Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Т. I . ГЛ. III . УПРАВЛЕНГЕ.
ныхъ церквахъ держали ежедневную службу не только священники са-мыхъ этихъ церквей, но съ большими или меньшими общинами священ-никовъ другихъ городскихъ или вм'Ьст'Б городскихъ и увздныхъ церквей, отъ чего именно онЬ и получили назваше церквей соборныхъ. Для отвъта на вопросъ необходимо предполагать, во первыхъ, что въ древнее время были иные обычаи относительно заздравныхъ молебновъ и случайныхъ поминовенш, во-вторыхъ—что тутъ д" бло было въ поминовешяхъ на-рочнтыхъ, такъ называемыхъ сорокоустныхъ. И въ настоящее время между богатыми людьми купеческаго зватя отчасти еще ведется, что заздравные молебны себй и паннихиды по родителяхъ въ дни ихъ памяти поютъ не только въ своихъ приходскихъ церквахъ, но заказы-ваютъ петь и въ другихъ, многихъ или немногихъ, церквахъ '); относительно же древняго времени, судя по примеру Грековъ даже нынешнему, должно думать, что тгЕше молебновъ и паннихидъ многими священниками считалось бол'Ье пли менЬе обязательнымъ или обыч-нымъ. Но въ древнее время нельзя было двлать такъ, чтобы заказывать молебны или паннихиды во многихъ церквахъ, ибо въ другихъ приходскихъ церквахъ города за исключешемъ одной назначенной или, если въ городе было несколько соборовъ, —за исключешемъ нЬсколь-кихъ назначенныхъ, не было ежедневныхъ службъ; вместо этого въ древнее время можно было дЪлать то, чтобы призывать желаемое количество священниковъ въ одну церковь, въ которой была ежедневная служба, и чтобы въ ней заставлять священниковъ петь одинъ соборный молебенъ или одну соборную панннхиду (завтра челов'Ькъ былъ именинникъ или у него была память по родителямъ; сегодня онъ по-сылалъ къ главному соборному священнику, который назывался про-топопомъ или соборнымъ старостой, съ заказомъ соборнаго молебна или соборной паннихиды изъ столькихъ-то священниковъ, —н прото-попъ или староста приглашалъ въ соборъ желаемое количество священниковъ). Что касается до поминовенш нарочитыхъ, сорокоустныхъ, то, съ одной стороны, необходимо думать, что соборы нужны были для раздачи сорокоустовъ между священниками, а съ другой стороны— весьма вероятно думать, что они нужны были для надлежащего, по тогдашнимъ пошгпямъ, нЬтя паннихидъ въ нарочито поминовенные дни сорокоустовъ, т. е. въ 3-й, 9-й и 40-й дни. Въ древнее время у насъ принималось, что священникъ не можетъ петь за разъ двухъ ') Что это весьма велось въ ХМ в., см. соборный приговоръ 1594-го г. объ учрежденш въ Москвт. поповскихъ старость, —Акт. Эксп. т. I, Л* 360. ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО II ПРИХОДЫ. 499 или нвсколькихъ сорокоустовъ, но каждый сорокоустъ долженъ выпивать особо '). Следовательно, если въ приходе въ продолжете 40 дней случалось нисколько покойниковъ, по которымъ желали пить сорокоусты, то втораго и слЬдующихъ сорокоустовъ нельзя было отдать своему священнику и для ихъ пен1я нужно было искать чужихъ священниковъ, у которыхъ не было сорокоустовъ. Въ этомъ-то случае соборы (представляя въ лице своихъ протопо-повъ или старость какъ бы справочный конторы) и должны были служить посредниками между заказчиками сорокоустовъ и священниками, принимая ихъ отъ первыхъ и раздавая ихъ тЬмь изъ вто-рыхъ, у которыхъ ихъ не было 2). По сейчасъ сказанному нами доходы отъ нбшя сорокоустовъ не могли быть особыми доходами каждаго прихода, но должны были более или менее распределяться между всеми священникамн каждаго целаго города. На семъ основаши весьма вероятно предполагать, что для совершеннаго уравнешя въ отноше-нш къ нимъ всехъ священниковъ каждаго города начали видеть въ нихъ не частные доходы каждаго священника, сколько каждому приходилось пЬть, а общш доходъ всехъ священниковъ, такъ чтобы общую сумму его делить поровну между всеми: но для подобнаго устройства и ведешя дела нужны были заведующее последнимъ центры, каковые и представляли собою соборы. Паннихиды въ нарочито поми-новенные дни сорокоуста называются у Грековъ тсараттаак;, что собственно значить торжественный пр1емъ у царя, торжественный выходъ царя, и что по отношение къ церковной службе значить службу возможно торжественную. Такъ названы наши паннихиды у Грековъ потому, что оне совершаются возможно болыпимъ количествомъ священниковъ (если не ошибаемся, полнымъ желаемымъ числомъ священниковъ для этихъ паннихидъ считается 40, по сорокодневш, въ которое оне совершаются). Весьма вероятно предполагать, что какъ было и есть у Грековъ, такъ было у насъ въ древнее время: но чтобы безъ затруднетя устроять подобный службы, нужны были посредствуюнця места, каковыя представляли собой соборы 3). (Первоначально было *■ ) См. 2-й половины тома стр. 395 нач. по 1-му изданш. 2) Cfr помянутый выше соборный прнговоръ объ учреждены въ Москв'Ь по- 3) Назваше сорокоустъ позволяете сделать еще предноложеше. Сорокоустъ, 500 Т. I. ГЛ. П1. УПРАВЛЕН1Е. учреждаемо въ каждомъ городе по одному собору, но потомъ въ боль-пшхъ городахъ, по Mipi увеличешя числа священниковъ, были учреждаемы новые соборы. Если заключать ко всЬмъ лгвстамъ отъ Пскова, относительно котораго мы шгвемъ положительныя извЬспя: то это происходило такимъ образомъ, что общину перваго собора образовывали изъ себя священники, которые находились въ городе на лицо (а что касается дс самаго Пскова, то здесь не только священники городсие, но и уЬздные, и не только бъчше, но и черные или 1еромонахи), а что священники, которые съ учреждешемъ новыхъ приходовъ являлись посл'Ь учреждешя собора, оставались внв общины, священниками < не-вкупными>; что за тЬмъ, когда невкупныхъ священниковъ набиралось достаточное количество, они учреждали изъ себя новый соборъ '). Какое предполагать, что у богатыхъ людей было принято пить въ нарочито поминовен-ные дни сорокоуста по сороку обеденъ (т. е. въ сорока приходахъ). Предположе-ше это становится совершенно вероятнымъ въ виду Московскихъ сороковъ, о ко-торыхъ сейчасъ.—Что въ древнее время усерд1е къ поминовешю родителей было не меньшее, ч4мъ теперь, если не значительно бблыпее, объ этомъ сл'Ьдуетъ заключать изъ примера Грецш и объ этомъ отчасти говорятъ и наши собственныя свидетельства. Въ Грецш предписывалось закономъ (и обычаемъ, обратившимся въ законъ), что если челов'Ькъ умиралъ безъ духовнаго завйщатя, то третья часть его имущества отделялась на поминъ его души, —Новелла Константина Порфиро-генита у Bflxapie въ Jus Graeco-Romanum, Ш, 276, и у Миня въ Патрол. t. 113, р. 597, п. 11, Армснопулъ въ Прохирон*. lib. 1, tit. XVIII, § 22, lib. V, tit. VIII, § 9 и 78 (а если умиралъ безъ наслйдниковъ, то на поминъ—половипа iraiHia, — у Ралли и 77. V, 123 нач.). Что касается до нашихъ свидетельству то въ Яро-славовой Правде, въ главе: „О задници (наследстве) боярстей и о дружине" говорится: „паки ли (кто) безъ ряду (безъ письменнаго уряжешя, завещашя) упреть, то все детемъ, а на самого часть дати души", —Русск. Достопп. I, 44. *) Запись въ 1-й Псковской летописи, —Собр. летт. IV, 215, объ учрежде-Hin въ 1453-мъ г. четвертаго собора во Пскове: „Того же лета биша челомъ Попове невкупнш князю Псковскому и посаднику степенному и всемъ посадникомъ, что быти четвертому собору во Пскове; и шедъ князь и вси посадники Псковсшя владыце Еуфимда биша челомъ: „благослови, господине, четвертому собору быти во Пскове"; и благослови владыка поповъ невкупныхъ четвертый соборъ держати, вседневную службу, у святаго Спаса Всемилостиваго на Торгу да у святаго Христова мученика Дмитр1я въ Домонтове стене". Запивь въ той же летописи, —ibid. стр. 221, объ учреждены въ 1462 г. пятаго собора во Пскове: „Того же лета скопившеся попи невкупнш биша челомъ Пскову, чтобъ пятому собору быти во Пскове; и Псковичи повелеша пятому собору быти у Похвалы святыя Богородица да у Покрова святыя Богородица да у Святаго Духа за Домонтовою стеною". См. еще грамоту митр. Филиппа во Псковъ отъ 1471-го г. съ разрешешемъ учредить шестой соборъ, —въ Акт. Ист. т. I, № 283, и въ Памятнн. Павлов. №103.— Учреждеше въ городахъ соборовъ съ образовашемъ при нихъ общинности город- |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы