Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Антропологичность дуализма
Дуализм в культуре основан на биологическом устройстве мозга, он «конвертируется» из природы в культуру[110] Бинарность «встроена в самую организацию головного мозга»[111] «дуальный принцип мышления не какая-то необязательная культурная условность, а психо-физиологическая константа, антропологическая универсалия, имманентно присущая человеку и представляющая собой эволюционное продолжение дуализма в природе»[112] «Этот слой нестираем в принципе, ибо как раз благодаря дуальному коду человек пребывает в Культуре и образует с нею системные взаимосвязи»[113] Зонирование пространства на верх - низ, лево - право - это априорная установка сознания. В самой психике есть своего рода ниша, интенция, симметризующая всякий срез реальности, на который направлено сознание. Межполушарная функциональная асимметрия (различные функции правого и левого полушария). Это говорит о дуальности как неотъемлемом свойстве самого человека, а раз он существо культурное – то и Культуры. Это не условность, а неустранимый факт совместного существования Человека и Культуры, которое само есть дуализм (Тема VII) Когнитивный дуализм сознания базируется на МФА. Дуализм создает внутреннее напряжение, необходимое для развития. («причиной психических процессов является внутреннее напряжение психической системы»[114]) «полемика когнитивных техник – «древних» правополушарных и пробуждающихся левополушарных – стала источником не только патологичности и сумеречности раннего сознания, но и его имманентного развития»[115] Представления о психо-физическом дуализме (раздельности души и тела) - это неустранимое, органическое свойство сознания. Их изменения -показатель исторического изменения ментальности. Человек все более остро переживает этот дуализм и как биологическое существо, и как культурное. Идея разделения души и тела и представление о внетелесном опыте есть во всех без исключения культурах. Эта дуализация в целом вписывается в процесс последовательных разделений и распада, протекающий на всех уровнях Вселенной ( Тема II. 4, 5 ) «психо-физическая дихотомия реальна ровно настолько, насколько реальна онтологическая дистанция между импликативным и эмпирическим мирами. Не больше и не меньше. На высоком уровне обобщения дистанция эта снимается, и мир предстает единым, но для человеческого сознания (и подсознания) этот уровень холономности принципиально не достижим. Поэтому означенная дихотомия всегда остается актуальной»[116] ( Тема II. 2 ) «сознание верхнего палеолита, который благодаря этнографии современных первобытных народов реконструируется более полно, лишь в ослабленном виде доносит до нас шлейф первозданного палеосинкретизма, растворяющего различия между вещами в едином психическом потоке. Но и он достаточно ярко показывает драматизм противоречий дискретного и континуального начал в психике и ее репрезентацию в раннем сознании, когда на смену психо-физическому синкретизму приходит психо-физический дуализм»[117] Желание снять, сбросить этот дуализм, вернувшись к целостности, пронизывает всю историю сознания и культуры от древних мифов до хайдеггеровских штудий и т.д. Человек раздвоен и в том смысле, что одновременно является общественным существом и носителем автономной ментальной сферы. Когда рождается смысл - дуализм перестает ограничиваться лишь сферой внутренне психического. Речь также дискретна и дуальна[118]
Дуализм в культуре С квантовой т. зр. реальность едина, но при нашем восприятии понять импликативный мир можно лишь разделив реальность на здешнюю и потустороннюю, потенциальную и актуальную, трансцендентную и имманентную. Это начинает происходить при появлении культуры. (Тема VIII. 1, 2) «принцип бинарных расчленений» – «метакод культуры как целого»[119] Бинарная структура - это основа единого устройства культурной реальности и ментальности ( Тема V. 1 ) Все в культуре - полагание, развитие и результат бинарных оппозиций. Принцип двойственности одинаково важен и для ментальности, и для повседневного опыта. Всякое смыслообразование основано на ценностной дуализации. ( 5; Тема IV. 3 E) Каждый феномен имеет свой текст и контекст. 1 - что он есть, 2 - его связи. Контекст также есть вертикальный (откуда феномен) и горизонтальный (где и что он есть сейчас). Вряд ли все формы социальной организации современных первобытных народов отпочковались от некоего единого корня, но если таковой и был, то это именно дуальная организация. ( Тема II. 4 ) Все культуры проходят стадии полагания трех метаоппозиций (сакральное - профанное и др.) и нахождения между ними промежуточных смыслов ( 13 B; Тема VIII; Тема IX). Бинарная поляризация смыслов и нарастание культурных противоречий - двигатель культурной эволюции. Культура двойственна и в плане смыслообразования - оно ей нужно, чтобы расти во всех направлениях, но этот рост выхолащивает переживание, разрушая ценностное ядро культуры. Она внутренне противоречива, и человек часто становится жертвой этого. ( Тема IV. 3 O; Тема VII. 6, 7) Конфигурация культурной системы определяется взаимодействием двух сил: внутренним развитием и внешними воздействиями. (Тема VII. 1A). Это радиальная и тангенциальная сила по Тейяру де Шардену. Задачи подсистем культуры также крутятся вокруг дихотомии интеграция/дезинтеграция ( 2 ) В модельных центрах: центр - там, где абсолютно доминирует один из принципов оперирования бинарными оппозициями (инверсия или медиация). Периферия - где он сочетается с прочими. ( 13 ) Тип цивилизации определяется выбором доминирующего принципа оперирования бинарными оппозициями. В исламе, например, сохраняется синкрезис, но он приобретает логоцентрическо-монистическую форму ( Тема XV. 3 E). То есть, ничего не может отпасть от Абсолюта, все ежеминутно удостоверяется имманентным трансцендированием (молитвенным трансом) (Тема VIII. 4A). Дуализм на низовом уровне все время затеняется, а на глобальном - трансцендентный Абсолют составляет пару эмпирическому синкрезису. В дальневосточной культуре оппозиции снимаются на каждом уровне полагания. Посредством чего также консервируется синкрезис. Свойственно даосской, дзен-буддийской традициям. ( Тема II. 8; Тема XV. 3 B) «Важное место в анализе культурных систем отводится выявлению алгоритмов культурной динамики, обусловленной ритмическими чередованиями доминант интегративных и дезинтегративных состояний. В этот большой ритм «упаковываются» ритмы малые, регулирующие отношения ядра ЛКС и неуклонно отпадающих от него, в силу действия вектора дифференцирования подсистем»[120]
5. Дуализация как источник смысла ( Тема IV. 3 E) Бинаризм это не просто один из структурирующих принципов, он самый главный. Естественный дуализм природы конвертируется в бинарные смысловые и далее ментальные комплексы. ( Тема V. 2 B) «Расщепление изначально целостного синкретического переживания на субъектно-объектную антиномию и последующая кодификация этого расщепления есть процесс превращения абстрактного изначально внеположенного опыту нечто в феномен культуры»[121]. Первичные бинарные структуры чреваты множеством возможностей смыслообразования. Дуализация постоянно сопутствует развитию сознания и культуры. Первомиф - это 3 стадии. 1 изначальная целостность, 2 -распад и дуализация, 3 - синтез на новом уровне. ( Тема X ) Смыслообразование основано на расчленении изначально синкретических целостностей на бинарные пары и на отношениях между элементами этих пар. Конфликтные альтернативы раскалывают синкрезис на последовательный семантический ряд ставших и отрефлектированных оппозиций. ( Тема II. 4; Тема XVI. 4 ) Алфавит немыслим без дуализма: любой письменный знак означает то, что стоит за ним. (Тема VII. 1С; Тема XI. 7 С; Тема XIII. 2; Тема XV. 2 ) Рефлексия – это «полагание бинарных отношений в аспекте патисипация – отчуждение»[122]. Рефлексия всегда включает в себя дуализацию, хотя бы в смысле растождествления сознания и объекта ( Тема XVI. 4; Тема III. 2, 10 ). Семиотизация происходит в частности потому, что сознание партиципирует один из объектов, отчуждаясь от противоположного. Сама рефлексия двойственна, она включает в себя субъективирующий аспект (что есть феномен для меня) и объективирующий (что он есть на самом деле). ( Тема XVI. 3 ) Структура смысла бинарна: переживание – код, субъективность переживания - социальность кодификации[123]. ( Тема IV. 2 ) Снятие всегда направлено на субъект-объектную диспозицию, где есть активный познающий субъект и пассивный объект. Однако, в крайнем выражении эта ситуация имеется налицо лишь в европейской культуре. Обычно есть степень слияния системы субъекта и объекта в связке я - мир, и эта степень может определять характер всей культурной системы. ( Тема XVII. 2, 3; Тема VII. 1A) «Смысл – первичный носитель бинарного кода, конвертирующего любого рода когнитивно-чувственные данности в культурную модальность. Поэтому, смыслогенез и культурогенез – суть разные аспекты единого процесса»[124] Стремление преодолеть дуализм и вырваться в запредельное запускает бесконечный культурный процесс, при котором смыслообразование преодолевает бинарную оппозицию и в то же время создает новую. (Тема VII. 2D)
6. Неизбывность дуализма Бинарные оппозиции - это программа адаптации человека в мире. Дуальность - это перманентный импульс к трансцендированию (Тема VIII. 4) «с утратой интеллектуальной девственности игнорировать тотальный дуализм, объединяющий объективную самоорганизацию окружающего мира и упорядочивающие механизмы мышления, становится всё труднее. Изощрённый интеллект склонен скорее делать вид, что не замечает этого дуализма. Строя неосинкретические модели с неоппозитными отношениями и табуируя то тот, то другой вид расчленяющих процедур, неклассический дискурс загоняет этот дуализм вглубь, как бы затеняя его и придавая ему скрытую форму. Дуализм, который можно лишь весьма ограниченным образом завуалировать на понятийно-содержательном уровне и совершенно невозможно ни в малой степени исключить из самого языка, подспудно присутствует даже в самых «текучих», самых «амбивалентных», самых «интерсубъективных» моделях, выстраиваемых постструктуралистами и деконструктивистами в рамках неклассических парадигм»[125] ( Тема XVIII. 2 ) Представление о множественности душ у первобытного человека вовсе не отменяет принцип дуализма, хотя в древнейшую эпоху он еще только слабо мерцал. ( Тема XI. 1 ) Убежать от дуализма можно лишь вернувшись в утробу матери, опустившись до первобытного состояния ( Тема II. 2, 3; Тема XX. 1 Aa) или поднявшись до божества. Временно его можно снять при помощи техник ИСС, но полученный опыт крайне трудно описать. (Тема VIII. 5) Дуализм лежит в основе всякого смыслополагания и вообще любых форм культурной активности. Бинарные оппозиции - строительный материал культуры. «мы имеем смелость утверждать, что при самых глубоких и разрушительных трансформациях бинарный принцип структурирования смыслов, эксплицированный Дуалистической революцией, будет продолжать действовать и определять нелёгкие субъект-субъектные отношения человека с Культурой»[126] ( Тема XV. 2 ) Иногда культурное сознание не видит бинаризма, но он не может просто исчезнуть. В некоторых культурах оппозиционирования не видно, но при надлежащем исследовании его всегда можно выявить. Самые сложные процессы с несколькими участниками со множеством степеней свободы могут быть представлены как динамические модули в виде матриц дуальных взаимодействий. Человеку органически свойственно раскладывать сложные процессы по дуальным матрицам. Человек постепенно научается разбираться в многомерных процессах, но возможность избавиться от дуализма представляется крайне сомнительной. В то же время модули не просто выдумываются, а именно выделяются из многомерной реальности, мышление бинарно по-преимуществу и, являясь результатом эволюции, онтологично. Сознание вне дуальных кодов - это уже не сознание, а нечто иное.
7. Диалектическая прогрессия Диалектическая прогрессия - способ сквозного вертикального перемещения по телу культуры. Прогрессия бинарных оппозиций - это и прогрессия партиципации. ( Тема III ). Каждый феномен следующего звена отщепляется от более синкретической целостности и сам распадается на новую бинарную структуру ( Тема II. 4, 5 ) Но слишком длинная цепочка тяжела для культуры, она заставляет ее рассыпаться. Архаическая культура монолитна, потому что в ней мало звеньев. ( Тема XI. 3 )
8. Оппозиция «я – иное» ( Тема II. 9 ) Самая первичная и абстрактная оппозиция. Она воплощает в себе начало распада синкрезиса, который распадается посредством дуализации. Поначалу речь идет лишь о формировании в психике устремленности к кристаллизации некоего нечто, иного. Но постепенно становится все более отчетливым. «метаоппозиция я – иное – первичный и абстрактный уровень преобразования внутреннего дуализма психики в проявленный дуализм смыслообразования»[127] «Оппозиция я – иное, которую можно обозначить и как оппозицию самость – инакость, – это отправная точка всего смыслогенетического процесса, осуществляющегося в режиме оперирования бинарными оппозициями (другого, впрочем, и не существует)»[128] ( 4; Тема IV. 3 E) Это вторая позиция триадического принципа (рай потерянный). «Полагание данной метаоппозиции образовало своеобразную «дыру» в упорядоченном природном космосе»[129]. Она же сформировала порыв к смыслотворчеству и человеческую самостность, основные проявления которой - воля и выбор. Выбор - это остановка психики на конкретном феномене и отсекание альтернативных вариантов по собственному желанию, из внутренних побуждений. Воля – само движение к конкретному феномену. Психологи сравнивают выход человека из уробороса и дуализацию с переходом из детства в подростковое состояние. Выготский, Вернер, Нойман[130] ( Тема II. 3, 4, 9 ) «Я» и «другое» содержат в себе весь комплекс нереализованных смыслов, именно к ним направлен трансцендирующий порыв (Тема VIII. 4) Даже изготовление древних артефактов преследовало целью снять извечный дуализм я – иное ( Тема IV. 3 G) Сознание и мышление рождаются, когда метаоппозиция становится постоянным источником смыслообразования. Двойственность - неотъемлемая черта самосознания субъекта. В то же время мир дуальных оппозиций конфликтен и разорван, человеку в нем крайне не комфортно. ( Тема II. 9; Тема IV. 3 E) Ее проекции - трансцендентное - имманентное, континуальное - дискретное, сакральное - профанное. Они формируют три аспекта смыслообразования: онтологический, операциональный и аксиологический. Разница между ними условна, все смыслы могут быть к ним сведены. (Тема VIII; Тема IX) Оппозиция развивается вместе с культурой. Ее производные образуют пространство культуры. Даже попытки вовсе выйти из него чаще приводят к появлению новых смыслов и оппозиций. Последние никогда не снимаются полностью. (Тема VIII. 4; Тема VII. 2D) Одно из основополагающих противоречий - между континуальностью реальности и дискретностью мышления. «диалектика дискретного и континуального имеется на всех без исключения структурных уровнях: непрерывность интенционально-энергетических векторов и связей диалектически «полемизирует» с дискретностью входящих в структуру элементов. При этом сама структура, континуальная внутри себя, извне представляется как дискретный элемент структуры (системы) более высокого порядка»[131] «со смыслогенетический позиции обусловленная МФА дистанция между скрытыми текуче-непрерывными основаниями когнитивности и дискретными единицами пропозиционального мышления, является не частной и в принципе устранимой дисфункцией, а фундаментальным и не снимаемым противоречием, благодаря которому только и возможно само существование человеческой ментальности в ее динамическом развитии»[132] ( Тема II. 9; Тема V ) Оппозиция континуального - дискретного в первую очередь возникает на уровне отдельного субъекта - он отпал от синкрезиса как нечто единичное. ( Тема II. 5 ). Эта оппозиция - процессуальный модус трансцендентного - имманентного. (Тема VIII) Дискретизация предшествует осмыслению. Она - фактор, необходимый для культурогенеза и наделения феноменов ценностью. Чувствуя себя выделенным, человек проецирует это отношение на внешние объекты, отсюда древний антропоморфизм. «сакральное и профаническое – наряду с дискретным – континуальным и имманентным – трансцендентным, выступает инвариантным структурным фундаментом всякой семантической структуры в культуре, генетически производным от первоначальной метаоппозиции я – другое»[133] (Тема IX) Психологическая плоскость проецирования метаоппозиции - пара партиципация – отчуждение ( Тема III. 2, 10 ). Три основные «дуализующие интенции» + психологическая (партиципация – отчуждение) – «гравитационное поле культурных импульсов»[134] Трансцендентное - имманентное после ДР ( 11 ) становится системообразующей оппозицией. Так, исчезновение трансцендентного полюса означает смерть культуры как принципа, поэтому она старается оберегать его всеми возможными способами, от причудливых табу до изощренных манипуляций (Тема VIII. 1) Эти оппозиции - предзаданные структуры, ниши ментальности, действующие до эмпирических ситуаций. ( Тема V. 2 B) Любой смысл сводится к метаоппозиции или одной из ее проекций. «Любая сущность, пережитая как культурный смысл, стремится выйти за свои пределы и противопоставить себя своей противоположности»[135] «один рождает два»[136] У Плотина Единое - благо, Многое - зло. Одни из первых производных оппозиций (центр - периферия, внешнее - внутреннее) моделируют основополагающие, но крайне абстрактные отношения. В этом смысле даже в круге заключен дуализм. Всякой сущности необходим знак, репрезентант - а это и есть то, что ее раздваивает ( Тема IV. 4 ) «извечная дуальность Природы означает, что ни одно явление не может представлять законченной реальности, а лишь одну ее половину. Каждая форма имеет дополняющее ее соответствие: мужчина/женщина; движение/покой; развертывание/свертывание; правый/левый, - объединяемые совокупной реальностью. Синтез есть результат соединения тезиса и антитезы. И подлинная реальность – лишь в синтезе»[137] Такие застывшие оппозиции как земля - небо, мужской - женский - своеобразные заготовки будущих синтетических смыслов, сюда возвращается сознание, стремящееся назад к еще не совсем распавшемусч синкрезису. Это первичные проекции дуалистического принципа в жизненную среду. ( Тема II. 4 ) Один рождает два, распадаясь, а два рождает три, соединяясь в срединной зоне. Мирча Элиаде оценивает моральный уровень религии по ее способности преодолевать дуализм. ( 13 B) Прямая - одно из олицетворений двойственности - от точки до точки. «сознание, осознавшее себя как культурное, то есть отчужденное от природного континуума, обнаруживает себя в напряженной двойственности»[138] ( Тема III. 10 ) «Становление самости вытягивает человека из растворения в природно-магическом континууме с его безошибочно-сонным предзнанием вещей. «Пробуждение» сознания формирует субъекта культуры с ее жесткой диалектикой табу и нормы, конечного и бесконечного, своего и чужого, жизни и смерти. Несомненно, именно рефлексия по поводу человека как единичного и конкретного я дала сильнейший импульс к становлению личного самосознания, ибо лишь в пограничной ситуации человеку открывается трагическое тождество-нетождество бесконечной духовной потенции и конечной реальной экзистенции»[139] ( Тема II. 9; Тема XVI ) Это отправной пункт формирования всякого смысла, опосредуемый отношениями «партиципация» - «отчуждение». Для партиципации важно узнавние неких глубинных основ собственной психики с сущностными чертами феномена. Дуализация, рефлексия и свобода - взаимосвязанные вещи, так как только благодаря мучительному отчуждающему осознанию раздвоенности человек учится совершать выбор. Теория Платона - это стадия, когда культура еще не была готова осознать дуализм и принять знаковые системы за подлинную реальность. Платон пытался блокировать распад субъекта и объекта, сохраняя синкрезис, но дуализация там уже намечается как подсознательный момент, подразумевающий будущий синтез. ( Тема II. 8 ) Дуализм эксплицируется из синкрезиса в болезненно рефлектирующем сознании. Его появление обязано шоку отчуждения, вызванного выходящей на свет оппозицией. Тому же шоку обязано и начало человеческой субъектности. Первый акт ее проявления - стремление к восстановлению подпорченной ВЭС (Тема VII. 6) Оппозиция я - иное - предельно абстрактна, остальные оппозиции - по большей части ее проявления. Партиципация и отчуждение всегда связаны с аксиологической дуализацией, дуальные пары всегда ценностно окрашены.
9. Ритм и симметрия Ритм связан с дуализмом интеграции и дезинтеграции, в ритме есть когерентное начало - ему необходимы все компоненты ритмической структуры. ( Тема II. 1; Тема XI. 5 ) «универсальная повторяемость, согласованность «вложенных» друг в друга ритмических вибраций продуцируют когерентное начало. Глубинная ритмическая согласованность внешне разнородных и разноуровневых феноменов обеспечивает их акаузальное со-осуществление в когерентной взаимообусловленности»[140] Ритм и симметрия занимают важнейшее место в смыслообразовании. Это связь между природой и культурой. Они обеспечивают упорядочивание дискретизованных феноменов. Ритмичны практически все природные процессы, но природные ритмы не равны культурным. Человек был вынужден реорганизовать ритмы на основе собственной субъектности. Психическая активность представляет собой поток, который, однако, делится на отдельные акты. Природная континуальность натыкается на спонтанные, точечные задержки, фиксации психики на собственном «я». На это указывал еще Фихте[141] ( Тема II. 9 ) Задержки - основа для ритмов культурных. Человек отвечает формированием искуственных ритмов, а не просто инстинктивно реагирует на природные. Взаимоотношения между этими ритмами - источник формирования отношения к культурному времени. Крайнее несоответствие вызывает фрустрацию, болезненность, грозит социальными взрывами. Ими были чреваты, например, машинные ритмы XIX века ( Тема XX. 1 A, 2 A; Тема XXI. 2 B, 7 ) Каждый культурный феномен - пробоина в неразрывности бытия, остановка сознания на нем - пребывание в культурном времени. Симметрия – универсальный структурообразующий принцип, обеспечивающий само полагание разрозненных феноменов в единую онтологическую модальность [142] . Она трансцендентна материалу в космо- и биосистемах (Тема VIII. 1) Бинарные структуры уравнивают, казалось бы, не сопоставимые вещи, вроде Жизни и Смерти «сложная конфигурация симметрийно-асимметрийных отношений, воспроизводясь на уровне самой морфологии мозга и, соответственно, психических структур, первична по отношению ко всякому культурно-смысловому опосредованию»[143] Для симметрии всегда необходима дискретность. Благодаря симметрии культурные феномены оказываются в единой плоскости. Симметрийны уже отношения между зонами пространства, не только элементами. Нащупывание симметрических зон предшествует всякой семиотизации ( Тема IV. 4 ). Симметрия - одно из условий культурного смыслообразования. Определенность культурных феноменов взаимообусловлена Лишь в идеальной модели элементы равноудалены от сознания. Фактически одновременно действуют смысловая симметрия и ценностная асимметрия. Знак тесно переплетен с переживанием и оценкой, партиципация происходит к одному из полюсов ( Тема III. 2) Семантическая симметрия всегда сочетается с аксиологической асимметрией, полюса по-разному заряжены. Эта асимметрия выделяет элементы, ценностное отношение прибавляет смыслу оттенок. ««Упаковываясь в структуры человеческого мозга, принцип сочетания морфологической симметрии и функциональной асимметрии становится правилом организации психики и конфигуративным принципом формирующейся человеческой ментальности. Таким образом, симметрийно-асимметрийные отношения, определяя сложнейшую диалектику человеческого сознания, связывают биосистему и культуру, и здесь их предметом выступают уже не только интериоризованные в культурное пространство объекты (образы) природного континуума, но и мир дискретных смысловых и артефактуальных феноменов»[144] ( Тема II. 9 ) Разнородность среды упорядочивается благодаря зонированию ее на симметрийные уровни и сегменты – это начало смыслополагания ( 5 ) Симметрия элементов - условие дуализации. «Мерцание метафизических полюсов первого и третьего элементов метасхемы в акте партисипации и переживания истиноблага (синкретических и синтетических значений, которые практически неразделимы) является необходимым элементом, дополняющим переживание дуализации смыслов. Собственно говоря, без этих моментов снятия дуальностей в ситуативном синтезе сама дуализация как специфически культурная форма смыслообразования становится «бессмысленной», а прогрессия дуальных расчленений оказалась бы никуда не ведущей дурной бесконечностью»[145] (Тема VIII. 2) Последовательность тоже можно рассматривать как вариант симметрии: день - ночь, молодость - старость. Симметрия наглядно демонстрирует взаимосвязь бинарной структуры с третьим элементом. Пары формируются, соотносясь с разделяющим их центром. Эту роль может играть переживающее сознание (при инверсивном смыслообразовании) ( 13 ) Никогда не бывает абсолютного доминирования одного из элементов метаоппозиций (имманентное, сакральное и т.д.). Все уравновешивается в другое время и/или в другом месте. «конвертация глобального дуализма в вертикальном эволюционном переходе от биосистемы к культуре осуществляется через МФА»[146] «Частичный разрыв непрерывности психического потока служит отправной точкой «конвертации», вызванного МФА внутреннего асимметрийного напряжения психической системы, в эксплицитный дуализм смыслогенетических/культурогенетических процессов»[147]
История дуализма В начале истории человек пребывал как бы в двух пространствах - природном и протокультурном. В эпоху ранней палеокультуры (1, 6 млн. – 300 – 200 тыс. л.н.) дуализация синкретических сущностей постепенно превращалась из частного случая в системный принцип ( Тема XI. 1 ) Возможность частичного абстрагирования функции предмета от него самого запустили процессы сакрализации (связанный с партиципацией) и профанизации (связанный с чисто операциональным отношением к предмету). ( Тема IX ) В верхнем палеолите формируются ясные бинарные классификации. Отчетливо просматривается борьба в культуре интегративного (ритуальность, традиция, консерватизм) и дезинтегративного (расширение ресурса, распыление энергии партиципации по новообразуемым смыслам и артефактам) начал ( Тема II. 8; Тема XI. 7 С) Дуализм на периферии был текучий, изменчивый, связанный с облаком дополнительных, необязательных, косвенных значений, периодически подменявших базовые. Это обогащало язык и сохраняло текучесть и нелинейность мифа ( Тема X ). В центре МРС бинаризм кристаллизовывался, образуя более четкие иерархизированные значения, в основном, имеющие сакральный статус. Здесь же формировались и новые когнитивные технологии, когда миф не справлялся ( Тема XI. 3 ) В верхнем палеолите природные межполовые отношения окончательно конвертировались в нормативно-табуативную систему. Из всевозможных форм половых отношений в древней культуре со временем выкристаллизовывалась пара матриархальные - патриархальные. Сформировалась также дуальная фратриальная социальная система. Эти отношения сыграли важную роль в процессе антропогенеза и развитии цивилизации (Тема VII. 1Сe) В мезолите древние общества стали выламываться за рамки закрытости, начал разрушаться тотемизм, появились контакты с иными, которые разделились на две позиции: другие и враги ( Тема III. 10 ). Тотемистическая традиция сменилась четкой бинарной структурой, где протохрамовому сакральному центру соответствовала профанная периферия. Культура стала менее однородной. К неолиту родоцентристская культура сместила доминирование в сторону женского начала. Это было вызвано ростом охотничьих и воинских практик с пугающе усиливающейся левополушарной когнитивностью, грозящей дезинтеграцией, разрушением когерентных связей и ослаблением сакрального ( Тема II. 8; Тема IX ) Архаика и цивилизация неизбежно формируют конфликтную дуальность, так как архаик старается не брать и не использовать больше необходимого, а цивилизация основана на расширении ресурса. Одна из первых бинарных оппозиций цивилизации - город и деревня/ Появление государства породило важнейшую смыслообразующую пару государство – общество (Тема XIV) Этот дуализм развился в систему дихотомий, актуальных до сегодняшнего дня. Государство - это средоточие борьбы интегративных и дезинтегративных сил. По ходу роста культурного ресурса оппозиция субъект - среда сменяется оппозицией субъект - государство. Внутренняя дуализация культуры (общество и государство) показатель новой стадии ее отрыва от природы (Тема VII. 7). Появление этой оппозиции было связано с кризисом МРС, когда дуально организованные смыслы и артефакты беспредельно размножились, вызвав хаос ( Тема XI. 7 H; Тема XV. 2 ) История древневосточных обществ - это переход от интегративного стремления к ядру, когда каждая цивилизация - это оформляющаяся субсистема всей МРС к дезинтегративной фазе и распаду всей системы. В дальневосточных культурах (Китай и др.) наступает новая (после палеосинкрезиса) стадия выделения дуализма. Конкретное становится лишь модусом все набирающего силу абстрактного. Инь и ян означали поначалу светлую и теневую стороны горы. На этой стадии новая бинарная модель начинает развиваться на периферии системы, еще только подготавливая почву для манихейства. Смыслообразование определяется отношением инверсии и медиации с недораспавшимся синкрезисом. Космологичности становится меньше - мир создан и состарился, и герои-мессии заняты его спасением. У Будды еще сохраняются космологические черты, у китайских учителей их нет вовсе. ( Тема XV. 3, A, B) На третьей стадии кристаллизации оппозиции становятся более определенными. Синкретизм уходит в тень, понятийное преобладает над образным, умозрительное над чувственным, хотя мифическая образность не исчезает, но оказывается подчиненной проявлениям духовного Абсолюта. ( Тема XV. 3 D) Все это становится частью культурной автомодели (Тема VII. 5A) Между полюсами формируются антиномические (не комплементарные) отношения. Инверсия и медиация образуют ясную оппозицию. Связь знака и означаемого становится условной, символической ( Тема IV. 5 ). Смыслообразование максимально широкое, а в культуре идет постоянная борьба между дуализмом и монизмом. Это создает крайнее напряжение, но и придает динамику развитию культуры. Поздняя Античность. На четвертой стадии полюса жестко оппозиционированы, происходит окончательный разрыв с классическим мифом. Формы монизма крайне нетерпимы и ригористичны. Сущее невротически вуалируется, признается лишь Должное. Намного сильнее становится неосинкрезис ( Тема II. 5 ) Оппозиции в режиме монистического синтеза обволакиваются различными коннотациями, инверсия и медиация взаимопогашаются. Это сдерживает напряжение, но вместе с ним и развитие. Таковы Средневековье, ислам, большевизм. Чем более напряженный дуализм, тем в большей степени есть нужда в структурно иерархическом упорядочивании.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы