Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ментальные фильтры смысла
Субъект культуры неотделим от ее смыслового потенциала. Смысл - это промежуточное звено между культурой и ментальностью ( 1; Тема V. 1 ). Пока развивается культура, ментальные модели вытягиваются из области бессознательного в область осознанного (Тема VII. 1B). Самый первоначальный смысл в рамках чужого культурного опыта разгадать невозможно. ( Тема V. 2 B) Значения бывают ассоциативные и функциональные. Первые - необязательны и произвольны. Вторые безусловны в рамках культурной традиции. В целом они основаны на необходимости. Ложка в первую очередь для еды. Функциональные значения - своего рода эйдетические ниши, к которым восходят все последующие смыслы. Значения смещаются от безусловных к ассоциативным и принудительным. Ментальность и культура состоят из системы эйдосов - организующих смыслы связок между феноменом и контекстом. Контекст - формы осмысления, бытийственный и социальный статус. Все, что попадает в такую связку, наделяется безусловным значением. У Аристотеля тоже есть идея соответствия культурных форм и категорий неким изначально заданным параметрам. Субъект лишь семиотизует то, что предзадано культурной конфигурацией. В некотором отношении смысл задается контекстом. Смысл всегда внутри определенной ментальности. Сознание чаще имеет дело со смысловыми комплексами, чем с единичными смыслами. Единичные смыслы вычленяются из них при помощи скрупулезных аналитических процедур. Оно встречается с ними, когда сталкивается с чем-то новым. Скорее даже формирует новые дуальные отношения. ( Тема XVI. 1, 2, 4; Тема VI. 4-7 ) Каждый текст культуры - ее семиотический модус, стремящийся выразить общее. Наиболее сложные тексты высокого уровня - достигшие единства абстрактного и конкретного. Способность языка описывать те или иные уровни реальности - это способность сознания расщеплять синкретические блоки. ( Тема II. 5; Тема XVI. 4 ) Сознание может далеко продвинуться в разделении разных смыслов, но никогда не может окончательно выйти из смыслового поля всей культуры. (Тема VII. 2Da) Видя предмет, человек всегда видит то, что он должен увидеть, исходя из собственной ментальности. Видит то, что способен и готов увидеть. Примеры подобных искажений приводили антропологи, исследовавшие племенные культуры: лошадь - большая свинья, корабль - большая лодка. Отношение к внешнему миру в большинстве случаев задано группой. Человек никогда не имеет дело с вещью-в-себе, только со смыслом. Нейрофизиолог К. Прибрам высказал идею, что мозг начинает конструировать объект еще до того, как он достигает зрительного центра, т.е. до того, как мы его непосредственно увидели[85]. Эксперименты с белым экраном и точками. К. Прибрам: «мы всё время конструируем собственную реальность из массы того, что, как правило, кажется хаосом. Однако этот хаос имеет свою структуру: наши уши подобны радиоприемникам, а глаза – телеприёмникам, которые выбирают соответствующие программы. Имея другие системы настройки, мы могли бы принимать другие программы»[86] Складывание определенных мифов – тем более выражение ментальной конфигурации: «В форме мифического образования отражается не столько объективная форма вещей, сколько форма человеческих действий»[87] ( Тема V. 1, 2 B) Культуре тоже необходимо подстраивается под ментальность человека - его способности восприятия, сознания, опыт, работа мозга. ( Тема V. 2 A) Базовый смысл всегда расслаивается и разделяется по оттенкам в сознании разных субъектов. Это и делает культуру отличной от животной сигнальности. В каждом смысле содержатся принципы его отношений с другими смыслами (код межсмысловых отношений), а также история его возникновения, ключ к смыслогенетической цепочке. Это внеденотативные (не знаковые) компоненты смысла. На них направлена рефлексия ( Тема XVI. 1, 2, 4 ), и именно их культура старается скрыть (Тема VII. 2Da). Здесь самое для нее важное. В каждой культуре есть сферы, активно осмысляемые и означиваемые, и сферы табуированные, запретные. Это тоже определяет разницу между культурами. Смыслообразование и развитие языка активно происходит в отдельных сферах, где это необходимо. Где-то это наоборот нежелательно. (Тема VII. 1) История - не только отделение культуры от природы, но и эволюция ментальности, границы между ментальными типами людей. Выявить их крайне сложно, т.к. человеку трудно отделить себя от иллюзии целого. ( Тема V. 3; Тема VII. 7)
Тема V Ментальность и культура Смысловые границы |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы