Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Партиципация как экзистенциальная потребность человека



В поисках сопричастности

Происхождение термина

Термин был введен Люсьеном Леви-Брюлем во время исследования первобытных обществ и мышления первобытного человека. У него оно означает переживание единства с чем-то большим, в основном, ощущение себя частью коллектива[39].

В Смыслогенетической культурологии термин понимается более широко.

 

Сущность партиципации

Партиципация представляет собой временное снятие отчуждения между я и другим, субъектом и объектом, возвращение утраченного при появлении мышления и культуры чувства абсолютного единства с миром. Хотя, в полной мере оно не может быть восстановлено никогда. ( Тема VI. 8 )

Обычно под партиципацией (в т.ч. у Леви-Брюля) понимается ощущение себя частью чего-то большего, но также это природнение к субъекту других феноменов, равноправные отношения – любовь.

Партиципация служит стремлению вырваться из дискомфортно дуального пространства культуры. ( Тема VI. 4 )

Сам субъект изменяется благодаря партиципации – переживание «я» как безусловного и несомненного переносится на объект. Это акт временной архаизации психики. На время снимается различие между знаком и феноменом, структурой и функцией, смыслом и оценкой. В объекте «узнаются» черты, близкие собственной психике. Временно снимая отчуждение и возвращая психику в ВЭС, партиципация вызывает ощущения эйфории. (Тема VIII. 4)

Субъект как бы утрачивает свою самость, выпадает из культурного времени, переживая ощущение времени «я – состояние». Возможно, партиципация связана со способностью человека к декогеренции и рекогеренции. ( Тема II. 2 )

Партиципация подразумевает отчуждение от иных, особенно, противоположных значений. Например, Плотин говорит о предпочтении Единого, а Многое связывает со Злом.

 

Причины и основания партиципации

Одно из глубочайших ее оснований – стремление Вселенной к интеграции. В начале истории в человеческой психике происходили сбои в инстинктивных программах, ослабление чувства всеединства. На уровне отдельного человека ее источник – изначальное единство с матерью, память об эндогенных опиатах материнского организма, питавших его в утробе[40].

Партиципация присуща человеку органически, это экзистенциальная потребность. Основная ее причина – разрыв всеобщей связи, задержки в психике, первоначальное отчуждение, оппозиция я – иное. ( Тема II. 3, 4 )

Нейробиологические эксперименты Б. Либета и Б. Файнстайна выявили существование задержек в психике. Эти задержки пробуждали самость и способность к самоуглублению: кто я? Они же вызывают сильнейшую потребность в восстановлении ВЭС. Партиципация служит потребности «дотянуться» до изначальных феноменов как таковых.

Назаретян проводит мостик от патологичности первобытной нервной системы сразу к знаковости. Согласно СТК, есть промежуточные стадии, одна из них – партиципация к прафеноменам[41]. ( Тема IV. 3 F)

 

Объекты партиципации

Ранними формами партиципации было переживание единства с к культурными артефактами, которые служили каналом возвращения в ВЭС – камни, амулеты, насечки, отметки, языковые формы, другие предметы. ( Тема IV. 3 G). Ее можно было бы описать как «я, переживающее единство с миром благодаря вот этому предмету». Возможно, объектом партиципации становится именно предмет, обладающий определенными свойствами – не случайно. Почему таким предметом у архаиков стали галечные камни – пока сказать трудно. Почему-то стихия камня создавала подходящее состояние для возвращения в ВЭС. Гоминиды приносили на свои стоянки из далеких мест никак не обработанные манупорты. Вероятно, это были объектами партиципации в чистом виде, не нуждались в дополнительной обработке. Использовались в основном кварцевые камни, галька, любые кристаллы, вулканическая лава.

Древнейшая форма партиципации – одновременно к объекту и континууму всеобщей связи. Прафеномен лишь частично выделен из всеобщего потока. Значит, партиципация очень сильная, но все-таки конечная. Она заканчивается вторичным отчуждением.

Партиципация всегда происходит к центру объекта: центру круга, средокрестию креста.

Фетишизм – тоже форма партиципации. На ее примере особенно очевидна архаизация сознания посредством партиципации. Некие смыслы как бы возвращаются почти из докультурного состояния, наделяясь неправильными с точки зрения существующей культуры значениями.

С партиципацией связан и сексуальный экстаз – что можно наблюдать на примере практик вроде Дионисийских мистерий. С этим же связано наделение процесса сакральным смыслом – например, соитие на алтаре, идея общения с божеством посредством священного коитуса.

Дети любят старые игрушки, подломать или частично испортить игрушку – это их форма достижения партиципации.

У варвара партиципация – к потребляемому и прожигаемому ресурсу. Можно даже сказать, к процессу его прожигания. Ресурс для него трансцендентен. Расширение его ведет к размыванию культурных основ мира варвара. (Тема XII)

Автономная личность партиципирует культуру к себе, а не наоборот, свободно переходя между разными культурными пространствами. Это уже переживается как единственно комфортное состояние. Замыкание в локальной культуре для нее дискомфортно. (Тема VII. 6; Тема XVII. 1 )

 

Сила партиципации

Наиболее сильна она по отношению к самым древним, первоначальным смыслам, структурам значений. В книге «Культура как система» наивысшая, предельная форма партиципации называется «истиноблагом». В этой форме переплетаются онтологический и аксиологический аспект. То есть явление переживается и как абсолютно необходимое, истинное, и как абсолютно благое. Однако, эта партиципация всегда временная и неполная. Абсолютная партиципация невозможна после разрыва с ВЭС. Могут существовать только ложные образы истиноблага – на уровне знаков и символов.

В психике отзывается что-то близкое феноменам при наиболее сильной партиципации, в конечном открывается бесконечное. В первобытную эпоху так произошло с отцовским родом.

Наиболее глубокая партиципация возвращает психику в состояние, близкое ко внутриутробному. Полностью тормозится активность сознания, кора мозга отключается. Ритмы биотоков мозга замедляются до 3 Гц (как в первый месяц рождения)[42] (Тема VIII. 4)

Чем дольше длится партиципация – тем меньше ее интенсивность.

Чем шире выбор – тем слабее партиципация, но больше свободы.

Человек стремится к абсолютной партиципации, но любая ее конкретная форма заканчивается отчуждением.

Уровни партиципации

Объектами партиципации могут быть как мелкие физические феномены, так и абстрактные, запредельные. Есть горизонтальная и вертикальная прогрессия партиципации: движение от нижних уровней к верхним и бесконечное, чисто количественное блуждание по горизонтали, без изменения качества. Для вертикального необходим более высокий уровень сознания. ( Тема V. 2 B, 3 )

Также следует отличать партиципацию психики к чему-то и партиципацию чего-то к психике. Сознание более высокого уровня партиципирует что-то к себе. Стремление к прошлому заменяется движением к будущему, ритуально-магическая практика - моделированием смыслов.

Диалектика господина и раба:

Господин – субъект, способный удерживать внутри сознания всеобщие связи, партиципирует благодаря волевым актам, собственному выбору, социальной активности. Он партиципирует к себе, а не сам партиципируется. Его роль связана со становлением субъектности, вероятно, впоследствии для ментального типа личности сознания господина было модельным, своего рода репетицией.

Раб – крайне травмированный разрывом ВЭС, природняется к чему-то большему.

Адресами партиципации могут быть как ближайшие (семья, племя), так и огромные социальные общности.

Когда ментальность развивается эволюционно, партиципация начальных уровней уходит в фоновый режим.

Уровни партиципации ранжируются от ближайших и чувственных до наиболее далеких и запредельных. Французский историк Шарль де Бросс в XVIII веке говорил о прогрессе сознания, переходящем от чувственных идей к отвлеченным и абстрактным[43]

Сексуальность – самый архаичный, первоначальный и низкий уровень, можно сказать, предуровень. Основных уровня три: собственность – власть – творчество. Они зависят от ментальной конституции субъекта. Для перехода на следующий нужно снять предыдущий. Для этого необходима соматическая перестройка всего организма. Более высокий уровень требует более глубоких нейрофизиологических процессов. Это «духовное зрение», или, физиологически: активизация лимбической системы и связанных с нею структур переднего мозга: таламусом, гипоталамусом, поясом извилистой коры мозга и гиппокампом.

Иногда сознание пытается прибегнуть к уловке – приданию чисто профанным вещам сакрального, практически трансцендентного статуса.

Уровни единства с миром тоже могут быть разные. Наиболее сильные оказывают психотерапевтический эффект. У разных людей переживание партиципации разное.

Есть также разница между стремлением назад и вперед. Вперед – более высокого уровня. Назад – рутинизация. Рутинизация представляет собой своего рода размазывание переживания между ритмическими структурами и лакунами между ними. Орущее радио, навязчивые движения, рутинная работа – все, что требует однообразных движений, осуществляемых в полуосознанном состоянии: вязание, щелканье пенопластом, музыка или телевизор как неосознаваемый фон и др.Противоречия приглушены, ощущение близкое к ИСС, но без выхода из социальности. ( Тема XI. 5 )

На уровне личности партиципация движется по прогрессии новообразуемых смыслов, при котором чередуются противоречие, выбор, партиципация и отчуждение. ( Тема XVII. 3 )

 

Значение партиципации

Партиципация влияет на множество процессов, среди которых развитие субъектности, рефлексия, смыслообразование, формирование культурных практик и определение ценностных ориентаций.

«Партиципация – вечный двигатель культурной эволюции»[44]  ( Тема IV. 3 E; Тема VII. 2D, 3)

Культура сплошь состоит из партиципационных отношений, подходящих разным субъектам. Благодаря им, она манипулирует человеком. Объекты партиципации воспринимаются как вечные ценности. В погоне за истиноблагом человек создает новые смыслы, артефакты и т.д. Это нужно культуре для роста.

Эмоциональность происходит из партиципации. Эмоции, переживания участвуют в формировании смысла не меньше, чем знаки.

В основе подражания у ребенка – стремление к партиципации. Смещение между Я и Не-Я[45] Фоновые режимы партиципации смягчают вторичное отчуждение, особенно в раннем детстве

«Оппозиционная пара партисипация – отчуждение генетически определяет механизм смыслообразования в области субъективирующей рефлексии»[46] ( Тема XVI. 3 )

Партиципация к единому объекту – это также способ развития социальности. В некоторых случаях подобные партиципационные привязки становятся значимее физического выживания. Стремление к партиципации сильнее любых других мотиваций. Разные смысловые комплексы и подсистемы культуры стремятся навязать человеку свои партиципационные связи. Энергия партиципации напитывает культуру в ее социальном измерении. (Тема VII. 1A, 2С, 3, 6)

Партиципация лежит в основе формирования смыслов. Благодаря ей преодолевается отчуждение на уровне одного объекта, образующего смысл. Сознание, стремясь к партиципации к бесконечному, создает все новые смыслы. Артефакт, объект-медиатор – сосредоточия партиципации, сформировавшие культуру. Письменный знак – застывший слепок партиципации. Знаковость активизировала абстрактное мышление, так как избавила от необходимости иметь перед собой сами предметы. ( Тема IV. 3, 4 )

Перекачивание партиципационного переживания в знаки открыло перед культурой новые горизонты. Человек подвергается опасности манипулирования, но расширяет смыслообразовательные возможности. (Тема VII. 6)

Рефлексия – полагание бинарных отношений в аспекте партиципация – отчуждение. ( Тема XVI. 1 )

Любое потребление основано на партиципации.

Технологизм развился благодаря стремлению избавиться от рутинной работы, захламляющей сознание и ослабляющей партиципацию. От партиципации отделилась операция, что также привело к разделению труда. ( Тема XI. 5 )

Новые феномены, предметы и смыслы не всегда востребованы, но партиципация во время их создания присутствует всегда.

Конечная цель партиципации – полное трансцендирование, то есть, выход за пределы существующего культурного опыта, выход из дуального культурного пространства. Партиципационное устремление направлено всегда на трансцендентное, на еще не реализованные смыслы. Там не разделены и социальное с индивидуальным. Потенциальные смыслы всегда бесконечны и манят человека. (Тема VIII. 4; Тема VI. 4, 8 )

Разомкнутость человека, о которой говорят философы – его стремление к абсолютной партиципации.

Сила и уровни партиципации в разных культурах в принципе определяют парадигматические основы и любые идентичности.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь