Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СРЕДСТВА С0ДЕРЖАН1Я ДУХОВЕНСТВА ВЫСШАГО И НИЗШАГО. 541



рыя бы ставили его до некоторой степени на одну ногу съ ними самими? Относительно городскихъ приходскихъ церквей возможно, что н'Ькоторыя изъ нихъ владели нашими недвижимыми имъ*шями уже въ перюдъ до-монгольскШ, какъ владели ими послй, т. е. еще въ этотъ першдъ нйкоторын изъ сихъ церквей были надЬлены нашими им'Ьшями отъ своихъ ктиторовъ или отъ своихъ прихожанъ—вотчинниковъ. Но во всякомъ случай необходимо думать, что таия церкви представляли собою не болйе, какъ только крайне немногочисленныя исключешя. Един­ственная приходская церковь перюда до-монгольскаго, о нашихъ не-движимыхъ имйшяхъ которой въ этотъ перюдъ мы знаемъ положи-тельнымъ образомъ, есть Шевская Десятинная церковь Богородицы. Летописи Лаврентьевская и Ипатская (одна повторяя въ данномъ случай другую) говорятъ, что въ половикЬ XII вика ей принадлежалъ одинъ городъ или городокъ и зат^мъ, выражаясь не совсЬмъ опре­деленно, какъ будто даютъ знать, что вмйстй съ городомъ принадле­жала и окружная послйдняго волость '). Если мы допустимъ даже последнее, если мы допустимъ даже, что Десятинная церковь владела не однимъ городомъ и не одной волостью, то отсюда не будетъ сле­довать никакого заключешя по отношешю къ другимъ церквамъ. Де­сятинная церковь представляла собою решительное исключеше изъ всЬхъ приходскихъ церквей древней Руси. Со времени Ярослава пере-ставъ быть каеедральною церковш митрополитовъ, она все-таки оста­лась матерью церквей Русскихъ и великою церковш крестителя Руси.

') Въ лйтописяхъ Лаврентьевской и Ипатской при onucaHiii одного набега Половцевъ, который первая относить къ 1169 г., а вторая къ 1172 г., упоми­нается Полоный или Полный, „святей Богородици градъ десятинный", т. е. городъ, принадлежавппй св. Богородице Десятинной, находившейся неизвестно где на ci-веръ или на сЬверо-западъ отъ Kieea (какъ сл4дуетъ изъ указашя летописей, особый отъ Полонныхъ Волынскихъ, упоминаемый вместе съ сосЬднимъ городомъ Семочемъ или Семьчемъ, местность котораго не совсЬмъ определенно указывается въ Ипатской л-втоиися подъ 1257 г., —2 изд. стр. 555), и загвмъ какъ будто дается знать, что вмъсгЬ съ Полонымъ принадлежала церкви большая или мень­шая окружная волость: Половцы, захвативпие Полоный, были поражены Русскими, которымъ „бысть помощь хреста честнаго и святое Матери Божьи Десятиньное, ея же бяхуть волости заяли": подъ волостями можно разуметь самый Полоный, понимая волость въ смысле влад4н1я, но также и окружную волость, понимая по­следнее слово именно въ собственномъ смысле волости.—Впоследствш упоминается въ Шевской области Полоный, принадлежащШ князьямъ, —Ипатск. л4т. подъ 1195 и 1196 гг., 2 изд. стрр. 462 и 468; неизвестно, нашъ ли, но если нашъ, то дело должно будетъ понимать такъ, что после 1169 г. ояъ былъ прюбретенъ князьями посредствомъ купли, обмена или незаконнаго присвоешя.


542


Т. I. ГЛ. " III. УПРАВЛЕН1Е.


Какъ таковая, какъ церковь, представлявшая собою общую великую ктиторш не только великихъ князей, но и всЬхъ князей Русскихъ, она могла быть наделена недвижимыми им^шями не менее и даже более, ч'Ьмъ епископш ').

Землей для собственной обработки причты сельскихъ приходскихъ церквей могли владеть, подразумевается, совершенно такъ, какъ въ настоящее время: земля—церковная, хозяйственное заведеше и обра­ботка—свои на подоб1е крестьянъ. Было или не было наделено у насъ сельское приходское духовенство при своемъ первомъ появленш па-хатной землей отъ правительства, которое бы въ случае над^леша узаконило, что каждая сельская приходская церковь должна владеть изв'встнымъ количествомъ помянутой земли, для ответа на этотъ во-просъ мы не пм'Ьемъ совершенно никакихъ положительныхъ данныхъ. По заключешямъ отъ позднМшаго времени и по соображетямъ anpio-рическимъ должно думать, что этого не было. Если бы при первона-чальномъ устройстве быта сельскаго духовенства было у насъ поста­новлено наделять его въ изв'Ьстномъ количестве пахатной землей, то этотъ законъ былъ бы долженъ остаться въ силе и на все после­дующее время, ибо при благодатномъ обилш у насъ земли вовсе нельзя придумать никакихъ причинъ, по которымъ бы онъ могь быть отмененъ, а между темъ въ последующее время находимъ, что не все причты сельскихъ церквей владели пахатными землями 2) и вовсе не находимъ такого закона, чтобы владели ими все они. Наделете сель­скихъ священниковъ землей для собственной обработки предполагаетъ взглядъ на нихъ какъ на земледельцевъ, какъ на священниковъ и вместе крестьянъ. Въ настоящее время мы такой взглядъ и имеемъ на нашихъ сельскихъ священниковъ, потому что таковыми ихъ видимъ и потому что действительность пр1учила насъ къ такому взгляду; но по идее священникъ и земледелецъ-крестьянинъ не имеютъ между собою ничего общаго, а следовательно и у нашего правительства

') О великомъ усердш къ Десятинной церкви всЬхъ князей русскихъ см. летопись Лаврентьевскую подъ 1086 г. и Ипатскую подъ 1087 г.

2) Въ переписныхъ книгахъ Новгородской области XVI в. упоминаются сель-ск1я церкви, при которыхъ не было земли, см. у Неволит О пятинахъ, приложж. стрр. 33, 39, 79, 153, 178, 198, 200, 202 и друия. Въ РегламентЬ предписывается брать на содержаше школъ арх1ерейскихъ тридцатую часть всякаго хл'Ьба on. земель церковныхъ, гдгь суть, —2-й части, дъмгь епископскихъ § 11. При этомъ Стоглавъ какъ будто даетъ знать, что въ XVI в. большая часть сельскихъ при­ходскихъ церквей имъли у насъ земли, —гл. 70, Казанск. изд. стр. 330 нач. Ны­нешнее общее надЬлеше землей сельскихъ церквей—отъ Екатерины Великой.


СРЕДСТВА С0ДЕРЖАН1Я ДУХОВЕНСТВА ВЫСШАГО И НИЗШАГО.        543

перваго времени посл'Ь введешя хрисйанства не могло быть той мысли, чтобы сделать сельскихъ священниковъ земледельцами-крестьянами. О первоначальномъ происхождении нашихъ сельскихъ церковныхъ зе­мель, составляющихъ крестьянско-пашенные участки причтовъ, какъ намъ кажется, нужно думать такимъ образомъ: въ священники у насъ ставились люди изъ крестьянскаго сослов1я; какъ таковые, они ютйли наклонность соединять священство съ крестьянством^; поэтому они брали у крестьянскихъ обществъ или землевлад'Ьльцевъ-собственников'ь участки земли, которые или выпрашивали у крестьянскихъ обществъ и частныхъ собственниковъ въ безмездное пользоваше, въ первомъ случай такъ, что крестьянсшя общества сами принимали на себя пла­тить причитавшуюся долю казеннаго оброка, или за которые уплачи­вали казенный оброкъ и взносили арендную плату собственникамъ наравне съ другими крестьянами '); съ течешемъ времени, когда крестьянствоваше вошло между сельскими священниками въ общШ обычай, они и начали добиваться у крестьянскихъ обществъ и у земле-владБльцевъ-собственниковъ, чтобы участки земли, которыми они поль­зовались изъ милости или за плату, были предоставлены церквамъ въ собственность 5).

Такъ было у насъ съ средствами содержания духовенства выс-шаго и низгааго. Средства содержашя духовенства высшаго несо­мненно и очевидно были совершенно. достаточными (а съ течешемъ времени, когда у епискошй явились мноия населенный вотчины, стали

') Последнее предположеше не должно казаться страннымъ. Въ Грецш мы находнмъ д'Ьйствительнымъ какъ разъ то, что цредполагаемъ, именно—что если крестьянину арендующШ землю у вотчинника (evom6Ypa(po<;, adscriptitius, см. Дю-канж. Gloss. Latinit. подъ ел. Adscriptitii), будетъ поставленъ въ клирики противъ воли поатЬдняго, то онъ постЬ поставлешя не им-Ьетъ права отказываться отъ арендуемой земли, но долженъ обработывать ее и вносить условленную плату (Новелла Юстишана 123, гл. 17).

z) Причты городских* и сельскихъ приходскихъ церквей им^ли у насъ цер­ковную усадебную землю, что, какъ нужно думать, случилось не такимъ образомъ, что имъ нарочито отводима была эта земля и въ извъхтномъ узаконенномъ коли­честве, а такимъ образомъ, что при каждой церкви должно было находиться боль­шее или меньшее количество земли для приходскаго кладбища (какъ въ селахъ, такъ и въ городахъ, ибо въ посл'Ьднихъ кладбища при церквахъ уничтожены только въ весьма недавнее время), такъ-называемый погостъ или, какъ говорятъ въ иныхъ мъттахъ, -—монастырь, и что на этихъ погостахъ или монастыряхъ и было предо­ставлено селиться причтамъ. Относительно городскихъ приходскихъ церквей им'Ьемъ одно случайное указаше въ летописи, что он* наделяемы были дачами огородной земли (Ипатск. лътоп. подъ 1151 г., 2 изд. стр. 296 sub fin.).


544


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь