Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Синкрезис как состояние сознания.
Ностальгия по «золотому веку» Ценность синкрезиса Идея всеобщего единства красной нитью проходит сквозь всю историю культуры. Во многих религиозных и философских течениях Единство и Целостность оцениваются как сущности, предпочтительные множественности и разделенности. Достаточно вспомнить того же Платона и неоплатоников. Дело в том, что вся история культуры и есть процесс распада синкрезиса от состояния наибольшей слитности до полной автономности и дезинтеграции (впрочем, тут есть важные оговорки) Один из древнейших символов этого единства – Уроборос. Это змея, кусающая свой хвост, которая означает отсутствие времени, вечное возвращение, повторение циклов, всеобщую связь и закон сущего. Во время Платона культура смогла кодифицировать ностальгию по утраченному Единому. Это отразилось в понятии метаксю – «между», нерасторжимость сознания и объекта. К примеру, белизна стремится к цвету, а зрение к глазам, когда взгляд встречается с белым, все возникает благодаря взаимному движению и сообщению. Однако, дуализация подразумевается здесь как бессознательный внутренний момент, стремление к синтезу[2] В идее метаксю заложена двойственность объекта и субъекта, бытия и мышления. Также концепция анамнезиса, припоминания того, что душа уже знает. Человек с глубокой древности стремится преодолеть отчуждение, это можно проследить со времен господства мифа вплоть до идей Хайдеггера о разомкнутости друг другу субъекта и объекта. Это стремление беспредпосылочно и действует во всех культурах. По ходу истории различие и отчуждение между субъектом и объектом становится все сильнее, что особенно очевидно на примере западной культуры. Генетическая память о первоначальной неразрывной связи с миром лежит в основе стремления ко всякому единству и формирования любых целостностей, как и в основе душевных порывов и вечной неудовлетворенности человека, его стремления за пределы своего опыта.
Сущность синкрезиса Синкрезис близок внутриутробному состоянию. Это – одушевленность и наполненность энергией всего мироздания, не поддающиеся никакому означиванию и символизации, длительность и единство жизни, неразрывность духа и материи. Близок он и миру сна, где субъект и объект влияют друг на друга, рациональная логика практически не работает, а попытка ее задействовать скорее приводит к пробуждению. Синкрезис означает также все возможное множество нереализованных потенциальных смыслов. Идея онтологии этого всеобщего единства маячила уже давно - всеобщая пневма пифагорейцев, платоников, гностиков, понятие эфпира XIX века. Близкие представления распространены повсеместно, за исключением западного рационализма. Наиболее полно эти концепции представлены в книге Капры «Дао физики». Чем-то подобным интересовались Т. Лири и Р. А. Уилсон Понятие «все во всем» не следует понимать буквально - скорее как энергетические взаимосвязи, глубинное сродство и вовлеченность во вселенские ритмы. У состояния синкрезиса есть онтологические основания, отчасти связанные с квантовым миром и квантовыми процессами, отчасти – со своего рода остаточным притяжением всех частей Вселенной после Большого Взрыва. Физиками в новое время была выдвинута идея импликативного мира, или мира свернутого порядка, в котором нет абсолютно ничего автономного. Поэтому связи, видимые нездоровым сознанием, нельзя рассматривать как абсолютно неадекватные. Об этих связях говорят некоторые понятия, введенные физиками: Природный Разум (Э. Митчелл), квантовая голограмма (М. Каку), матрица сущего (М. Планк), вакуум (А. Б. Миндал), холономная реальность (Прибрам К.) «Стало ясно, что вакуум представляет собой удивительно сложную и интересную среду. Его можно было бы снова назвать эфиром, если бы не боязнь путаницы с наивным противоречивым понятием эфира XIX в.»[3] «Значение холономной реальности состоит в том, что она создает то, что Дэвид Бом называет «свернутым», или «скрытым», порядком, который <...> одновременно является всеобщим порядком. Все содержится во всем и распространено по всей системе. Посредством наших органов чувств <...> мы открываем, разворачиваем этот свернутый порядок. <...> Во Вселенной существует некий скрытый порядок, который является внепространственным и вневременным в том смысле, что пространство и время находятся в нем в свернутом виде. Сейчас мы можем утверждать, что и мозг также функционирует в холономной сфере»[4] Чистая холономность ИМ в принципе не постижима. Холономность - неустранимый модус сущего, постоянно действующий и противостоящий автономизации. Холономность обеспечивает присутствие ИМ во всех срезах бытия, передает его через импульсы, волны, потоки когеренция. В ИМ каждый элемент включен в несколько потенциальных структурных связей. В ИМ есть только «пакеты возможностей» актуализации элементов. «Вакуум кишит неродившимися виртуальными частицами»[5] Всеобщая Эмпатическая Связь - это проявление природы Импликативного Мира. В качестве доказательств существования ВЭС Пелипенко указывает на следующие открытия в квантовой физике: 1. Квантовый скачок (обнаружение частицы в другом месте без перемещения) 2. Коллапс волны (квантовый объект проявляет себя только как частица) 3. Волновое качество (объект пребывает в нескольких местах одновременно) 4. Эффект нелокальности (наблюдения воздействует и на сам объект, и на его двойник)[6] Физик Митио Каку выдвигает идею о том, что могут существовать некие сцепления атомов, находящихся в разных уголках Вселенной[7] А. А. Пелипенко также признает идею торсионных полей, связывающие макро- и микромиры, ссылаясь на другие работы[8]. Суть ВЭС в том, что различные элементы сущего взаимодействуют друг с другом, «взаимопроникая» на различных уровнях бытия. В. Попонин и П. Гиряев выяснили в ходе эксперимента, что фотоны, помещенные в вакуумную трубку с молекулой ДНК, повторяют ее структуру и после ее изъятия[9] С ВЭС может быть связан и феномен цели, как витальной направленности на возобновление всеобщей связи. Растения, животные могут быть ведомы не столько инстинктом, сколько предзаданностью изначальных когерентных связей - корней и почвы, например. Связи конкретные, но основанные на ВЭС. Может влиять феномен квантовой запутанности. Теория вакуума Г. И. Шипова: в вакууме психическое совпадает с физическим. В основе квантовых полей – первичное торсионное поле из пространственно-временных вихрей, не обладающих энергией, но переносящих информацию[10] В квантовом мире действуют взаимосвязи по принципу когеренции (взято из теории волн), т.е. особой внутренней связи, независимой от времени и возможно даже от пространства (что объясняется феноменом «квантовой нелокальности»). До момента Большого Взрыва единство было абсолютным, но даже после него оно в значительной мере поддерживается ритмической согласованностью Вселенной. Существует идея, что весь Универсум был подготовлена как единое квантовое событие. Ф. Хойль полагает, что наш повседневный опыт связан с крупномасштабными параметрами Вселенной[11] Последние эксперименты показали наличие нелокальных связей и в системах с огромным числом частиц (ок. 1023)[12] С квантовой нелокальностью связан, например, феномен квантовой телепортации. Считается, что переносится не сам объект, а его свойства Экспериментально был доказан парадокс: более поздние по времени действия влияют на предшествующие измерения. Когерентные позиции сохраняются и после декогеренции, т.е. разрыва когерентных связей. Фрактальность (своего рода повторение и взаимовложенность структур) мира имеет основание в когеренции квантовых состояний. Квантовая нелокальность означает проникновение когерентных связей через межсистемные перегородки[13] «Нелокальные квантовые эффекты фактически являются формой синхронизма в том смысле, что устанавливают связь, а точнее корреляцию, между событиями, в отношении которых любая причинно-следственная связь исключена»[14] Определенный интерес к квантовой механике проявлял Юнг, выдвигавший идею синхронизмов - спонтанного самообнаружения когерентных связей: «Синхроничные феномены доказывают одновременное происшествие значимых эквивалентностей в разнородных, причинно не связанных процессах; иными словами, они доказывают, что содержание, воспринимаемое наблюдателем, может в то же самое время быть представленным внешним событием, без всякой причинной связи между ними. Из этого следует, что либо психика не может быть локализована во времени, либо что пространство вторично по отношению к психике»[15]. Продолжали идею В. Паули, М. Л. фон Франц, А. Минделл. Идея субъектности: раз каждая вещь представляет собой сгусток волн и импульсов, то она же может их испускать и начинает влиять на окружающее ее пространство. Квантовое гало - своего рода квантовый ореол, окружающий любую совокупность частиц. Сгустки поля излучают собственные ритмы и импульсы[16]. (Тема VII. 2Ca) Идея связи всех людей вообще «проявляется в экзистенциально-психологической синхронизации биологических ритмов находящихся «под грузом социального»»[17] В природе каузальность (последовательность причин и следствий) – «в себе», как бы упакована в когерентность. Причинность не в последовательности, а в изначальной установке, растянутой во времени. Пример - смена времен года. Дети в значительной мере чувствуют когерентные связи - это может выражаться в нарушении причин и следствий, например, они полагают, что ветер дует из-за качающихся деревьев. «Синкретизм, противопоставляется анализу и синтезу, представляющим собой две взаимодополняющие операции... Синкретизм ребенка остается чужд этому двойному движению расчленения и воссоединения... Ему часто кажется, что все находится во всем, что он может переходить от чего угодно к чему угодно... Ребенок живет в своего рода неопределенной и постоянной метаморфозе»[18]
Палеосинкрезис Животные полностью погружены в мир, при всех поведенческих изменениях, необходимая связанность психики с потоком реальности у них сохраняется. Первобытный человек еще в очень малой степени выделился из этого состояния. Древний человек даже не чувствовал себя субъектом собственных мыслей и действий – за него будто действительно мыслили и действовали боги и духи. ( Тема XI ) Щит Афины сделал Гефест. Позднее эта связь выветривается до уровня демона Сократа, а сегодня исчерпывается т.н. интуицией. Внешнее и внутреннее, субъективное и объективное, осязаемое и запредельное – едва различимы. В подобном состоянии человек находится в детстве, в момент сна, в пространстве мифа и сказки. Этот способ мышления был описан антропологом Леви-Брюллем на примере т.н. примитивных культур. ( Тема X ) Наибольшее психо-физическое единство сохранялось на ранних стадиях культуры и существует у детей. Например, когда они «обращаются с названиями предметов как с их свойствами»[19] Предчеловек автоматически отвечал на зов природы. Но это уже отчуждение по сравнению с погруженностью в природу животного. Среди людей ближе всех к синкрезису - родовой индивид. Для снятия отчуждения и восстановления полноценного чувства единства ему было достаточно привязанности к роду. ( Тема XI. 6 ) Психика до формирования сознания пребывает в ВЭС. У животных восприятие и поведение задано инстинктом, для человека же эволюция обернулась крайне болезненным процессом, выбившим его из животного психизма. Восприятие и поведение, расшатанное эволюционной болезнью - спонтанно и разнообразно. Из-за частичной надорванности ВЭС мышление становится хаотичным. Описанный Пиаже мир ребенка, например. Наша способность моделировать целостные образы вещей – атавизм ВЭС Сам субъект, человек первобытной эпохи - крайне синкретичен и не знает базовых разделений на «свое – чужое», «тело – душа», «внешнее – внутреннее». Все значения неиерархиезированы и рядоположены. Архаик, вероятно, постоянно пребывал в полусонном состоянии. Архаические предметы и смыслы глубоко синкретичны и представляют собой своеобразные слепки всего космоса. В принципе во всяком предмете остается что-то не до конца узнанное и означенное. Пелипенко полагает, что это состояние сознание позволяло древним иметь сильнейшую способность внушения. Не было разделения на утилитарные и неутилитарные практики. Даже у современных первобытных народов всеобщая слитность - не бывает только религии или только хозяйства[20] В эпоху палеосинкрезиса наиболее сильна магия и магическое сознание. Магия - компромисс между существованием в природе и культуре. Архаик воспринимал мир иначе, потому что ощущал собственную сущность вовне себя. Культура изначально определялась через магию. Всякий, даже неосознанный акт воли, воспринимается как вмешательство в природу, нарушающее баланс и установленный порядок. Отсюда консерватизм и страх нового. Синкрезис - совокупность всех потенциально возможных смыслов. Первые морфемы языка были наделены сакральным значением и, возможно, энергией. Палеосинкрезис стал источником устремленности человека к выходу за пределы, или трансцендированию. Фактически, оно представляет собой попытку пробраться к потенциальным смыслам. То есть, глубоко укорененная память о палеосинкрезисе заставляет людей более поздних эпох обращаться к запредельному миру. (Тема VIII). Когда же нет дискурсов трансцендентного, то есть отрефлексированных представлений о запредельном мире - значит, ментальность погружена в синкрезис. Миф еще очень близок древнему синкрезису. Для мифа характерно пребывание «всего во всем», мышление семантическими рядами и кучными смысловыми комплексами. Все может означать все, что угодно и быть чем угодно. Значение может вмещать противоположные смыслы. Перцептивный реализм - неразличимость внешнего и внутреннего, части и целого, главного и второстепенного. Восприятие через внутренние представления, господствующие над эмпирической реальностью. Это состояние предоставляет почти безграничную свободу смыслообразования и комбинаторики. Deplacement по Фрейду. В мифе эта спонтанность и свобода частично ослаблены, но все равно очень сильны. «…В мифе всё может быть; кажется, что последовательность событий в нём не подчиняется правилам логики и нарушает закон причинности. Любой субъект может иметь здесь любой предикат, любые мыслимые связи возможны»[21] «…ни в какой вещи человек не находит ничего устойчивого, ничего твёрдо определённого. Каждая вещь для такого сознания может превращаться в любую другую вещь, и каждая вещь может иметь свойства и особенности другой вещи. Другими словами, всеобщее, универсальное оборотничество есть логический метод такого мышления»[22] В мифологическом сознании нет никаких установленных данностей, все относительно и изменчиво. Только рациональное сознание стремится подогнать это под удобные для себя рамки, (Андрей Анатольевич приводит в пример Леви-Стросса). В мифе бинарные коды есть, но работают они не как в рациональном сознании. Здесь не работает закон исключенного третьего. ( Тема X. 1 ) Сознание было преимущественно синкретичным большую часть истории. У Платона; у Мэн Цзы - познание Бога, Неба - через себя. Монотеизм тоже сыграл свою роль в задержке его распада. Он способствовал сохранению культа предков у современных архаичных народов, т.к. основной удар был нанесен племенным богам. А родовой культ – самое главное, что составляет основу синкретического мышления у наиболее архаичных людей.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы