Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Принцип коллективности социального воспитания
Характеристика микрофакторов социализации показывает, что социализация детей, подростков, юношей происходит в большой мере в их взаимодействии с группами сверстников и старших (будь то семья, соседство или микросоциум, различные организации). Социальное воспитание как часть относительно социально контролируемой социализации, с одной стороны, происходит в группах — коллективах, а с другой — объективно погружает детей, подростков, юношей в поток коллективной жизни (другое дело, что качество этой жизни может быть весьма различным). Идея о том, что коллектив — важнейшее средство воспитания, появилась очень давно и интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой начиная с середины XIX в. Реалии жизни современного общества и перспективы его развития, проблемы социализации человека и его вхождения в меняющийся мир позволяют считать принцип коллективности одним из организационных оснований социального воспитания. Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом — для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе. КОМПЬЮТЕР И СОЦИАЛИЗАЦИЯ1 Компьютер (англ. computer, лат. computare - считать, вычислять) - электронная вычислительная машина (чаще употребляется Возможности по отношению к персональным ЭВМ), ис пользуемая для решения сложных математических задач с большим объемом вычислений, основанная на использовании электронных приборов и устройств для обработки разнообразной информации. В последней четверти XX столетия компьютеры стали основой создания новых информационных технологий, которые находят применение в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности и создают большие и разнообразные возможности для социализации своих пользователей (в частности, коммуникативное, познавательные и игровые). Коммуникативные возможности связаны с тем, что важнейшей особенностью современных информационных технологий является их интерактивный характер. Коммуникация, осуществляемая посредством Интернета, разнообразна. Существуют основные виды общения в сети. 1. Общение в режиме реального времени (чат, интернет-пейджеры): - с одним собеседником (выбирается определенный канал для [такого общения); - с большим количеством людей одновременно. 2. Общение, при котором сообщения к адресату приходят с от-[строчкой: - с одним собеседником (электронная почта); деляют досуговое времяпрепровождение - со многими людьми (системы обмена сообщениями, видеоконференции). Современные персональные компьютеры и разработанное для них программное обеспечение предоставляют широкие познавательные возможности для своих пользователей. Сегодня на электронных носителях издается огромное количество образовательных продуктов, ориентированных на различные возрастные категории пользователей: мультимедийные обучающие системы и энциклопедии, детские развивающие и обучающие игры и пр. Технические характеристики современных стационарных (постоянная и оперативная память компьютера) и мобильных носителей информации (CD, в особенности DVD) позволяют хранить на них огромные объемы разнообразных структурированных данных, представленных в текстовой и графической формах, в виде аудио- и видеофайлов, что, в свою очередь, позволяет максимально задействовать все основные каналы получения человеком информации. Не меньше возможностей для познания предоставляет Интернет, соединяющий в себе систему глобальной мультимедийной связи пользователей между собой и систему доступа к многочисленным банкам информации, распределенным в масштабах всего мира. Познавательная деятельность в Интернете представляет собой поиск информации как по ключевым словам, так и через переход от одной гипертекстовой ссылки к другой - такое «хождение» по ссылкам получило название «навигация». Как правило, каждый, кто помещает на своей web-страничке какую-либо информацию, ссылается на другие страницы в Интернете. Таким образом, у пользователя, даже если он искал какую-то конкретную информацию, есть возможность переходить от одной ссылки к другой практически бесконечно. Более эффективный поиск информации предлагает использование возможностей широко представленных в Интерне- те специальных поисковых систем (например: Rambler Yahoo, Google и др.). При этом в Интернете можно найти информацию совершенно разного рода и качества: от монографий, научных статей, периодических изданий и художественных произведений до домашних страничек школьников и домохозяек. К настоящему времени большое распространение на просторах «Всемирной паутины» получили всевозможные познавательные и образовательные ресурсы: интернет-энциклопедии и справочники, обучающие курсы, электронные библиотеки, сетевые картинные и фотогалереи и др. Компьютер предоставляет большие игровые возможности для реализации человеком своей активности. Игра признается крайне важным моментом развития, как отдельного человека, так и человеческих сообществ. Опосредствованная современными информационными технологиями и средствами их реализации, игра чрезвычайно многообразна. Она включает, к примеру, игры на персональном компьютере, игровой телевизионной приставке или игровом автомате; игры в домашней обстановке, в зале игровых автоматов или компьютерном клубе; игры с одним противником, в качестве которого могут выступать игровая программа или удаленный партнер, групповые игры на разделенном экране монитора, а также сетевые командные игры; игры разных жанров: strategy (стратегия), war-game (военная игра), action (ходилка-стрелял-ка), fighting (единоборство), simulator (симулятор), puzzle (головоломка), logic (логическая игра), quest (игра-загадка), adventure (приключение), role-play game (ролевая игра), arcade (аркада, лестницы). С начала 80-х гг. XX в. компьютерные игры становятся индустрией развлечений, которая с тех пор захватывает все большее количество людей, преимущественно детей и подростков. Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсивно, чем девочки; частота и продолжительность игры снижаются с возрастом и по мере повышения образовательного уровня игрока (С. Шапкин). Обнаружены отчетливые половые различия в предпочтении игр. Так, мальчики наиболее высоко оценивают игры, связанные с борьбой или соревнованием, затем - игры на ловкость, аркады, стратегические игры; наименее любимыми являются логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем - логические, аркады, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и, наконец, стратегические игры. Особо следует подчеркнуть доступность предоставляемых компьютером возможностей для использования их конкретным человеком. Современные аппаратные и программные средства достаточно просты для освоения и потому доступны большинству пользователей, не обладающих априори специальными знаниями. Стимулом к самообразованию может быть безотчетная любознательность или, наоборот, обостренная рефлексия. Интернет - это обширная библиотека, где можно найти тексты на любую тему. Он предоставляет пользователю возможность самому решить для себя, какая информация ему полезна, а какая -нет. Отсутствие внешних ограничений на получение информации, вероятно, одно из самых привлекательных свойств Интернета. Он не контролируется правительством или кем-либо. В то же время бесконтрольность доступа к его ресурсам таит в себе серьезные потенциальные опасности для развития человека. В глобальной сети содержится большое количество ресурсов порнографического содержания, демонстрирующих и пропагандирующих различные формы насилия, популяризирующих различные методы манипуляции сознанием, насаждающих мистицизм, расизм, сексизм и пр. Это особенно опасно для еще неокрепшего сознания подростков, юношей и девушек. Компьютер и Интернет предоставляют широкий спектр возможностей для творческой самореализации человека посредством создания и редактирования изображений, моделирования трехмерных объектов и ландшафтов, создания аудио- и видеоконтента, компьютерной анимации, разработки авторских мультимедийных навигационных, справочных и обучающих систем, web-дизайна и многого другого. Возможность демонстрации результатов творчества и получения как прямой, так и косвенной оценочной реакции (например, отзывы о продукте, просьбы поделиться опытом его создания и дать консультацию) обеспечивает необходимые условия для самопрезентации и самоутверждения человека. Анонимная демонстрация продукта творчества позволяет смягчить последствия его негативной оценки, а различные способы манипулирования идентичностью (как, например, приписывание продукта сомнительного качества вымышленному автору) позволяют стать практически неуязвимым для критики и осуждения со стороны пользователей сети Интернет. Следует отметить, однако, что в условиях отсутствия внешнего контроля творческая деятельность может приобретать асоциальный характер. Примером может служить хакерство. Компьютер играет большую роль в стихийной социализации пользователей благодаря тому, что представляет собой специфиче ское средство и особую сферу коммуникации. 121 Общение в Интернете, пожалуй, в наибольшей степени привлекательно в подростковом, и раннем юношеском возрастах, когда ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В Интернете юный человек получает возможность общения с практически безграничным количеством людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнает множество историй, имеет возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие его вопросы. Поиск собственного круга общения идет параллельно тенденции автономизации от родителей. Подростки хотят быть независимыми, заниматься чем-то своим. Сеть Интернета в этом плане особенно заманчива - она позволяет удовлетворить потребность в лидерстве и стимулирует предприимчивость. В то же время подростки все же боятся полной автономизации. Кроме того, они, как и люди более старшего возраста, высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты: действительные либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи (например, заикание), некоторые свойства характера (застенчивость и др.) или психические отклонения (например, аутизм). При высокой степени анонимности общения такого рода недостатки нетрудно скрыть, а в случае назойливых расспросов на чувствительную тему общение может быть прервано. Степень социальной зрелости пользователей младших возрастов, проводящих много времени в Интернете, возрастает. Киберпространство открывает массу возможностей удовлетворить потребность в самовыражении, исследовании и экспериментировании в плане постижения собственной личности (Дж. Салер). Анонимность в интерактивном общении поощряет их обсуждать такие вопросы, о которых они не смогли бы поговорить в реальной жизни. Возможность варьировать степень анонимности в общении обладает, как показывает практика применения Интернета, большой притягательной силой. С психологической точки зрения подобная активность может быть охарактеризована, правда с некоторыми оговорками, как позитивная. Действительно, при этом расширяется психологический опыт, развивается социальная компетентность, реализуются такие существенные потребности, как желание, с одной стороны, выделиться из толпы, быть замеченным и узнаваемым, а с другой - присоединиться к референтной группе (субкультуре), спрятаться и раствориться в ней, разделив групповые ценности и почувствовать себя защищенным. Однако, несмотря на значительный потенциал позитивного воздействия на развивающегося человека, общение посредством глобальной интернет-сети, по мнению многих исследователей, несет в себе скрытую негативную составляющую - способность 122 вызывать у пользователей привыкание, стойкую Интернет-зависимость. В процессе стихийной социализации пользователей компьютера довольно большую роль могут играть компьютерные игры. Степень и характер их влияния на развивающегося человека оцениваются сегодня весьма неоднозначно. Компьютерные игры имеют большое значение как для развития интеллекта детей, так и для развития их моторики, точнее, для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, т.е. моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация. В онтогенетическом аспекте компьютерные игры позволяют детям научиться лучше контролировать окружающий мир, вовлекают их в развивающую деятельность, формируя культурно одобряемые знания и умения, что дает основания рассматривать компьютерные игры как одно из средств социализации (С.Шапкин). С 80-х гг. XX в. в средствах массовой коммуникации появляются сообщения, предупреждающие об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. Среди основных обвинений - зависимость, которая выражается в психопатологических симптомах (неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, оскудение эмоциональной сферы и т.д.). Некоторые компьютерные игры провоцируют, по мнению авторов статей, агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, правого экстремизма. В качестве негативных последствий авторы указывают на сужение круга интересов подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности. Между тем С. Шапкин, проанализировав большое количество зарубежных источников, в которых рассматриваются результаты исследований по проблематике компьютерных игр, пришел к заключению, что вероятность негативного развития человека под влиянием увлечения компьютерными играми следует считать сильно завышенной, а если негативный эффект и выражен, то чаще всего в слабой степени. Мнение о том, что «заядлые игроки» уходят от проблем реального мира и избегают общения, чаще всего оказывается необоснованным: наоборот, дети, играющие в компьютерные игры, более социально приспособлены, чем их сверстники, равнодушные к таким играм. Большинство детей и подростков предпочитают играть в компании, а не в одиночку; подростки, увлекающиеся компью- терными играми, чаще посещают различные молодежные куль, турные центры, дискотеки и спортивные мероприятия, устраиваются на разовую работу курьерами или разносчиками газет (С.Шапкин). Один из способов использования информационных возможностей компьютеров и Интернет-ресурсов для целенаправленного развития человека - получающие сегодня все более широкое распространение формы дистанционного образования, организация кото- рых заключается в пересылке заказчику информационных материалов на электронных носителях либо в создании и размещении на страницах Интернета определенным образом структурированных учебных материалов, ориентирующих учащихся в информационном пространстве базы знаний. Управление обучением реализуется посредством алгоритмов учебной деятельности, реализованных в форме инструкций по работе с этими материалами. Преимущества дистанционных форм образования перед традиционными заключаются прежде всего в возможности пользователя самостоятельно определять собственную образовательную траекторию, в частности, путем выбора изучаемых курсов. В этих условиях существенно расширяются возможности жизненного и в особенности профессионального самоопределения личности. Еще один вариант мобилизации современных информационных технологий для решения задач социального воспитания - освоение школой информационных возможностей компьютера и Интернета. Локальные компьютерные базы знаний, обучающие курсы в Интернете в перспективе будут предоставлять каждому учащемуся возможность свободного индивидуального доступа к ресурсам совокупного духовного и материализованного информационного потенциала общества непосредственно в рамках образовательного процесса. Кроме того, реализация в учебных аудиториях локальных компьютерных сетей существенно расширяет возможности использования различных коллективных форм работы, предполагающих совместное решение учащимися некоторых образовательных задач, основанное на распределении функций и ролей. Это может помочь школе компенсировать крен в сторону фронтальных приемов учебной работы, шире использовать проблемный метод обучения, учебное проектирование, исследовательский метод, что, в свою очередь, значительно расширит развивающие и воспитательные возможности процесса обучения, будет способствовать развитию у учащихся инициативы, самостоятельности, формированию индивидуального стиля деятельности, выработке навыков группового взаимодействия и др. Многие авторы говорят о сильном развивающем эффекте компьютерных игр, оказываемом на пространственные функции человека, такие, как преследующее и компенсаторное слежение, 124 получение информации от многочисленных объектов, распределениях в пространстве, мысленное вращение. В ряде исследований доказано, что использование компьютерных игр может способствовать развитию функции распределения внимания. Компьютерные игры широко применяются для исследования и совершенствования мыслительных процессов. Некоторые предварительные результаты экспериментов с компьютерными играми позволяют оценить их как высокоэффективное средство развития когнитивной гибкости, креативности и различных форм критического мышления. Показано, что использование компьютерных игр улучшает и ряд других мыслительных функций, таких, как наглядно-действенные операции, способности к антиципации и стратегическому планированию. Занятия с компьютером способствуют быстрому накоплению знаний о технических устройствах вообще, что создает благоприятную почву для развития «конструкторских» навыков у пользователей. Использование компьютерных игр как средства обучения стало сегодня реальностью. С каждым годом неуклонно растет число издаваемых по всему миру обучающих игр. Они все более широко используются для обучения иностранным языкам, истории, географии, физике, химии, математике, информатике и др. Сегодня в западной литературе подчеркивается возрастающая роль компьютерной игры как инструмента диагностики и реабилитации. В настоящее время компьютерные игры все чаще используются как средство помощи детям с нарушениями навыков письменной речи, в связи с трудностями обучения счету, нарушениями пространственного различения по причине астигматизма, для компенсации речевых нарушений у неврологических пациентов, улучшения координации движений у детей и престарелых, диагностики дисфункций памяти, пространственных способностей, диагностики ряда симптомов шизофрении. Данные ряда исследований позволяют говорить о возможности использования специально отобранных компьютерных игр для компенсации интеллектуальной отсталости и коррекции агрессивного поведения. Есть интересные примеры использования компьютерных игр для работы с малолетними правонарушителями в целях улучшения их коммуникативных качеств, самовосприятия, оценки последствий собственных действий и контроля собственной импульсивности. Одним из перспективных направлений реализации образовательного потенциала компьютерных игр является использование специализированных обучающих программ в системе профессиональной подготовки. Уже сегодня практика компьютерных игр простирается от обучения студентов-стоматологов до имитационных игр в области маркетинга, менеджмента и дипломатии. Дж. Бенедикт описывает интересный опыт обучения студентов общей психологии и применения полученных ими знаний к созданию игр с заданными способами воздействия на пользователя. Существуют обучающие компьютерные игры, помогающие студентам овладевать знаниями, необходимыми для социальных работников. Некоторыми авторами высказывается предположение о целесообразности создания библиотеки компьютерных игр, которая была бы полезна и для профессионалов, работающих в социальной сфере, и для их клиентов. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Проанализируйте семью как фактор социализации человека на различных возрастных этапах. 2. Охарактеризуйте семейное воспитание. 3. Каким образом группа сверстников влияет на каждого своего члена? 4. Спроектируйте способы организации позитивной жизнедеятельности различных групп сверстников в конкретном микросоциуме. 5. Раскройте социализирующие функции религиозных организаций. 6. В чем состоят особенности религиозного воспитания? 7. Покажите двойственную роль воспитательных организаций в процессе социализации. 8. Покажите особенности социального воспитания в школе и летнем лагере. 9. Дайте характеристику микросоциума, в котором вы проходите практику. 10. Сформулируйте проблемы, требующие социально-педагогического решения, характерные для различных категорий детей, подростков, юношей в этом микросоциуме. 11. Охарактеризуйте воспитательное пространство как педагогическое явление и различные варианты его создания. 12. Какова современная трактовка принципа коллективности социального воспитания? |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы