Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ii . Определите литературного героя



1) К кому обращена речь:

«Уж, точно, стал не тот в короткое ты время; / Не в прошлом ли году, в конце, / В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя / И носишься на борзом жеребце; / Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла».

2) Кто произносит монолог:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

3) «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй... второй? »

4) «Оказалось потом, что в этот же вечер, часу в двенадцатом он сделал и еще один весьма эксцентрический и неожиданный визит. Дождь всё еще не переставал. Весь мокрый, вошел он в двадцать минут двенадцатого в тесную квартирку родителей своей невесты, на Васильевском острове, в третьей линии, на Малом проспекте…»

5) Назовите героя, о котором идет речь:

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила…

6) Назовите имя героини, о которой идет речь:

«Моя жена – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя».

7) «(Подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали… (Садится на диван.) про меня забыли… ничего… я тут посижу… А Леонид Андреич небось шубу не надел, а в пальто поехал… (Озабоченно вздыхает) Я-то не поглядел… Молодо-зелено! Жизнь-то прошла, словно и не жил. (Ложится) я полежу… Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего… Эх ты… недотепа! (Лежит неподвижно.)»

8) О ком идет речь:

Года минулись, страсти улеглись,

И высоко вознесся ты над нами...

Плачь, русская земля! но и гордись -

С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты...

9) «Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

10) Кто произносит монолог:

«Какое мы имеем право рассуждать?! Мы не можем понять ни цели, ни поступков государя! Мы не чиновники дипломатические, а мы солдаты и больше ничего. Умирать велят нам – так умирать. А коли наказывают, так значит – виноват; не нам судить… А то, коли бы мы стали обо всем судить да рассуждать, так этак ничего святого не останется. Этак мы скажем, что ни бога нет, ничего нет… Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и всё».

11) О ком идет речь:

Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что Бог гласит его устами!

12) К кому обращен монолог:

«Мне угодно только одно – предостеречь вас… Вы – человек молодой, у вас впереди будущее, надо вести себя очень, очень осторожно… Вы ходите в вышитой сорочке, постоянно на улице с какими-то книгами, а теперь вот еще велосипед… Что же хорошего? »

13) О ком идет речь:

«Андрея Ильича покойного сынок: / Не служит, то есть в том он пользы не находит, / Но захоти – так был бы деловой. / Жаль, очень жаль, он малый с головой, / И славно пишет, переводит».

14) Кто является героиней строфы:

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела -

Почувствовать свои страданья научила

И свету возвестить о них благословила...

15) «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными, румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

16) Назовите участников диалога:

- Понимаешь ли ты, что от пыли заводится моль? Я иногда даже вижу клопа на стене!

- У меня и блохи есть!

- Разве это хорошо? Ведь это гадость!

- Чем же я виноват, что клопы на свете есть? Разве я их выдумал?

17) О ком говорится в отрывке:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари…

18) «Высокая, стройная девушка, довольно смуглая, с черными, густыми волосами, черными глазами, с южным типом лица, как будто из Малороссии, пожалуй, скорее даже кавказский тип… красивое лицо, только очень холодное…»

19) О ком идет речь в этой строфе:

Что ж? Веселитесь... он мучений

Последних вынести не мог;

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

20) «…мужик отчаянный, и пьяница, / И на руку нечист. / Работать не работает, / С цыганами возжается, / Бродяга, коновал! / А впрочем, парень грамотный, / Бывал в Москве и в Питере… / Бахвал мужик!..»

21) Назовите двух героев, о которых идет речь:

«Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги! ».

22) «Он уехал из Москвы за границу для поправления здоровья и остался на жительство в Дрездене, где знается больше с англичанами и с проезжими русскими. ‹…› Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя».

23) «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве! Маленькая горенка с маленькими окнами, не отворявшимися ни в зиму, ни в лето, отец, больной человек, в длинном сюртуке на мерлушках и в вязаных хлопанцах…»

24) «А сам в халате ел и пил; / Покойно жизнь его катилась; / Под вечер иногда сходилась / Соседей добрая семья… / Там ужин, там и спать пора, / И гости едут со двора».

25) Кто и о ком произносит эти слова:

«Это что за фигура?.. На остальных баб не похожа. ‹…› Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр».

26) «Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней?.. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?.. Право, ровно ничего».

27)                       Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза как небо голубые…

28) О ком идет речь:

«Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился».

29) ‹…› еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные, руки, и кричит встречным: «Пррррава держи! », то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог…

30)                                  Он сердцем милый был невежда,

Его лелеяла надежда,

И мира новый блеск и шум

Еще пленяли юный ум…

31) К кому обращены слова:

«Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем! … Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама! Пойдем, милая! Пойдем! …»

32) «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя так и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

33) «Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными глазами ‹…› выражение лица… такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

 


[1] См.: Филологический комментарий художественного текста: Методические рекомендации для абитуриентов / Сост. М.Л.Бедрикова. - Магнитогорск, 1999.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь