Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мусульманское право. Шариат
Важной стороной ислама является провозглашенный им принцип равенства. Но равны между собой только правоверные. Все они братья и должны помогать друг другу. Сила ислама в том, что он сросся с укладом семейной жизни и является ее важнейшим регулятором. И личная, и общественная жизнь мусульман подчиняется детально разработанному закону. Право и правоведение ислама – фикх – является теоретической основой шариата (араб. – «прямой, правильный путь»), который представляет собой комплекс юридических норм и принципов, относящихся ко всем сторонам жизни. Фактически это общее учение об исламском образе жизни, основанное на предписаниях Корана и Сунны. Шариат устанавливает полигамный брак, позволяя мусульманину иметь до четырех жен, разрешает мусульманам жениться на иудейках и христианках, однако запрещает мусульманкам выходить замуж за иноверцев. Шариат регламентирует весь жизненный цикл правоверных: ритуалы, связанные с рождением, в частности обряд обрезания; в исламе он совершается при достижении мальчиками 5–7 лет. Тщательно разработаны в шариате свадебные ритуалы, равно как и похоронные. Шариат устанавливает правила питания мусульман, формы одежды мужчин и женщин как в повседневной жизни, так и в особых случаях, например во время хаджжа. Важное место в жизни мусульман занимают запреты, установленные шариатом. К числу их относятся запрет на взимание ссудного процента, запрет азартных игр, изображений живых существ, пищевые запреты, в том числе на свинину и алкоголь, и т. п. Шариат определяет не только систему обязательных предписаний и запретов, но и наказания за их нарушение. Требования шариата обращены ко всем взрослым мусульманам без исключения. Помимо бытовых сторон жизни шариат определяет также судебное производство, регулирует финансовые отношения и т. д. Современные международные мусульманские организации. XX в. знаменовался появлением мусульманских международных организаций. Первая из них возникла в 1926 г. – неправительственная организация «Всемирный исламский конгресс». В 1928 г. организация «Ассоциация братьев-мусульман» заявила о себе как о благотворительной и просветительской организации. Получив затем распространение во всем мусульманском мире, движение «Братьев-мусульман» превратилось в политическую экстремистскую организацию, провозгласив лозунг: «Аллах – наш Бог, Пророк – наш вождь, Коран – наша конституция, джихад – наш путь, смерть во славу Аллаха – наше высшее стремление». Правда, в дальнейшем эти экстремистские позиции были смягчены. Организации, появившиеся во второй половине XX в., имеют прогрессивную направленность. Это неправительственная организация «Лига исламского мира», возникшая в 1962 г, и наиболее представительное международное объединение – «Организация исламская конференция», основанная в 1962 г., которая имеет статус наблюдателя при Организации Объединенных Наций. Их цель – достижение межгосударственного единства стран ислама на религиозной основе, изучение и распространение ислама. Глава 6 В 60–70-х гг. XX в. в США, Западной Европе, некоторых государствах Азии, а с середины 80-х и в России широкое распространение получили религиозные движения и группы нового типа. Их основное отличие от традиционных исторических религий – оторванность вероучения от традиций народа, нации, региона, в которых они возникают. Их появление чаще всего спонтанно и связано с деятельностью харизматического лидера. Приобщение к вере происходит также внезапно, сопровождаясь резким изменением взглядов, отношения к миру, потерей способности делать самостоятельные выводы. Характерной чертой в общении является употребление четко предзаданных формул речи. Все это побуждает делать выводы о несамостоятельности выбора веры. В отечественном и зарубежном религиоведении отсутствуют как общепризнанное название, так и общепризнанная типологизация новых религиозных движений (НРД). Сейчас в отечественном религиоведении употребляются как синонимы понятия «нетрадиционные религии и культы», «возникающие религии», «внеконфессиональные, неканонические верования», «альтернативные религии» и т. п. В средствах массовой информации и обыденном сознании закрепилось их общее наименование как «сект». В свою очередь, классификация НРД может быть сведена к трем типологизациям. По содержанию вероучительных доктрин различают: • неохристианские; • неоориенталистские; • оккультно-мистические; • неоязыческие; • сатанинские направления, течения и школы. По направленности к созданию межконфессиональных доктрин различают: • синкретические; • территориально-региональные религиозные системы. По типам отношения к миру различают: • миротерпимые; • мироотвергающие; • мироисцеляющие. Основным побудительным мотивом возникновения и дальнейшего существования НРД служит актуализация и абсолютизация проблемы несовершенства современного мира. Большинство НРД проповедует скорую смену эпох, грядущую победу Добра над Злом, рождение нового мира, в котором не будет места «заблуждающимся» («неверным»). Этот мир лишь для избранных, очистившихся людей. И НРД предлагают всевозможные психотехники очищения, в силу часто негативного воздействия на личность которых, они часто именуются как деструктивные культы. Распространению НРД в России способствовали глубокий кризис и распад экономической, политической и идеологической систем, а также утрата авторитета традиционных религий. Возникшая же модель отношений государство-религия не могла эффективно противостоять возникновению все новых НРД. Большинство из них появились в России, благодаря миссионерской деятельности последователей иностранных НРД, но существует и ряд течений «местного» происхождения. В настоящее время в России насчитывается 500–600 тыс. последователей НРД. Глава 7 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы