Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


А.С.ГРИБОЕДОВ КОМЕДИЯ «ГОРЕ ОТ УМА» (Д. II , ЯВЛ. 1)



А.С.ГРИБОЕДОВ КОМЕДИЯ «ГОРЕ ОТ УМА» (Д. II, ЯВЛ. 1)

Петрушка, вечно ты с обновкой,

С разодранным локтем. Достань-ка календарь;

Читай не так, как пономарь,

А с чувством, с толком, с расстановкой.

Постой же. – На листе черкни на записном,

Противу будущей недели:

К Прасковье Федоровне в дом

Во вторник зван я на форели.

Куда как чуден создан свет!

Пофилософствуй – ум вскружится;

То бережешься, то обед:

Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет.

В четверг я зван на погребенье.

Ох, род людской! Пришло в забвенье,

Что всякий сам туда же должен лезть,

В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.

Но память по себе намерен кто оставить

Житьем похвальным, вот пример:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался; все о нем прискорбно поминают.

Кузьма Петрович! Мир ему! -

Что за тузы в Москве живут и умирают! -

Пиши: в четверг, одно уж к одному,

А может, в пятницу, а может, и в субботу,

Я должен у вдовы, у докторши, крестить.

Она не родила, но по расчету

По моему: должна родить.

(Курсив в данном отрывке принадлежит А.С.Грибоедову).

Персонажи: Павел Афанасьевич Фамусов и его слуга Петрушка.

Контекст; содержание отрывка: Фамусов вносит в книгу «разные дела на память».

Отрывок для сопоставления (Д. III, явл. 21-22):

Фамусов:                …Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!

                                   Попробуй о властях – и нивесть что наскажет!

                                   Что низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

                                              Хоть пред монаршиим лицом,

                                               Так назовет он подлецом!..

Хлёстова:                                  Туда же из смешливых;

                                     Сказала что-то я – он начал хохотать.

Молчалин:                    Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах.

Графиня-внучка:          Меня модисткою изволил величать!

Наталья Дмитриевна: А мужу моему совет дал жить в деревне.

Загорецкий:                  Безумный по всему.

Фамусов:           ‹…› Ученье – вот чума. Ученость – вот причина,

                                           Что нынче пуще, чем когда,

                                           Безумных развелось людей, и дел, и мнений. ‹…›

Персонажи: Гости на вечере у Фамусова.

Контекст; содержание отрывка: гости и хозяин дома обсуждают слух о сумасшествии Чацкого.

А.С.ПУШКИН «ПРОРОК» (1826)

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

А.С.ПУШКИН «АРИОН» (1827)

Нас было много на челне;

Иные парус напрягали,

Другие дружно упирали

В глубь мощны веслы. В тишине

На руль склонясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный челн;

А я – беспечной веры полн -

Пловцам я пел… вдруг лоно волн

Измял с налета вихорь шумный…

Погиб и кормщик и пловец! –

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРОГРАММА АНАЛИЗА

1. Что лежит в основе лирического сюжета стихотворения? Почему Пушкин обратился к этому мифу? Случаен ли выбор названия стихотворения? Какие события жизни поэта, страны могли найти здесь отражение?

2. Какова проблематика произведения? Определите основной пафос произведения. Можно ли говорить о программном характере стихотворения, какие строки его это подтверждают?

3. Что можно сказать об особенностях развития лирической мысли? Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении? Какова взаимосвязь между ними? Какая из них центральная?

4. В чем своеобразие позиции лирического героя? Как связан он с командой челна (он – часть ее? он ей противопоставлен? или же их отношения не исчерпываются однозначной характеристикой)? Как описываются действия команды челна? На чем акцентирует внимание автор? В чем близость и различие лирического героя и кормщика?

5. Почему Арион охарактеризован в стихотворении как «беспечной веры полн», «таинственный певец»? Какой смысл вкладывает поэт в эти определения?

6. С помощью каких художественных средств и стилистических фигур передано в стихотворении предчувствие бури и дано ее описание? Каким смыслом наполняется образ бури у Пушкина?

7. Какие еще изобразительно - выразительные средства использованы Пушкиным в раскрытии основной темы, какова их роль, какое из них становится определяющим?

8. Почему в стихотворении доминируют звуковые образы («в тишине», «в молчанье», «вихорь шумный», «гроза»)?

9. В чем своеобразие интонационного строя стихотворения? Какова роль пауз, как они связаны с развитием лирической мысли стихотворения? Какие слова выделены ритмически, интонационно? почему? Какие стилистические фигуры использованы автором для раскрытия основной идеи стихотворения?

10. Почему в стихотворении так часто встречаются примеры устаревших лексико-грамматических норм («парус напрягали», «дружно упирали», «лоно волн»), архаизмов («челн», кормщик»)?

11. Почему стихотворение не делится на строфы? Определите размер стихотворения, классическая ли его форма использована или есть отступления, с чем они связаны? Что можно сказать о рифме, связаны ли ее особенности с художественным содержанием стихотворения? Связаны ли особенности рифмовки с развитием основной мысли произведения?

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «ДУМА» (1838)

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздних их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию – презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

 

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок его навеки извлекли.

 

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства –

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастия и славы,

Глядя насмешливо назад.

 

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРОГРАММА АНАЛИЗА

1. Каков общий характер мироощущения Лермонтова? Как это связано с эпохой и индивидуальностью поэта?

2. Что становится предметом размышлений автора? Определите пафос. Стихотворения. Какие строки являются своеобразным лейтмотивом «Думы»?

3. Каков характер лирических размышлений поэта (основная интонация, определяющая тема)? Почему Лермонтов именно так озаглавил свое стихотворение? Чем можно объяснить, что поэтический стиль Лермонтова в «Думе» афористичен? Приведите примеры такого стиля.

4. В чем своеобразие позиции лирического героя? Почему доминирующим в раздумьях лирического героя становится не местоимение «я», а местоимение «мы»? Какова роль оценочных эпитетов в характеристике героя и поколения?

5. Чем обусловлено трагическое звучание стихотворения? В чем видит лирический герой причины внутреннего опустошения своего поколения? эти причины носят объективный или субъективный характер?

6. В чем своеобразие развития лирической мысли стихотворения? Какова структура стихотворения? Что определило подобную композицию? Какова логика деления на части, совпадают ли они со строфами?

7. Как в стихотворении развиваются три основные конфликта: между «Я» лирического героя и поколением, внутри «Я», исторический – между потомком и современным герою поколением? Какова роль категории времени в стихотворении? Каким образом разворачивается в стихотворении тема смерти? Случайно ли ее введение в поэтическую ткань стихотворения?

8. Какова роль антитезы в раскрытии основной темы стихотворения? Что доминирует в мире лирического героя и его поколения: чувства или рассудок? Докажите текстом. Какую смысловую нагрузку в контексте стихотворения несут такие категории, как «познание» и «сомнение»?

9. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для раскрытия образа « обанкротившегося » поколения?

10. В чем своеобразие лексики стихотворения: почему наряду со словами философского и этического содержания («познание», «сомнение», «добро», «зло») поэт использовал и прозаизмы («не шевелят», «остаток»)? Каким образом в стихотворении сочетаются различные стилистические пласты? Найдите в тексте примеры подобного сочетания, определите его функцию.

11. Охарактеризуйте своеобразие синтаксиса стихотворения (обратите внимание на его сложность, подумайте, чем она обусловлена).

12. Почему стихотворение разделено на строфы? Каким размером написано стихотворение, есть ли отступления от классической схемы, чем они обусловлены?

13. В чем особенности рифмовки, связаны ли они с раскрытием идеи произведения? Охарактеризуйте своеобразие рифмы стихотворения.

 

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «УТЕС» (1841)

Ночевала тучка золотая                       Но остался влажный след в морщине

На груди утеса-великана;                     Старого утеса. Одиноко

Утром в путь она умчалась рано,        Он стоит, задумался глубоко,

По лазури весело играя;                       И тихонько плачет он в пустыне.

А.С.ГРИБОЕДОВ КОМЕДИЯ «ГОРЕ ОТ УМА» (Д. II, ЯВЛ. 1)

Петрушка, вечно ты с обновкой,

С разодранным локтем. Достань-ка календарь;

Читай не так, как пономарь,

А с чувством, с толком, с расстановкой.

Постой же. – На листе черкни на записном,

Противу будущей недели:

К Прасковье Федоровне в дом

Во вторник зван я на форели.

Куда как чуден создан свет!

Пофилософствуй – ум вскружится;

То бережешься, то обед:

Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет.

В четверг я зван на погребенье.

Ох, род людской! Пришло в забвенье,

Что всякий сам туда же должен лезть,

В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.

Но память по себе намерен кто оставить

Житьем похвальным, вот пример:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался; все о нем прискорбно поминают.

Кузьма Петрович! Мир ему! -

Что за тузы в Москве живут и умирают! -

Пиши: в четверг, одно уж к одному,

А может, в пятницу, а может, и в субботу,

Я должен у вдовы, у докторши, крестить.

Она не родила, но по расчету

По моему: должна родить.

(Курсив в данном отрывке принадлежит А.С.Грибоедову).

Персонажи: Павел Афанасьевич Фамусов и его слуга Петрушка.

Контекст; содержание отрывка: Фамусов вносит в книгу «разные дела на память».

Отрывок для сопоставления (Д. III, явл. 21-22):

Фамусов:                …Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!

                                   Попробуй о властях – и нивесть что наскажет!

                                   Что низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

                                              Хоть пред монаршиим лицом,

                                               Так назовет он подлецом!..

Хлёстова:                                  Туда же из смешливых;

                                     Сказала что-то я – он начал хохотать.

Молчалин:                    Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах.

Графиня-внучка:          Меня модисткою изволил величать!

Наталья Дмитриевна: А мужу моему совет дал жить в деревне.

Загорецкий:                  Безумный по всему.

Фамусов:           ‹…› Ученье – вот чума. Ученость – вот причина,

                                           Что нынче пуще, чем когда,

                                           Безумных развелось людей, и дел, и мнений. ‹…›

Персонажи: Гости на вечере у Фамусова.

Контекст; содержание отрывка: гости и хозяин дома обсуждают слух о сумасшествии Чацкого.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь