Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРОГРАММА АНАЛИЗА. 2. Выделите ключевые слова-образы и сквозные мотивы стихотворения. 1. Какова художественная задача автора стихотворения?
1. Какова художественная задача автора стихотворения? Сопоставима ли она по масштабу с задачами романиста? Что является сюжетом этого «романа» в шести строфах? 2. Выделите ключевые слова-образы и сквозные мотивы стихотворения. 3. На какие части можно разделить стихотворение? Какую логику в развитии авторской мысли подчеркивает 3-частное композиционное членение? 4. Найдите слова, строки и строфы, связанные друг с другом с помощью приема контраста. Проследите за тем, как принцип контраста организует структуру стихотворения: композицию и сюжет, образную систему, звуковую организацию произведения. 5. Соотнесите строфы: 1-ю и 5-ю, 4-ю и 6-ю: какие строки остаются в них неизменными, а какие меняются? Что подчеркивает этим автор? Найдите другие повторяющиеся слова и выражения (в разных строфах или в пределах одной строфы), определите функции повторов. 6. Сколько «героев» в стихотворении? Что мы узнаем о них? 7. Какими художественными средствами создается облик лирической героини? Из каких составляющих складывается романтический портрет героини и в чем его своеобразие (см. 1-3 строфы)? 8. Попытайтесь раскрыть смысл «формулы» Пушкина (заимствованной им у Жуковского): гений чистой красоты. Почему синонимом этого выражения поэт делает словосочетание мимолетное виденье? 9. Какие потери и обретения суждены лирическому герою на его жизненном пути? 10. Чем выделяется синтаксис 3-й строфы на фоне других строф? Какое место в лирическом сюжете стихотворения занимает эта строфа? Какая тема акцентирована в словах Шли годы? Какое место занимает в стихотворении эта тема и в какой строфе (в каких строках) она появляется впервые? 11. Какое место в концепции всего произведения и в ряду жизненных явлений и ценностей, значимых для героя на «первом» этапе жизни, а затем «воскресших» для него, занимает любовь? 12. Раскройте многообразие оттенков значения эпитета «чудный» и слова «мгновенье». 13. 5 строфа: что чему предшествует - явление «виденья» «пробуждению души» или наоборот? Как понимать предложенную автором взаимосвязь этих двух «событий»? На что указывает двоеточие после первого стиха этой строфы? Что означает в контексте стихотворения выражение Душе настало пробужденье? 14. 6 строфа: раскройте смысл слова «воскресли». Какова в данной строфе функция таких стилистических приемов, как анафора и многосоюзие? Можно ли говорить о градации, «иерархии» в расположении «воскресших» для героя понятий и явлений действительности? 15. Как бы вы определили жанровое своеобразие стихотворения? 16. Как бы вы объяснили, что определяют эпитеты в стихотворении? К какому «типу» можно отнести подобные эпитеты (например, звуковые, цветовые, обонятельные, нейтральные и пр.)? В какой «части» стихотворения встречается больше всего эпитетов и где они отсутствуют совсем? Почему? 17. Укажите сквозные, проходящие через всё стихотворение рифмы. Определите их художественные функции. Какие, например, общие рифмы есть в 1-3-й и в 5-й строфах, и как можно объяснить их отсутствие в 4-й и 6-й строфах? 18. Определите стихотворный размер «К***». Есть ли в стихотворении строфы с одинаковым ритмическим рисунком? 19. Каково в среднем количество ударений, приходящихся на одну стихотворную строку в «К***»? Обратите внимание на стихи с отступлениями от выделенной вами ритмической закономерности: чему эти «отступления» служат? Можно ли, например, утверждать, что 3-4-я строки в 4-й и 6-й строфах ритмически звучат одинаково? 20. Меняется ли в вашем восприятии стихотворения что-либо, если после его прочтения вы узнаете, что оно посвящено Анне Петровне Керн?
А.С.ПУШКИН «ПРОРОК» (1826) Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился; Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы