Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Приходское духовенство и приходы .
Обращаемся къ низшему или приходскому духовенству. О томъ, какъ нужно думать относительно самаго перваго появ-ленш у насъ священниковъ, съ запасомъ которыхъ Владимиръ при-ступилъ къ общему крещешю народа, мы уже говорили выше. Прежде всего онъ им'Ьлъ то или другое некоторое число ихъ уже готовымъ въ священникахъ тЬхъ Варяговъ-христнъ, которые были въ Шев'Б передъ его крещетемъ. ЗагЬмъ, изъ похода Корсунскаго онъ при- *) Патр1архи называютъ арх1епископовъ Новгородскнхъ епископами въ половине XIV в. (Миклош. Acta Patriarch. Constantinop. I, 347). г) Т. е. по словопроизводетву; въ ириложенш къ автокефальнымъ епископамъ оно вовсе не значило начальнаго епископа, а значило епископа, непосредственно подчиненнаго патриарху. Въ нашихъ Азбуковникахъ: „apxienncKonb—начало епископомъ, рекше начальствуяй (надъ епископы), арх1епископи (бо) учинени, яко да назираютъ надъ епископы"... ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО II ПРИХОДЫ. 445 велъ съ собою священниковъ греческихъ. Такт, какъ однихъ и дру-гихъ не могло быть достаточнымъ для того, чтобы приступить къ общему крещенш народа и такъ какъ посл'Ьдте изъ нихъ, по незна-нш русскаго языка, имели быть бол'Ье общими руководителями д-вла крещешя, ч'Ьмъ принимать на себя действительное пастырство надъ крещенными: то со всею вероятности следуетъ думать еще, что было выписано и получено большее или меньшее количество священниковъ изъ Болгарш и, можетъ быть, также изъ Венгерской Руси. Такъ или иначе создавъ необходимый запасъ священниковъ, Владимиръ присту-пилъ къ общему крещенш народа. Но съ минуты приступа къ сему последнему открывалась нужда уже не во временномъ только бблыпемъ или меньшемъ ихъ запасЬ, а въ томъ, чтобы дать ихъ въ возможно достаточномъ количестве всей стране, чтобы представить и поставить то огромное ихъ количество, при которомъ бы все новокрещенные не по имени только, а на самомъ деле оказались съ своими пастырями и при которомъ бы могли быть образованы приходы более или менее въ обыкновенномъ смысле этого слова. Какъ ведено было правитель-ствомъ это дело создашя первыхъ священниковъ для всей страны, въ летописи, къ сожалешю, не находимъ извести. Она сообщаетъ, что Владимиръ сейчасъ или вскоре после возвращешя изъ похода подъ Корсунь < пославъ нача поимати у нарочптыя чади дети и даяти нача на ученье книжное>; но, какъ уже мы говорили выше, это извеспе нужно понимать такъ, что дети нарочитой чади или бояръ были собраны и розданы на ученье книгамъ не съ тою спещальною цЬлш, чтобы приготовить въ нихъ будущихъ священниковъ, а съ тою общею целш, чтобы сделать ихъ просвещенными людьми, чтобы съ ихъ генерации ввести въ сословш боярскомъ образованность и просвещеше, о чемъ, какъ это необходимо думать, заботился Владимиръ. Дети бояръ необходимы были для великокняжеской службы и нельзя думать, чтобы правительство решилось пожертвовать ими церкви, гЬмъ более, что въ жертве этой не было никакой нужды, ибо для церкви совершенно было безразлично—будутъ ли ея священники изъ детей боярскихъ или изъ кого бы то ни было. Съ другой стороны, и сами бояре не могли иметь ни малейшей охоты на то, чтобы отпустить детей своихъ въ священники, ибо это значило бы то же, что иметь охоту отдать своихъ детей на низведеше изъ бояръ въ пролетарш. Не имея положительныхъ пзвестш, остается делать предположе-шя. Единственное предположеше, которое можетъ быть здесь делаемо, есть следующее: крестивъ каждую большую область, Владимиръ оста- 446 Т. I. ГЛ. 1П. УПРАВЛЕШЕ. влялъ везде некоторое количество священниковъ изъ того общаго запаса ихъ, который им'Ьлъ, и одновременно съ симъ было присту-паемо въ каждой области къ набору кандидатовъ въ священники изъ ея новокрещенныхъ или новообращенныхъ. Если бы кому-нибудь не кстати вспомнилось, что апостолъ и за нимъ отеческ1я правила за-прещаютъ ставить во священники новокрещенныхъ, то отвътъ этому кому-нибудь тотъ, что нарушить запрещете была неизбежная нужда, что причина, по которой оно сделано: да не разюрдтьвся въ судъ впадешь дшволъ, у насъ вовсе не имела приложешя и что по нуждЬ бывало нарушеше каноновъ и въ самой древней церкви, какъ свидътель-ствуютъ те же каноны '). Сейчасъ мы сказали, что фгч боярсюя набраны были въ ученье книгамъ не для приготовлетя во священники; но и вообще думать, будто первые кандидаты во священники были набираемы изъ детей, значить предполагать то, что изъ всего есть наименее вероятное. Набрать детей значило—обречь себя на продолжительное ожидаше, между твмъ какъ въ священникахъ была настоятельная нужда: съ какой же бы непостижимой стати набрали дътей, а не взрослыхъ? Очень можетъ быть, что не вполне строго сообразовались съ предписатемъ каноновъ церковныхъ, требующимъ, чтобы во священники были поставляемы люди не моложе ЗО-лйтняго возраста, какъ не со всею строгостью наблюдалось у насъ это предписате н во все последующее время, но совершенно необходимо предполагать, что были набираемы въ кандидаты не дети, а люди взрослые, которые, после возможно скораго и бътлаго приготовлетя (о кото-ромъ скажемъ всл^дъ за симъ ниже), тотчасъ же могли бы быть поставляемы во священники. Одинъ разъ едвланнымъ наборомъ кандидатовъ во священники вовсе не могли кончиться заботы правительства по приготовлетю сихъ последнихъ. Напротивъ, после перваго набора долженъ былъ иметь место целый перюдъ таковыхъ правительственныхъ наборовъ, который, какъ нужно думать, въ однихъ местахъ окончился ранее, въ другихъ позднее, но который вообще продолжался не менее какъ до половины княжетя Ярослава, а можетъ быть и значительно далее: лЬтописи свидетельствуютъ, что такой правительственный наборъ сделанъ былъ по приказание Ярослава въ Новгороде въ 1030 году 2). Шть со-мнешя, что самый первый наборъ кандидатовъ во священники во всехъ областяхъ былъ наборомъ чисто п буквально принудительнымъ, что, 1) 1 всел. соб. пр. 2. г) СофШск..тЬт. въ Поли. собр. лЬтт. т. Т и Никон. хЬт. подъ симъ годомъ. ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО И ПРИХОДЫ. 447 при отсутствш добровольных/в охотниковъ, кандидаты были набираемы пли вербуемы силой, при чемъ сейчасъ помянутый прим^ръ Новгород-скаго набора 1030 года даетъ основан1я предполагать, что вербовка и доставка или поставка нужнаго количества кандидатовъ была возлагаема на старость крестьянскихъ обществъ '). Съ перваго взгляда представлялось бы вероятным ь предполагать; что не одинъ первый на-боръ былъ принудительнымъ, но что и нвсколыае или даже мнопе последующее были таковыми же, такъ что нужно было бы думать, что священство довольно долгое время было своего рода военною повин-ностш, имевшею причинять правительству не мало заботь и хлопотъ. Едва ли однако следуетъ предполагать это на самомъ деле. Глубоко искренняя и настоящая привязанность къ христаанству явилась не вдругъ, но предуб^ждеше противъ него должно было пройдти довольно скоро, а вмъсгб съ симъ столько же скоро должны были явиться и добровольные охотники идти въ священники. Совершенно естественно стремиться человеку перейдти изъ худшаго положешя въ лучшее; если правительству окажется нужда призвать людей къ новому роду деятельности и если для него при этомъ безразлично, изъ кого бы эти люди ни были, то оно всегда найдетъ желающихъ поспешить на его призывъ изъ числа тЬхъ людей, для которыхъ новое положеше будетъ болыпимъ или меныпимъ улучшешемъ противъ прежняго. Положеше нашего приходскаго духовенства, собственно говоря, съ самаго начала было вовсе и далеко не блистательнымъ. Но все же б.ылъ весьма немалочисленный классъ людей, для которыхъ оно должно было представляться значительно лучше ихъ собственнаго положешя. А такъ какъ для правительства было совершенно безразлично—пойдутъ ли во священники эти люди или друпе, то и представляется не мало вйро-ятнымъ думать, что после перваго же набора изъ числа сихъ людей явились добровольные охотники идти во священники и что такимъ обра-зомъ последующее правительственные наборы после самаго перваго были не столько принудительными вербовками, сколько вызывашемъ и набирашемъ добровольныхъ охотниковъ. Когда этихъ добровольныхъ охотниковъ явилось столько, что ими несомненно ужо имело быть обезпечено дальнейшее пополнеше свя-щенниковъ, правительство должно было прекратить свои наборы и ') „Приде (Ярославъ) къ Новугороду (и) собра отъ старость и поповыхъ дьтей 300 учити книгамъ". Отъ старость, какъ уже мы говорили выше, нужно понимать не такъ, что дьтей ихъ, а такъ, что имъ, какъ представителямъ крестьянскихъ обществъ, приказано было набрать кандидатовъ изъ сихъ посл'бднихъ. 448 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы