, § 35; продолжатель Порфирогенита; самъ Порфирогенитъ въ Ва-silius Macedo, п. XCVII, ed. Paris., p. 211; Кедринъ; Зонара, ibid,, p. 173, и Михаилъ Глика, ed. id., p. 298. Патр1архъ ФотШ, говоря о Руссахъ вместе съ Болгарами, пишетъ: „И не только этотъ народъ (Болгары) промхнялъ первое нечестсе на виру во Христа, но даже и многими многократно прославленные и въ жестокости и скверноубШстве вовхъ оставляющее за собою такъ называемые Руссы (тб 'Рш? ), которые, поработивъ находящихся кругомъ себя и отсюда помысливъ о себе высокое, подняли руки и противъ Римской державы, —въ настоящее время даже и сш променяли эллинское и нечестивое учете, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную виру христианскую, съ любовно поставивъ себя въ чин* подданныхъ (£ v шгг|к6шу TdSei) и друзей (нашихъ), вместо гра-блешя насъ и великой противъ насъ дерзости, которую имели не задолго. И до такой степени разгорелись въ нихъ желаше и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызаютъ веровашя (врг)0" кеицата) хри-< упанъ съ великимъ усерддемъ и ревностно". Продолжатель Порфирогенита, повторяемый Кедринымъ, кратко говорить: я Спустя немного времени (после неудачной осады Константинополя) пришло отъ нихъ (Руссовъ) въ царствуюпцй градъ посольство, просившее соделать ихъ участниками божественнаго крещенш, что и было". Пространно говорить о крещенш Руссовъ самъ Порфирогенитъ, который, впрочемъ, начинаетъ темъ, что умышленно или неумышленно смешиваетъ императора Михаила съ императоромъ Васил1емъ и naTpiapxa Фотш съ патр1архомъ Игнайемъ s): ЯИ народъ Россовъ, воинственный и ') О древнемъ обычае брать осаждаемые города посредствомъ насыпей или лрисыпи къ ихъ сгЬнамъ земли см. у Сеиды въ Словаре, подъ ел. Хшца. *) У преосвящен. ПорфирЫ, стр. 24. *) ВасилШ Македонянинъ, дЬдъ Порфирогенита, быль принять Михаиломъ въ соправители 26-го Мая 866-го года; убивъ его, остался на престоле одинъ съ 23-го Сентября 867-го года. Поел* низложешя Фопя ИгнатШ вторично возведенъ Васи-л1емъ на naTpiapmiS престолъ 23-го Ноября того же 867-го года. На основаши Порфирогенита, который относить крещеше Руссовъ къ правлешю императора Васшия, говорятъ о немъ, какъ о событш, им1шшемъ место при семь императоре: Кедринъ, Зонара и Глика. Т. I. ГЛ. I. ХРИСТ1АНСТВ0 НА РУСИ ДО СВ. ВЛАДИМИРА. безбожнейшШ, посредствомъ щедрыхъ подарковъ золота и серебра и шел-ковыхъ одеждъ (императоръ ВасилШ) привлекъ къ переговорамъ и, за-ключивъ съ ними мирный договоръ, уб'вдилъ (ихъ) сделаться участниками божественнаго крещешя и устроилъ такъ, что они приняли apxieroiCKona *)г получившаго рукоположете отъ naTpiapxa йгнапя. Арх1епископъ, при-бывъ въ страну сказаннаго народа для помянутаго дела (его крещены), принять быль имъ благосклонно. Князь этого народа, ^зозвавъ co6paHie подданныхъ и председательствуя съ окружавшими его старцами, которые по чричинЬ долгой привычки более другихъ привержены были къ суеверно, и разсуждая 6 своей вере и вбрЬ хриспанъ, призываетъ и спраши-ваетъ (apxienncKona), что возвестить и чему будетъ ихъ учить. Когда епископъ предложилъ книгу божественнаго Евангел! я и возвЬстиль имъ о некоторыхъ чудесахъ Спасителя нашего и Бога и разсказалъ имъ исто-piro о некоторыхъ чудесахъ, совершонныхъ Богомъ въ Ветхомъ ЗавйтЬ то Руссы тотчасъ поспешили сказать: „Если и мы не увидимъ чего-нибудь подобнаго и въ особенности того, что ты говоришь о трехъ отро-кахъ въ пещи, то совершенно тебе не поверимъ и не будемъ слушать твоихъ речей". Онъ же (apxienncKonb), будучи уб'Ьжденъ въ неложности сказавшаго: аще что просите во имя Мое, пршмсте, и еще: в4руяй въ Мя, дЪла, яже Азъ творю, сотворить и болыпи сихъ сотворить, когда совершаемое имеетъ быть не для тщеслав! я, а для спасешя дугаъ, сказалъ имъ: „Хотя и не должно искушать Бога, однако если вы отъ всего сердца решили приступить къ Нему, просите, чтб хочете—Богъ непременно сделаете по вере вашей, хотя я еемь и смиренный и малейшШ". Они же просили самую книгу веры христианской, то-есть, божественное и священное Евангел! е бросить въ разженный огонь, (обещаясь), если она останется невредимою, приступить къ Богу, котораго онъ проповедуетъ. После того, какъ это было сказано, священнослужитель поднялъ глаза и руки къ Богу и воззвалъ: „Прослави имя Твое святое, 1исусе Христе Боже нашъ, и ныне предъ глазами народа сего всего". И брошена была въ печь съ огнемъ книга святаго Евангел1я. По прошествш достаточнаго времени, когда печь погасла, обретенъ быль священный свитокъ не по-страдавшимъ и не поврежденнымъ и не получившимъ отъ огня никакого ущерба, такъ что даже кисти на концахъ связывавшихъ его шнуровъ (oi i \ тт? кХеЛшцаоч ir \ q Bij3\ou кросто" о{) не потерпели никакого вреда или изменешя. Увидевъ это и бывъ поражены велич! емъ чуда, варвары безъ колебаний начали креститься (Порфирогенита повторяешь Зонара) 2. *) Т. е. епископа автокефажьнаго, зависимаго (безъ посредства митрополита) прямо отъ патр! арха, каковые епископы давались варварамъ въ случае учреж-дешя у нихъ только епискотй, а не митрополШ. 2) Въ нашихъ русскихъ поздн1! Я1Пихъ извъттхъ арх1епископъ называется Сказаые о крещенш новгсродскаго князя вх Таврид5 или Крышу, Въ городе Суроагё. ДревнШ городъ Сурожъ есть нынешнее местечко Судакъ, находящееся на юго-восточномъ берегу Крыма, на юго-западъ отъ веодосш. Греки называли его СугдЬей и Сугдаей'), западные—Содаей, Солдаеи и Солдад! ей, Арабы—Судакомъ, Сурдакомъ, Шолтад! ей или Солтад1ей2), и пр. Въ житш св. Стефана, apxienncKona Сурожскаго, который умеръ около 790-го года, именно—на конце жимя, въ числъ чудесъ, находимъ слт> дую-дцй разсказъ: „По смерти святаго „мало хЬтьи минуло и пришла рать великая русская изъ Новагорода, „князь бранливъ и силенъ зъло (такъ въ половине списковъ жгачя, въ другой половинЪ: князь Бравлинъ, вар. Бравалинъ, Бравленинъ, — силенъ з'Ьло). Плънивъ (страну) отъ Корсуни до Керчи, онъ пришелъ со многою силою къ Сурожу. Десять дней тяжко бились между собою (осаждаюпце и осажденные), и послъ- десяти дней вошелъ князь въ городъ, силою сломавъ (его) железные ворота, —вошелъ въ городъ, обнаживъ мечъ свой, и пришелъ въ церковь св. Софш и раз-билъ двери и взошелъ туда, где гробъ святаго 3). На гроб* царскШ по-кровъ и жемчугъ и золото, каменья драгоценные и сосудовъ золотыхъ много: все (это) пограбили. И въ тотъ часъ разболелся (князь), — обратилось лицо его назадъ и лежа источалъ п^ну и возопилъ: „ВеликШ че-довъкъ и святой есть тотъ, который здесь; онъ ударилъ меня по лицу и обратилось лицо мое назадъ". И сказалъ князь боярамъ своимъ: „Возвратите все назадъ, что взяли". Они возвратили и хотели взять князя оттуда. Но князь возопилъ: „Не троньте меня, оставьте лежать, ибо меня хочетъ изломать одинъ старый святой мужъ, (онъ) притиснулъ меня, такъ что душа моя хочетъ выйти вонъ". И сказалъ имъ: „Тотчасъ выведите войско изъ сего города, и да не возьмутъ воины ничего". И вышло войско изъ города, но князь еще не вставалъ, пока опять не сказалъ боярамъ: „Возвратите все, сколько мы награбили священныхъ сосудовъ въ Корсуни, въ Керчи и вездЬ, принесите все сюда и положите на гробв Стефановъ". Они возвратили все и ничего себе не оставили и положили при гробь святаго. И паки въ ужасп рече святый Стефанъ князю: „Если не крестишься въ церкви моей, то не возвратишься (домой) и не выйдешь Мнхаиломъ, см. преосвящ. Макар'ш Исторщ христ1анства въ Россш до Владимира, изд. 1 стр. 285, изд. 2 стр. 232; cfr у насъ ниже. ') И по словамъ Броневскаго (Записки Одесск. Общ. Ilcmopiu, VI, 346), будто бы саде Сидагюсомъ. г) О Судак* см. въ Крымскомъ Сборник* Кеппена, стр. 113 и др. ') Св. Стефанъ былъ ногребенъ въ олтар* св. Софш, см. „Заметки XII— XV въка, относящаяся къ Крымскому городу Сутде*" въ Запискахъ Одесск. Общ. Лет. и /1ревн., V, 595. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы