Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Религиозная деятельность и религиозные отношения



Религия – не только религиозное мировоззрение, она реализует основные мировоззренческие установки в религиозной деятельности. Тем самым она включает в себя их внешнее проявление, и, благодаря этому, выступает как социальный институт, является феноменом культуры с четко определенным мироотношением. Религиозное мироотношение практично. Прямым проявлением такой практики служит культ. Культ включает в себя практические религиозные действия, вспомогательные средства и направлен на общение со сверхъестественным. Выделяют различные виды культовой практики: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, молитвы и т. д. Но любое ритуальное действие становиться религиозным, реализуя определенные религиозные представления, а это возможно лишь при использовании религиозной символики.

Как не трудно догадаться, символика – это предметное воплощение символов, она может быть употреблена в архитектуре или иных видах искусства, сопровождает предметы, употребляемые в культовой практике, служит предметным выражением абстрактных представлений. Но религиозный символ шире предметной символики, он может выражаться в ритуальных действиях, например коленопреклонении как знаке покорности. Но обилие символов и символики не делает то или иное действие культом, их совокупность в котором должна быть подчинена одной цели, например вызыванию дождя.

Основное содержание культовой религиозной деятельности несут на себе ритуалы и обряды. Ритуалы – это повторяющиеся стереотипные действия либо имитирующие иную реальность, либо формализующие отношение к ней человека. Ритуал и обряд – целая история, раскрывающая конкретный мотив религиозной картины мира. При этом посредством ритуала иллюстрируют и воплощают религиозные представления, а обряд отмечает наиболее значимые события в практике верующего. Ритуал и обряд неразделимы, обряд реализуется только через ритуальное действие. Например, инициация – это обряд, который проходит через осуществление ритуала. Обрядом также называется заключительное действие ритуала, у австралийских аборигенов обряд обрезания – это окончательный акт ритуальных действий инициации, т. е. знак того, что инициация прошла успешно.

Немаловажным для большинства культов является обряд жертвоприношения, т. е. приношения даров богам, духам природы, умершим предкам, строго определенный религиозной доктриной. Жертвоприношения можно разделить на две группы (по характеру приносимых даров): кровавые и бескровные.

Религиозная деятельность не всегда связана с осуществлением культовой практики. Она может быть и внекультовой, т. е. не связанной с ритуальными действиями, но очень важной для функционирования религии. К такой деятельности относятся толкование и систематизация религиозных идей, их преподавание в духовных учебных заведениях, миссионерская деятельность, воспитание в семье, руководство разными звеньями религиозной организации.

В ходе повторяющейся религиозной деятельности формируются и закрепляются религиозные отношения. Субъектом религиозных отношений может быть как отдельный индивид, так и группа верующих. Различаются они по направленности, т. к. могут быть отношения субъекта со сверхъестественным и отношения двух субъектов, т. е. одного верующего с другим, одной общины с другой. Религиозные отношения конструируются и осуществляются по типу действительных отношений, определяя несколько моделей соотнесения и поведения: модель господства и подчинения, государственно-правовое соотнесение, судебные, семейные отношения. При осуществлении религиозных отношений возможно использование посредников четырех типов: 1) предметы неживой и живой природы; 2) индивид или группа лиц; 3) образы Бога, духов, душ, святых и т. д.; 4) язык, т. е. языковое установление того, с кем и как следует общаться, а также языковые формулы обращения, заклинания, проклятия, благословления и т. д. В зависимости от характера религиозной деятельности, в ходе которой устанавливаются отношения, их также делят на культовые и внекультовые.

Коллективный характер большинства религиозных действий и устойчивость религиозных отношений требуют институционального их оформления, упорядочивающего религиозную деятельность и религиозные отношения, определяющего их субординацию. Осуществляется это в формировании и функционировании религиозных объединений. Религиозные объединения возникли как способ распределения обязанностей и ролевых функций, как ответ на усложнение культовой практики. Первичным религиозным объединением является религиозная группа, которая представляет собой объединение верующих для совершения культовых действий и совместного удовлетворения религиозных потребностей. Религиозная группа возникла еще в первобытном обществе и совпадала с племенем, родом, но не исчезла и с появлением новых, более сложных форм объединения. Сегодня религиозные группы могут существовать как в рамках религиозных организаций, так и параллельно с ними.

В законодательстве РФ религиозная группа – это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Такие группы имеют право совершать религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей[2]. В историческом развитии религии оформилась тенденция преобразования религиозной группы в религиозную общину, которая становится первичной ячейкой более сложных религиозных объединений – религиозных организаций. В современном религиоведении устойчиво применяется деление религиозных организаций на три типа: церковь, секта и деноминация.

Церковь является наиболее типичной и устойчивой формой объединения верующих. Она состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг церковных храмов – святилищ, мечетей, соборов и т. д. Для нее характерна строгая иерархическая структура, в основе которой лежит деление последователей на клир – духовенство, осуществляющее культовую практику, и паству – мирян, прихожан, т. е. рядовых последователей веры. Церковь обладает рядом специфических социальных функций, набором поощрений и наказаний, она монополизирует право толковать вероучение и определять приемлемые формы религиозной деятельности.

Во многом строгость организации, сложность вероучения и трудность изменения социального статуса в рамках церкви приводит к оформлению оппозиционных течений – сект. Секту отличают от церкви добровольное и сознательное членство, отсутствие бюрократической организации, менее формализованное и более эмоциональное отправление ритуалов. Основное стремление секты – модификация некоторых положений вероучения или обрядовой практики. В силу изначальной немногочисленности секты очень важны в ней личные действительные отношения членов. Но со временем секта теряет свои первоначальные признаки и переходит в новое состояние, переоформляется в деноминацию.

Как и в церкви, членство в деноминации постоянное, осуществляется контроль над поведением, дисциплиной и регламентация жизни прихожан. Приток новых членов осуществляется преимущественно за счет обращения детей прихожан. В деноминации реализуется принцип равенства всех членов, но сохраняется четкая организационная структура, которая сопровождается развитием бюрократии, выборностью на руководящие посты, наличием профессиональных должностей административного и культового характера, при этом отсутствует деление на клир и мирян. Оппозиционность деноминации сочетает в себе критику, компромисс и возможность диалога. Часто в деноминациях сочетаются идеи собственной избранности (элитарности) с открытостью для вступления новых членов, а также с активным участием в политических, культурных и социальных сферах жизнедеятельности общества.

Итак, религия – это одна из сфер духовной и практической жизни людей, состоящая из следующих элементов: 1) религиозного сознания, основу которого составляет вера в существование «иного» мира, сверхъестественных сил и существ; 2) религиозного культа, обеспечивающего связь человека или сообщества людей со сверхъестественными силами и сущностями и поддерживающего религиозные чувства; 3) религиозных организаций различного типа, объединяющих единоверцев, которые совместно отправляют культ, вырабатывают и претворяют в жизнь общие принципы поведения.

Опираясь на специфику представленности и интенсивности этих элементов религии, различают несколько типов религиозных людей.

Типы отношения к религии

Элементы религии

Неверие

Вера и религиозные чувства Вероучение Религиозный культ Организация верующих

Отношение к религии

Атеисты

Верующие

Сознательные

Стихийные

Неконфессиональные

Конфессиональные

Пассивные

Активные

Неорганизованные

Организованные

Из таблицы видно, что изначально существует различие между верующими и неверующими, т. е. атеистами. Последние, в свою очередь, сознательно или стихийно не признают существования «иной» реальности, они убеждены, что есть только естественный мир, который можно понять не прибегая к идее сверхъестественного. Среди же верующих есть «свободные» от конфессиональных доктрин и догматов люди и есть те, кто является приверженцем определенного толкования сверхъестественного мира. Последние делятся на пассивных и активных приверженцев вероучения (по признаку участия в культовой практике), но заметьте, что в число пассивных автоматически включаются и неконфессиональные верующие. Относительно активности, т. е. психической интенсивности, отношения к религиозным доктринам, можно более подробно разделить людей не только на активных и пассивных, но и выделить колеблющихся между верой и неверием и индифферентных вере людей.

Контрольные вопросы для самопроверки


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь