Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


CKA 3 AHIE 0 КРЕЩЕНШ НОВГОРОДЦЕВЪ ВЪ СУРОЖЪ. 57



и Сурожъ въ VIII и IX вйкахъ принадлежали Хазарамъ '), и такимъ обра-зомъ—послт> днимъ изв4спемъ какъ бы прямо указываются намъ эти Азов-•ско-Тавричесюе или Черноморсше Руссше. Около одного времени съ нападетемъ Руссовъ на Сурожъ им'Ьло Micro совершенно такое же на­падете непр! ятелей, называемыхъ также oi 'Pw<; на городъ ВизантШской имперш Амастриду2), какъ это мы знаемъ изъ жиэтя св. Теория Амаст-ридскаго " ). Ясно, что тамъ и здесь должны быть разумеемы кате-то

') Stritt. Memorr. рорр. Ш, 543 (и въ житш Стефана говорится, что въ Керчи сидЬлъ хазарстй царь, см. выше).

г) Находящейся на аз1атскомъ берегу Чернаго моря, не слкшкомъ далеко оть Константинополя, на половине разстояшя между нимъ н Синопомъ, въ насто­ящее время Amasry.

*) JKiiTie, наиисанное неизвестнымъ, въ Acta SS. Бо.ъландистовь, Февраля t. Ш, d. XXI, p. 269 sqq. Въ заключеше житя изъ многихъ посмертныхъ чудесъ св. Теория авторъ разсказываетъ два, и одно изъ нихъ есть чудо о Руссахъ (пп. 43—46, р. 278). Начавъ опустошеше отъ Пропонтиды (подъ которою долженъ быть разумеемъ въ данномъ случай Босфорсшй проливъ, см. объ употребленш слова въ нашемъ смысли въ статье г. Басильевскаю „Русско-византШсше отрывки, напеч. въ журн. Мин. Нар. Проев., ч. CXCVI, стр. 174 sqq) и опустошивъ и прочее морское побережье, Руссы наконецъ явились въ отечестве святаго — АмастридЬ. Некоторые изъ нихъ пришли въ храмъ, въ которомъ лежало твло святаго, и на­чали раскапывать гробъ его, подозревая, что въ иосл-вднемъ находится сокровище, но дерзнувппе на cie поражены были онемешемъ рукъ и ногъ и стали какъ бы связанные невидимыми узами. Вождь Руссовъ, пораженный чудомъ, спрашивалъ: какого божества это есть дЬйств1е и чт> мъ оно можетъ быть умилостивлено; получивъ въ ответь, что это есть дЬйств1е едина го Бога христаанскаго и что Онъ можетъ быть умплостивленъ молитвами хриспанъ, а съ его стороны—освобождешемъ шгвн-ныхъ, вождь сдвлалъ последнее и просилъ первыхъ. Когда принесены были усерд-ныя молитвы Богу и св. Теорию, варвары освободились отъ поразившаго ихъ бо-жественнаго гнева, поел* чего вождь заключилъ съ христианами союзъ мира и дружества. Время жизни св. Теория, хронологш котораго у автора нт> тъ, опреде­ляется ймь, что онъ поставленъ въ епископы Амастридсше патр1архомъ Констан-тинопольскимъ Тарааемъ, занимавшимъ престолъ съ 784 по 806 г.: умеръ онъ, какъ это дается знать въ житш, или въ лравлеше императрицы Ирины (797— 802 гг.), или въ начал* правлешя Никифора Геника (dud revnabv, съ конца 802 г. по 811, жимя п. 33, р. 277). Сколько времени спустя после смерти святаго слу­чилось чудо, въ житш ясно не говорится и не дается знать, но самъ авторъ его, обстоятельностш сообщаемыхъ имъ бюграфическнхъ свт> дбшй, даетъ знать о са-момъ ce6i, что если онъ не современникъ Теория, каковымъ себя не называетъ, то во всякомъ случае человт> къ, живпнй после него спустя очень непродолжитель­ное время. Руссы въ житш характеризуются: „Случилось нашеств1е Руссовъ (xiliv 'Яш? ), народа, какъ все знаютъ, жесточайшаго и свирепаго и не имеющаго даже ни малейшей частицы человеколюб1я, — зверообразные нравами, безчеловеч-ные делами, самымъ видомъ показывающее скверноубШство, не находяшде ни въ чеиъ другомъ съ прочими людьми радости, какъ въ кровопролитш: этотъ-то народъ,

6-832


58       Т. I. ГЛ. I. ХРИСТ1АНСТВ0 НА РУСИ ДО СВ. ВЛАДИМИРА.

одни Руссы, разъ^зжавпие для разбоевъ по Черному морю, и что разуметь подъ этими морскими разбойниками Руссовъ Азовско-Таврическихъ есть единственное, что можно сделать*).

Неизвестное по греческимъ рукописямъ, жипе Стефана Сурожскаго могло попасть къ намъ весьма простымъ образомъ. Сурожъ, будучи горо-домъ торговымъ, им^лъ то особое значеше въ торговле, что въ немъ съезжались купцы европеисте и аз1атсше для взаимнаго обмена своихъ товаровъ (т. е. что онъ былъ местомъ своего рода Нижегородской яр­марки, которая была въ Тавриде, какъ въ средоточномъ пункте Европы и Азш, съ древнейшаго времени и местомъ которой прежде Сурожа слу-жилъ Босфоръ, нынешняя Керчь). Те изъ русскихъ купцовъ, которые». торговали аз! атскими товарами, и именно аз! атскими шелковыми тканями ездили за ними въ Сурожъ, отъ чего и получили прозваше Сурожанъ *).

губительный д^ломъ и именемъ (по всей вероятности аллкгая на £ UiS, которое упо­треблялось и въ форме (№<;.—Гедеон. Отрывки изсл'Ьдовв. о Варяжск. вопр. I, 60» что значить тарантулъ, ядовитый паукъ, а можетъ быть сближеше съ библейскими пророка 1езекшля Росами), начавъ опустошеше отъ Пропонтиды" и проч. (въ житш, которое у Болландистовъ только въ латинскомъ переводе, безъ греческаго поддинника, п. 43; гречесшЙ подлинникъ приведеннаго нами места изъ жипя въ статье А. А. Еуника „О записке Готскаго топарха", нанеч. въ Запискахь Имп. Акад. Наукъ, томъ 24, кн. I, 1875, стр. 98, прим., также въ помянутой статье Василь­ евскою, ibid. ч. CXCV, стр. 304). Г. Куникъ хочетъ разуметь подъ Руссами, на­падавшими на Амастриду, Аскольда и Дира; но позволимъ себе заметить, что о Руссахъ этихъ говорится, какъ о народе, всемъ хорошо известномъ по своимъ качествамъ, и что о нихъ прямо сказано: какъ все знаютъ, tfi<; irdvTe; foaoiv: ка-кимъ образомъ будетъ это приложимо къ Аскольду и Диру, которые явились бы для грабежей въ первый разъ?

') Въ 839 г., какъ видно изъ разсказа Вертинской летописи подъ симъ го-домъ, эти Руссы еще не были известны въ Константинополе; следовательно, они поселились на Азовскомъ море и въ Крыму и начали свои разбойничьи подвиги въ Черномъ море не особенно задолго до нашего года. Что касается до ихъ при­хода на указанное место жительства, то должно думать, что они пришли не мо-ремъ, обогнувъ всю западную Европу и прошедъ мимо Константинополя, а сухимъ путемъ чрезъ нашу теперешнюю Россш (и следовательно, что они принадлежали но своему происхождению къ Норманнамъ не западньшъ, —датско-норвежскимъ, а восточнымъ, —шведскимъ, или однимъ и темь же съ нашими Варягами: и Людовикъ Благочестивый узналъ въ присланныхъ ему беофиломъ въ 839 г. Руссахъ именно Свеоновъ, т. е. Шведовъ).

*) Отсюда произошло назваше Суровской (вместо Сурожской) рядъ. О Су-роже и купцахъ, торговавшихъ въ немъ или Сурожанахъ, упоминаютъ: Слово о полку Игоревомъ (по изд. въ Русск. Достопам., ч. Ш, стр. 40: „велитъ послушатя земли незнаеме—Вълзе и Поморш и Сурожу и Корсуню" ), Ипатьевская летопись подъ 1288 г. (при описанш смерти Владимира Васильковича Галицкаго: „плакашеся надъ нимъ все множество Володимерцевъ, Немци и Сурожьце и Новгородци и Жи-


CKA 3 AHIE 0 КРЕЩЕШИ НОВГОРОДЦЕВЪ ВЪ СУР0Ж*.              59

Такъ эти-то купцы и могли вывести изъ Сурожа жиие св. Стефана, м-Ьст-наго Сурожскаго святаго (котораго они должны были почитать, подобно тому какъ купцы, торгуюпце на Нижегородской ярмарки, почитають преп. MaKapifl). Предположивъ, что эти купцы были Новгородцы или вообще откуда бы то ни было изъ сЬверной Руси, мы легко поймемъ, какимъ образомъ изъ о1 'Pwq подлинника явилась въ славянскомъ переводи: „рать велика русская изъ Новограда". Если въ житш говорилось о Русскихъ, то наши pyccKie переводчики его естественно должны были заключить, что въ немъ говорится именно о насъ Русскихъ, ибо другихъ — Черно-морскихъ Русскихъ, разумеется, не могли же они знать. Если переводчики были изъ сЬверной Руси, то они должны были предположить подъ Рус­скими Новгородцевъ потому, что въ древнее время въ северной Руси быль одинъ только Новгородъ, которому можно было бы усвоить походъ въ чуж! я земли. Что касается до имени князя, то гораздо вероятнее думать, что подлинное чтете жстпя есть „бранливъ и силенъ", и что собственное имя Бравлинъ возникло изъ „бранливъ" просто всл£ дств1е описки писца: это имя какъ будто не есть славянское имя, а просто случайное соеди-неше звуковъ, происшедшее сейчасъ указаннымъ путемъ (имя Бравлинъ

дове" ); какъ о купцахъ удальныхъ молодцахъ говорятъ о Сурожанахъ народныя 1гЬсни (Песни, собр. Курпевск., вып. 3, стр. 107: „Ой ты гой еси охотничекъ, Су-ровецъ, богатъ самъ Суздалепь" ). По важному торговому значение и по большой известности у насъ Сурожа и Азовское море, составлявшее водяную дорогу къ нему, получило назваше Сурожскаго. Съ конца ХШ века Сурожъ заменила въ Крыму основанная Генуезцами Кафа, въ которую перешла изъ перваго и русская торговля (о сей последней въ XV в. см. Записки Одесск. Обил. Исторт, V, стрр. 213, 231, 234 церваго счета и второго 148, 149), при чемъ однако купцы, въ ней торговавппе, по прежнему продолжали называться Сурожанами. О позднбйпшхъ Сурожанахъ см. Еарамз. V, 231 и прим'вчч. 32, 70, въ частности о Новгородскихъ— Собр. Госуд. Грам. и Догов. II, 58. Кроме Русскихъ купцовъ, торговавшихъ въ Сурожт., могли еще привести въ Россш жите св. Стефана сами крымсше Греки. Некоторые утверждаютъ, не знаемъ на какомъ основанш, что супруга Суздаль-скаго князя Константина Васильевича (f 1355) была дочь крымскаго Манкупскаго князя (Родословная роспись потомковъ вел. кн. Рюрика, составленная Н. Головгшымь, М. 1851, V, 338, cfr Еарамз. IV, прим. 374; городъ Манкупъ или Мангупъ, весьма замечательный своимъ положешемъ на высокой неприступной скал* и нынй оста­ющейся только въ необитаемыхъ развалинахъ, находился недалеко на востокъ отъ Севастополя; передъ 1474 годомъ МанкупскШ князь Исайко предлагалъ свою дочь въ замужество за сына вел. кн. Ивана Васильевича Ш, Еарамз. VI, 56: на осно­ванш этого предложешя есть вероятность заключать, что прежде действительно бывали браки между князьями Русскими и Манку некими); къ вел. князю Василью Дмитр1евичу пр1ехалъ на службу князь Стефанъ Васильевичъ именно изъ Сурожа (бывшШ родоначальникомъ Ховриныхъ, Головиныхъ и Третьяковыхъ, Родосл. книга изд. Новикова, II, 270).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь