Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Индивид и мифо-ритуальная система
В объятиях Рода Архаик Об архаике можно говорить как о древнем человеке, но он живет во множестве современных людей, особенно тех, которым свойственно магическое и околомагическое мировоззрение. Он существует в большей степени вовне, чем внутри себя. Он как бы между «я» и объектом. подвержен тому же влиянию, что и объект. Новые идеи приходят как бы извне, от запредельных сил ( Тема VIII. 1) Архаик еще толком не отделился от природы. Его мышление парадоксально - значения не подчиняются какой-либо иерархизации, рядоположены, что отчасти напоминает мышление ребенка. Для него не актуальны наши субъект-объектные отношения. Это для Соссюра слово «дерево» не имеет никакого отношения к названному предмету, для архаика предмет и слово одинаково реальны и взаимозаменимы. В древности он совершенно не ощущал себя субъектом собственных действий, вероятно, постоянно находился в полусонном состоянии. Рефлексивное я спит, растворившись под действием внешних императивных сил. (Тема VII. 3; Тема XVI. 1, 4, 5) «Прединдивид вырастает из последних фаз антропогенеза и по мере течения предыстории, формирования первичных форм социальности и вызревания родовых отношений переформируется в индивида»[268] Время архаика - от антропогенеза до неолитической революции. Его обществу свойственно препятствование расширению культурного ресурса. Он ориентирован на немедленное потребление ( 7 C; Тема VII. 1Cd) Архаическое сознание спускает глобальные оппозиции на уровень ниже, где действует ассоциативно связанная менее масштабная оппозиция и здесь снимает глобальную ( Тема II. 8; Тема VI. 7 ) Передача смыслов у архаика представляет собой передачу энергии партиципационного переживания ( Тема III. 2 ). В VIII - VII тыс. до н.э. зримые черты обрел процесс распада ритуала ( Тема II. 4 ). Нарастающие автономность, рефлективность и самоосознание подтачивают основы ритуала, не позволяют легко латать дыры во всеобщем чувстве единства универсума ( Тема XVI. 4 ). Приходится прибегать к помощи все большего количества объектов-медиаторов, или артефактов ( Тема IV. 3 G). Одним из них стало имя. В Иерихоне или, например, Чатал-Хююке стремление к росту числа артефактов стало устойчивым и необратимым. Это был переход к перманентному расширению ресурса ( 7 C). Возникает специфический способ трансцендирования благодаря движению сознания по цепи культурных артефактов, подменяющих собой первоначальные объекты партиципации (прафеномены) ( Тема IV. 3 FG; Тема III. 4; Тема VIII. 4) По Э. В. Сайко мышление разделяется на следующие типы: ритуальное (палеолит) – мифологическое (неолит) – рациональное (цивилизация). Согласно СТК, ритуальным может быть только поведение, а рациональность тоже в данном случае можно иметь в виду лишь с оговорками. Формы половых отношений изначально были очень многообразны, но постепенно сузились до ограниченного числа вариантов ( Тема II. 5 ) «Как ранняя Вселенная совершила первый акт самоограничения, перейдя из девятимерного состояния в четырехмерное, так и различия между всевозможными моделями половых отношений в границах вязкого магнитного поля палеосинкрезиса были сведены к дуальной оппозиции: матриархальные – патриархальные. Эта поляризация еще не проявлялась и не осознавалась как ставшая форма дуализма. Обе модели всячески переплетались, накладываясь одна на другую, не зная устойчивой и универсальной для всех архаических протосоциумов доминанты. Выравнивание гендерных отношений в двух ключевых модальностях стало одним из главных факторов антропогенеза, а последовавшая за этим неолитическая революция окончательно провела черту между природным и культурным (постприродным)»[269] ( Тема II. 4 ) Палеолитический человек был так сильно связан с природой, что зачастую не замечал связи между половым актом и рождением детей. Некоторые народы живут так до сих пор. Архаического человека мало интересовали утилитарные нужды, только как побочная линия мифо-ритуального комплекса Сейчас архаики в полном смысле либо вымерли, либо заняли очень узкие ниши. Индивид - не совсем архаик.
Кто такой индивид Один из вида, скорее даже Рода. Родовой человек стоит у основания эволюционной пирамиды. Для полноценного трансцендирования (Тема VIII. 4) ему достаточно партиципации к родовому коллективу ( 6 ). Он воплощает собой инстинкт самосохранения культуры, не терпит никаких инноваций и нововведений Для последующих культурных субъектов он играет ту же роль, которую для него сыграла Природа. Индивиду свойствен крайний традиционализм, прецедентность мышления (ответы он ищет в прошлом и поступает как предки). Незыблемо блюдет свои экзистенциальные ориентации и не принимает иных. Мир классического индивида сплошь сакрален (Тема IX. 1), каждый предмет связан с каким-либо адресатом партиципационного переживания (богом, духом), а последний даёт чувство сопричастности с родовым космосом. Близкое отношение сохранилось в деревенской культуре Индивид использует для создания культурных форм силу природных стихий. Родовой индивид никуда не исчез, он просто оттеснен на периферию исторического развития. Так и в развитом личностном ( Тема XVII. 1 ) сознании индивид оттеснен в область бессознательного (Тема VII. 1B). Однако субъект с доминантой индивида не изменяем и не научаем в принципе. Старается воспроизводиться в своем собственном качестве или вымирает. Он может только внешне приспособиться к цивилизации манихея ( Тема XV. 1 ) или личности ( Тема XVII. 1 ). Тот, кто приспособился, вовсе не претерпел системных изменений. Индивид находится в объектно-объектных, интерсубъективнх отношениях со средой, потому что рефлексия и автономность у него слабо выражены. Максимально отрефлектированная зона - культ предков ( Тема XVI. 1, 2, 6 ). Идеальная среда для индивида – деревня, которая воплощает собой органичный синтез природного и культурного. Там господствуют ритуальность и ориентация на прецеденты. Деревня выполняет какие-либо обязательства перед городом лишь пока он не угрожает ее космосу О мире, соответствующем системе индивида, писали С. Лурье, Рудольф и Феликс Киссинги Индивиду свойственно представление о жестко закрепленных социальных ролях, зависимых от пола, возраста, положения такого-то рода в обществе. Он ориентирован на группу, которая заменяет в его сознании роль Рода. Его мышление представляет собой слабо отрефлексированную психическую активность, он воспроизводит культурные программы Индивиду вовсе не чужд поиск решения, однако, лишь когда речь идет о чем-то действительно важном для него - либо в сакральном смысле, либо для выживания. Последнее же, что интересует индивида - это улучшение материальных условий существования. Многие современные проблемы, по сути, остались нам еще от индивида: «А коррупция, кстати сказать, это не что иное, как профанирующее использование институтов и процедур большого общества для удовлетворения потребностей первого уровня, к каковым относится и «похоть власти» (Августин) у локальных родовых и квазиродовых кланов и группировок»[270] (Тема IX. 4) Индивиду абсолютно необходим внешний регулятив, без него его ментальность будет разрушена. Практическая жизнь иерархически организована, но никаких иерархий не способна отследить сама ментальность ( Тема V. 2 B; 3 B). С идеальными мифо-ритуальными представлениями практическая жизнь индивида никогда не совпадает. Центр и периферия нестабильны, относительны. Значит, смыслообразование индивида основано на принципе попеременного доминирования смысла и дрейфе смысловой доминанты ( Тема IV. 3 Mc ). Индивид - слабо осознающее самого себя орудие подсистем культуры. Ментальность индивида управляется в большей степени извне (традиция), так как она однослойна, а рефлексия у него слабо развита. По сравнению с архаиком синкретичность сознания сильно подорвана, но крайне сильна в сравнении с последующими типами ментальности ( Тема XVI. 1, 2, 4 ).
Мифо-ритуальная система Мифо-ритуальность – системное качество древней культуры. Культура на заре истории: «Мир реализованных возможностей культуры ещё бесконечно мал по сравнению с миром её имплицитных потенций, скованных в палеосинкрезисе»[271] (Тема VII. 3) Культура здесь лишь система, опосредующая отношения с естественной средой. Главные тексты тяготеют к гендерной семантике, по их модели строятся и всякие социальные отношения. Культурные программы есть лишь трансформация природных, все, что происходит в культуре, рассматривается и фиксируется по магической аналогии с природой. Ритуальная магия доминирует над цивилизацией, главная цель культуры и соответствующего ей субъекта - связь с запредельным миром (Тема VIII. 4). Опосредованные природные программы преобладают над собственно культурными. Сакральный прецедент – это почти что и есть тот самый конвертор, который переделывает природную программу (инстинкт) в культурную (традиция). В МРС преобладают центростремительные силы, изменения вообще не видны одному поколению. МРС – феномен, который «никогда не был адекватно отрефлектирован, осознавался, как правило, фрагментарно, а если и целостно был пережит как духовный опыт, то выражен этот опыт задним числом - в исторически обусловленных, а потому неадекватных формах»[272] СТК учитывает синкретическую связь мифа и ритуала ( Тема II. 3-5; Тема X. 2 ), а обряд рассматривает как проекцию космологического перворитуала. Изобразительные формы были внешним выражением мифо-ритуального комплекса. Насколько гармоничны культуры МРС зависит от того, как подошли друг к другу постприродные и собственно-культурные программы. При нормальном раскладе эти культуры создали устойчивые образцы и модели (Египет, Междуречье, позже Индия и Китай) У раннегосударственных народов три варианта времени: историческое, периферийное и мифическое[273] Идеал МРС всегда в прошлом и достигается путем беспрекословного следования традиции. Субъектность человека остается коллективной, но подсистемы культуры яростно конфликтуют (Тема VII. 1A, 6, 7), инновационность воспринимается как возвращение к образцам и результат деятельности богов и героев. В рамках МРС слова система, суб- и подсистемы - очень условны. Все синкретично вязнет одно в другом, имея лишь тенденцию к выделению ( Тема II. 3 ). МРС жестко выдавливает носителей избыточных смыслов на периферию, репрессирует их, в крайних случаях уничтожает ( Тема XXI. 5 ). Это позволило ей воспроизводить себя почти в неизменном виде на периферии городской среды. Архаические культуры как пожилые эмбрионы - практикуют в качестве лекарства от смерти отсутствие жизни. Изменений не видно изнутри динамичных культур, но они есть. Заканчивается жизнь подобной системы, как правило, деградацией. Неизменяемость - скорее внутреннее свойство системы, так как на вызовы среды неизменяемые системы редко реагируют адекватно. Противоречия индивидом вполне осознаются в прагматически-утилитарных практиках, но сами эти практики не высоко ценятся МРС. В остальном традиция бережет его сознание от мучительного переживания противоречий и невозможного для него экзистенциального выбора. «Базовые техники смыслообразования строились на текучих и релятивных связях между элементами бинарных оппозиций, каждый из них «обволакивался» облаком коннотативных значений и мерцающих смысловых возможностей. При этом дистанция между базовыми (в Пирсовом понимании) и коннотативными значениями была невелика, а по мере удаления от строго иерархизированных смыслов мифоритуального ядра стиралась вовсе. Иными словами, базовые значения были чрезвычайно релятивными, неустойчивыми и определялись главным образом ситуационно. Иное дело, что ситуации, их продуцировавшие закреплялись в традиции и воспроизводились многократно, что и придавало базовым значениям относительную устойчивость. Без этой устойчивости было бы, например, невозможно возникновение письменности»[274] ( Тема IV. 3 Mc) « традиция – это инобытие инстинкта в культуре »[275] С одной стороны, традиционная культура жестко блокирует нелегитимные смыслы, уничтожая их порой вместе с носителями. С другой, традиция не настолько незыблема, как могло бы показаться: «Традиция… фрагментируется на дискретные блоки нормативно отмеченных смыслов, каждый из них несет в себе скрытую семантическую провокацию – набор потенциальных возможностей сверх легитимно-традиционного. Рано или поздно они реализуются и разрушат традицию»[276] (Тема VIII. 5; Тема IX. 4)
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы