Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРОСТРАНСТВО ЕПАРХ1АЛЬНАГО СУДА. ЦЕРКОВНЫЕ ЗАКОНЫ. 401
Вгретьихъ, по всЬмъ спнскамъ устава Владпмиръ говорить, что онъ предоставляегь суду епископовъ известное количество дЬлъ гражданскихъ на основаши греческаго Номоканона. Но это неправда, и следовательно—самъ Владимиръ не могъ этого сказать. Вчетвертыхъ, по всЬмъ спискамъ устава Владимиръ предостав-ляетъ суду епископовъ < смилное> или тяжбы изъ-за брачныхъ кон-трактовъ (рядныхъ грамотъ) и тяжбы о < заднице> или о наследстве (< дети тяжутся о задницю> ). Но относительно тяжебъ о насл'Ьдств'Б мы им4емъ положительное свидетельство, что при Ярослав* онъ подлежали суду князя *), а зат^мъ—ни однихъ, ни другихъ тяжебъ нена-ходимъ подлежащими суду епископовъ даже въ половине XII вика (грамота Ростислава Смоленскаго). Впятыхъ, по всъмъ спискамъ устава предоставляются въ немъ завъдыванго епископовъ больницы, гостинницы, странногллимницы, съ судомъ надъ паломниками, л'Ьчцами и сторонниками. Но несомненно, что при Владимире, какъ и после, у насъ вовсе не было помяну-•гыхъ богоугодныхъ заведешй (cfr 2-й половины тома стр.749 по 1 изд.). Въ наибольшей части списковъ устава во вступлети говорится о томъ, что Владимиръ после крещешя взялъ у naTpiapxa перваго митрополита Шеву, такъ что это место (о взятш митрополита у naTpiapxa) со всею вероятностно должно быть относимо къ местамъ, принадле-жащимъ оригиналу. Но во всехъ техъ спискахъ, которые, говоря о семъ, называютъ naTpiapxa по имени, —а такихъ списковъ въ своей категорш решительное большинство, — онъ есть ФотШ, умерпий до Владимира за сто летъ ! ). церкви сей свягЬй Богородицы отъ именья моего и отъградъ лсгст десятую часть". Летопись говорить, будто Владимиръ „далъ 64 десятину къ церкви той по всей Русской земли" только подъ 1169-мъ г. (Лавр., —Ипатск. подъ 1172-мъ г.), когда уже плохо разумелось, что такое десятина (а какъ это последнее могло случиться, ясно будетъ изъ следующихъ ниже речей о десятине). ') Въ Правд* Ярославовой: „Аже братья ростяжуться передъ княземъ о зад-ницю"... то... Толковать образъ выражен1я: „аже ростяжутся" такъ, что тяжущимся предоставляется обращаться къ суду князя, если они не хотятъ идти на судъ епископа, натянуто и неосновательно. По характеру нашего суда, о чемъ мы говорили немного выше, у насъ не могло быть того, чтобы тяжущимся было предоставлено по произволу обращаться къ тому или другому суду. Словомъ „аже", которое въ данномъ случай действительно сообщаетъ рйчи некоторую неопределенность, начинается въ Правд* чуть не каждый параграфъ или каждая статья. *) Имени патр. Фопя нить • въ н4которыхъ спискахъ устава позднейшаго времени, когда было узнано, что онъ не современникъ Владимира. Но вместе съ pi-шительнымъ большинствомъ позднейшихъ списковъ оно стоить въ списке древней- 402 Т. I. ГЛ. III. УПРАВЛЕШЕ. Какъ нахождеше чего-нибудь во всвхъ спискахъ устава свид4-тельствуетъ о принадлежности этого чего-нибудь самому автору, такъ, наоборотъ, отсутств1е чего-нибудь во всвхъ спискахъ устава должно, конечно, свидетельствовать о небытш этого послйдняго въ самомъ оригинале. Между делами, поручаемыми ведешю епископовъ, ни въ одномъ списке устава не читается: < аще кто водить две женЬ>. Между гЬмъ со всею необходимостно должно предполагать, что это преступлеюе предоставлено суду епископовъ съ самаго начала и самимъ св. Вла-димиромъ. Отсутств1е его въ уставе даетъ знать, что послйдтй явился въ то время, когда язычесгай обычай двоеженства совсвмъ вывелся или, по крайней мере, сталь такъ рйдокъ и незаметенъ, что не на-помнилъ о себе его авторамъ. Если бы Владимиръ действительно далъ церкви свой писанный какого устава Владимирова '). шемъ, такъ что несомнительно должно быть принимаемо за принадлежащее оригиналу устава. ') Въ позднейшей южной Руси изв^стенъ только уставъ Ярославовъ, со-веЬмъ отличный отъ устава Ярославова сввернаго, который мы разум'Ёемъ въ самомъ текст*, —Акты Западн. Россш т. I, №№43, 82 и 166. Этотъ последтй уставъ, также подложный, несомненно свидЬтельствуеть о подложности устава Владимирова, ибо онъ даетъ видеть, что въ позднейшей южной Руси пространство цер-ковнаго суда было не то, какимъ бы оно должно было быть по уставу Владимирову (въ некоторыхь позднт> йшихъ Кормчихъ, спиеанныхъ съ древнихъ списковъ южнаго происхождешя, читается уставъ Владимировъ, напр. въ списки Кормчей XVI века Румянцевскаго Музея по описашю Востокова № 235. Это должно понимать не такъ, чтобы уставъ читался въ самыхъ оригиналахъ, а такъ, что писцы списковъ пом1> -щаютъ его у себя сверхъ последнихъ, или въ дополнеше къ последнимъ).—„Чтобы сохранить подлинность устава Владимирова, —говорить Неволит, —можно предполагать, что по какой нибудь причин* уставъ Владимировъ не быль извъхтенъ Ростиславу Мстиславичу (Смоленскому)", —О пространстве церковнаго суда въ Пол-номъ собранш сочиненШ т. VI, стр. 291. Но предполагать это совершенно невозможно и было бы въ высшей степени странно. Да если бы Ростиславъ и не зналъ устава Владимирова, то онъ зналъ бы, какое пространство на основании устава имелъ судъ церковный въ действительности и конечно, предоставилъ бы его епископу Смоленскому въ томъ объеме, который онъ имелъ (между темъ какъ онъ цредоста-вляетъ его совсемъ не въ томъ объеме, какой дается ему уставомъ). ПРОСТРАНСТВО ЕПАРХ1АЛЬНАГО СУДА. ЦЕРКОВНЫЕ ЗАКОНЫ. 403 Со всякими усшпяни можно еще пожалуй доказывать подлинность устава Владимирова; но никакими усюпями нельзя доказать подлинности устава Ярославова, такъ что самая попытка д-влать это была бы оригинальнымъ упорствомъ и более ничего. Уставъ этотъ, дошедпцй до насъ, также какъ и уставъ Влади тяжъ судити князю и бояромъ; далъ есмь митрополиту и епископомъ тЬ суды, чтб писаны въ правил^хъ въ Номоканоне, по всемъ гра-домъ и по всей области, где крестьянство есть. Аже кто умчитъ девку или насилитъ, за соромъ ей>... столько-то, епископу столько-то. < Аже кто пошибаетъ (бьетъ) боярскую дщерь или боярскую жену>.„, за соромъ ей столько-то, а епископу столько-то, и т. д. По всемъ спискамъ устава Ярославъ говорить, что онъ сложилъ его по данью или по записи отца. Но если Владимиръ имелъ наме-реше написать уставъ, то съ какой стати онъ не сделалъ бы этого самъ, а поручилъ устно или письменно (! ) Ярославу (котораго онъ вовсе не прочилъ въ свои преемники)? И почему Ярославъ исполнилъ бы волю отца не въ начале правлен! я, а только подъ самый конецъ его? Вообще непонятныя въ подлинномъ Ярославовомъ уставе слова пока-зываютъ только то, что составители его не знали о существоваши мни-маго устава Владимирова, что вполне подтверждается и взаимнымъ счислешемъ ихъ содержашя (А митрополитъ Иларюнъ, поставленный подъ самый конецъ правлетя Ярослава, конечно, потому, что составители не знали другаго митрополита времени Ярослава). По всемъ спискамъ устава Ярославъ говорить, что онъ предо- ') См. также въ приложены къ этой глэвй. 404 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы