Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Исторические формы партиципации



A. Архаик

Палеомышление, едва выбившееся из синкрезиса партиципирует к артефакту – значит, одновременно, к предмету и сфокусированной на нем всеобщей связи. Первичная партиципация сильнейшая, почти бессознательная, практически полностью погружает обратно в ВЭС. Но разрыва достаточно, чтобы запустить процесс культурогенеза. ( Тема IV. 3, А, G; Тема XI. 1 )

В основе травматизма лежала, в частности, максимальная неспециализированность. Стремясь ее преодолеть, предчеловек подражал животным: магически имитировал когти и клыки при помощи обработки камней. Это близко к тому, что Платон называл мимесисом. Последнее - это нечто больше, чем просто подражание. Это стремление к идентичности и партиципации. У поклонников Диониса еще сильно выражено, у Платона более слабый вариант – метексис, причастность вещей идеям[47].

Корни мимесиса – в создании артефактов и «диалоге» с ними в нижнем палеолите. Имитативная магия, фетишизм, тотемизм, ритуал вплоть до выхода его на космологический уровень – в основе всего этого стремление к партиципации. ( Тема IV. 3 E-G)

«В архаической магии главную роль играли невербальные техники, ритмические телодвижения. Этапу мыслеформ предшествовал этап «мысле-энергии» в виде «невербального осязающего ритмомышления», в котором особая чувствительность к ощущениям внутренних ритмов объектов, видимо, играла ведущую роль. …Магические приемы вынуждают организм работать в определенном ритме, который приводит его в состояние, когда одна психофизиологическая энергетическая система может влиять на другие» [48]

Первые артефакты и объекты партиципации – галечные камни. Партиципация лишь ретуширует отчуждение, вернуться назад в ВЭС уже нельзя. Зазор расширяется и постепенно становится культурным пространством. Архаик проецировал на камень свое «я» точно как дети идентифицируют себя с любимыми игрушками. След на камне – конвертация программы помечания территории в протокультурное смысловое поле, слепок партиципационного отношения. Здесь происходит единение психического и реального

В ашельскую эпоху фиксация партиципационной ситуации происходила посредством копирования образца. Своеобразное хроноборчество, т.е. борьба со временем, попытка его задержать. Однако, зазор между сознанием и миром не снимался, а увеличивался на каждой новой стадии. Образец – нечто выделенное из общего потока.

 

B. Индивид ( Тема XI )

Постепенно главной темой протокультурных практик, основанных на партиципации, стала тема родства и родственных связей. Природнение к роду – снимает оппозиции трех осей. Для среднего традиционного человека родовые ценности до сих пор безусловны и предпочтительны. Партиципации к роду достаточно для полноценного трансцендирования. Род связывает современность с раем потерянным. Разрыв с ним длился тысячелетиями, а память о связи хранится до сих пор. Род - способ сузить всеобщую связь для того, чтобы ее углубить. ( Тема XI. 6 )

Расширение культурного ресурса и увеличение социальных практик расширяет круг партиципационных связей. (Тема VII. 1Cd; Тема XI. 7 С)

Традиция практикует ранние формы партиципации, блокирующие развитие субъектности.

Индивид партиципирует к объекту вместе со всеми его смысловыми коннотациями. Для него значимы ритмические подобия. Это партиципация в обертке рутинизации - господство ритмов, максимально приближенных к природе. ( Тема XI. 5 )

 

C. Логоцентрик ( Тема XV )

В эпоху Дуалистической Революции ( Тема XV. 2 ) знак полностью отрывается от денотата, заключая в себе всю партиципационную энергию. Большинство попало в ловушку культуры, природнившись к знаку Абсолюта. Однако, способность партиципировать на дальние расстояния и к абстрактным сущностям позволила создавать огромные социальные общности.

Партиципация, как и сознание, становится двуслойной: чувственной и духовной, удовольствием и блаженством. У логоцентрика - единение с абстрактной сущностью, универсалией, переживаемое как блаженство. Для этого нужна энергия, следовательно, необходим в значительной мере отказ от первого, чувственного блока. ( Тема XV. 5 G)

Партиципация опосредуется автомоделью культуры, появившейся в ходе ДР. Метафизическая сущность и духовные ценности берутся не с неба, а формируются из культурного опыта. (Тема VII. 5AB)

У логоцентрика партиципация происходит либо к положительному полюсу, либо отрицательному. Первичная, природная партиципация как возвращение в ВЭС была вытолкнута в бессознательное. Биологический уровень жесточайше контролировался.

Новообразованный режим партиципации куда слабее природного синкрезиса, что окупается фанатизмом и ригоризмом. Любые сбои в нем могут свести народ с исторической сцены. ( Тема XV. 5, E, G)

 

D. Личность ( Тема XVII )

Партиципация у личности представляет собой полагание своего идеального образа. Ценности личности (гражданские права и свободы, собственность) основаны на партиципации как диалоге между равными субъектами. Мышление личности – это чередование партиципации, смещения ее на знак, отчуждения, дробления синкретических блоков и их семиотизации. Личность обычно переживает партиципацию к смыслу, но одиночки вроде Ницше дотягивались до структурной организации смыслов. Личность отпала от Абсолюта и могла позволить себе расширение объектов партиципации. Поэтому оправдала тело и материю. Это ложно трактовалось как возврат к дионисийскому человеку. Для личности нет разных поясов партиципации, она для нее едина. ( Тема XVII / 3, 4 )

Ренессансная личность находилась в полуотпадении, сохраняя колоссальную партипационную энергию - это позволяло мыслить многоканально, совмещать несовместимое и т.д. ( Тема XVII. 5 D)

 

E. Постличность ( Тема XVIII )

Партиципация практически отсутствует, смыслы воспринимаются чисто информационно. Партиципация происходит к дрейфу между смыслами и самому процессу означивания. Ничего не вызывает переживания и не грозит отчуждением. Знание без понимания, восприятие без переживания.

 

Негативная партиципация

Партиципация к хаосу - архаизация сознания, где все смыслы относительны и неоднозначны. Происходит в переломные, кризисные эпохи культуры. ( Тема XX. 1 Aa; Тема XXI. 3 B)

Эмоции вторичны, поэтому и негативные эмоции могут представлять собой акт партиципации. Мазохизм. Мягкие варианты - покаяние, жесткие - самобичевание, самоистязание, самооскопление.

 

Отчуждение

Дуализация рефлексии на субъективирующую (для меня) и объективирующую (само по себе) говорят о начале отчуждения. Отчуждение от объекта, обостряет дуализм «я – иное», дезонтологизует и субъект. ( Тема VI. 8; Тема XVI. 3 )

В антропогенезе причина этого - необратимые изменения в психике, вызванные родовой травмой. ( Тема II. 3, 4 )

Самое сильное переживание подвержено рутинизации и профанизации, любая партиципация конечна. (Тема IX. 4 )

Роль мифологической фигуры трикстера (Ворон у индейцев, Локи в скандинавской мифологии) заключалась в смягчении шока отчуждения от объектов природнения. ( Тема XXI. 4 )

На закате культурной традиции сакральные ценности выдыхаются, партиципация «выдавливается» из когда-то величественных образов трансцендентного. Начинается мешанина символов, основанных на единой ментальности. Например, вместе маршируют разные поклонники тоталитарного строя от черносотенцев до ярых сталинистов и фашистов.

Распад партиципации подразумевает смещение ее на знак, далее на знак знака - переживание размазывается по опосредующим звеньям. Чем больше объектов - тем слабее экзистенциальная наполненность каждого.

По мере распада синкрезиса партиципация смещается с ритуала на отпадающие от синкрезиса формы.

Враг - принципиально не партиципируемое, вечно отчужденное другое. Партиципация подразумевает стремление к такому же, то есть двойнику, но он «неправильный», а наибольшую ненависть вызывают те, отличия которых незначительны. Совсем иные существа воспринимаются в совершенно ином оценочном регистре[49]

Тема IV


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь