Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


А.С.ПУШКИН роман в стихах «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (ГЛ. 8)



Х LVI А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище, За те места, где в первый раз, Онегин, видела я вас, Да за смиренное кладбище, Где нынче крест и тень ветвей Над бедной нянею моей. XLVII А счастье было так возможно, Так близко! … Но судьба моя Уж решена. Неосторожно, Быть может, поступила я: Меня с слезами заклинаний Молила мать; для бедной Тани Все были жребии равны… Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить? ), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Персонажи: Татьяна.

Контекст, содержание отрывка: отповедь Татьяны Онегину .

Отрывок для сопоставления (Гл. 2, XXV - XXVI ):

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Ни привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела,

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

 

Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей. ‹…›

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРОГРАММА АНАЛИЗА

1. Определите круг проблем, раскрываемых автором в произведении. Какие из них представлены в приведенном отрывке?

2. В чем особенность ситуации, в которой оказалась героиня на момент описанного разговора? Как раскрывается характер героини в этом отрывке?

3. Что является основой внутреннего мира Татьяны? Какими жизненными ценностями она руководствуется в своих поступках (в настоящем и в прошлом)? Изменилась ли Татьяна? Что именно в ней изменилось? Можно ли согласиться с мыслью В.Г.Белинского: «… пока она (Татьяна) в свете – его мнение будет ее идолом, и страх его суда всегда будет ее добродетелью…»?

4. Место Татьяны в светском обществе. Как сама героиня оценивает то, что ее окружает в настоящее время? Почему в характеристике жизни света героиня использует такие образы, как «мишура», «блеск, и шум, и чад», «ветошь маскарада»?

5. Какова роль антитезы в отрывке?

6. Что значит для Татьяны ее деревенская жизнь? Что привлекает ее в прошлом более всего, почему? Какие качества отличали ее от ее сверстниц и людей ее круга в прошлом, сохранились ли они в ее новой светской жизни? Какие примеры из романа можно привести?

7. Как относится героиня к Онегину? Чем обусловлен выбор жизненного пути Татьяны и ее отказ Онегину?

8. Как ведет себя Татьяна в приведенном отрывке? Какова основная интонация ее монолога? Благодаря каким стилистическим приемам автору удается точно передать состояние своей героини? Каким образом синтаксис способствует решению этой задачи (обратите внимание, сложные или простые предложения, есть ли вопросительно-восклицательные конструкции, о чем это свидетельствует, какова роль фигур умолчания…)?

9. Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор для раскрытия характера и передачи состояния своей героини?

10. Какова роль героини в произведении? Закономерен ли финал романа? С какими литературными героинями можно сравнить Татьяну Ларину?

11. На примере ХLV11 строфы проанализируйте структуру «онегинской строфы» в ее взаимосвязи с содержанием. Как меняется интонация, как рифмовка помогает выделить «части» строфы и изменения в движении микросюжета и пр.?

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «ДУМА» (1838)

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздних их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию – презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

 

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок его навеки извлекли.

 

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства –

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастия и славы,

Глядя насмешливо назад.

 

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРОГРАММА АНАЛИЗА

1. Каков общий характер мироощущения Лермонтова? Как это связано с эпохой и индивидуальностью поэта?

2. Что становится предметом размышлений автора? Определите пафос. Стихотворения. Какие строки являются своеобразным лейтмотивом «Думы»?

3. Каков характер лирических размышлений поэта (основная интонация, определяющая тема)? Почему Лермонтов именно так озаглавил свое стихотворение? Чем можно объяснить, что поэтический стиль Лермонтова в «Думе» афористичен? Приведите примеры такого стиля.

4. В чем своеобразие позиции лирического героя? Почему доминирующим в раздумьях лирического героя становится не местоимение «я», а местоимение «мы»? Какова роль оценочных эпитетов в характеристике героя и поколения?

5. Чем обусловлено трагическое звучание стихотворения? В чем видит лирический герой причины внутреннего опустошения своего поколения? эти причины носят объективный или субъективный характер?

6. В чем своеобразие развития лирической мысли стихотворения? Какова структура стихотворения? Что определило подобную композицию? Какова логика деления на части, совпадают ли они со строфами?

7. Как в стихотворении развиваются три основные конфликта: между «Я» лирического героя и поколением, внутри «Я», исторический – между потомком и современным герою поколением? Какова роль категории времени в стихотворении? Каким образом разворачивается в стихотворении тема смерти? Случайно ли ее введение в поэтическую ткань стихотворения?

8. Какова роль антитезы в раскрытии основной темы стихотворения? Что доминирует в мире лирического героя и его поколения: чувства или рассудок? Докажите текстом. Какую смысловую нагрузку в контексте стихотворения несут такие категории, как «познание» и «сомнение»?

9. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для раскрытия образа « обанкротившегося » поколения?

10. В чем своеобразие лексики стихотворения: почему наряду со словами философского и этического содержания («познание», «сомнение», «добро», «зло») поэт использовал и прозаизмы («не шевелят», «остаток»)? Каким образом в стихотворении сочетаются различные стилистические пласты? Найдите в тексте примеры подобного сочетания, определите его функцию.

11. Охарактеризуйте своеобразие синтаксиса стихотворения (обратите внимание на его сложность, подумайте, чем она обусловлена).

12. Почему стихотворение разделено на строфы? Каким размером написано стихотворение, есть ли отступления от классической схемы, чем они обусловлены?

13. В чем особенности рифмовки, связаны ли они с раскрытием идеи произведения? Охарактеризуйте своеобразие рифмы стихотворения.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь